Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » M. З. Гонейм. Потерянная пирамида.

M. З. Гонейм. Потерянная пирамида.


4-05-2009, 11:34 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 788)


Глава первая. МАТЬ ПИРАМИД


Вряд ли все мои читатели знают подробности истории Древнего Египта. Поэтому надеюсь, что те, кто с такими подробностями знаком, простят мне нижеследующее краткое введение в историю первых египетских династий. Оно необходимо, чтобы большинство читателей, для которых этот предмет нов, смогли соответствующим образом оценить открытия последних лет.
Долину Нила принято считать колыбелью самой древней цивилизации на нашей планете. [Автор не совсем прав: цивилизация Шумера, возникшая в низовьях Тибра и Евфрата, не уступает в древности египетской.- Прим. ред.]
Когда ледниковый период в Европе окончился и количество дождей пошло на убыль, кочевые племена Северной Африки устремились к долине Нила, привлекаемые его неиссякающим многоводьем. Эти племена путем смешения различных рас образовали народность, состоявшую из пришельцев с востока, запада и юга. В период раннего неолита, повидимому уже в шестом-пятом тысячелетии до нашей эры, вчерашние кочевники-охотники начали селиться в Нильской долине. Ежегодные разливы, несущие плодородный жизнетворный ил, доставляли им здесь все необходимое, позволяя вести оседлую жизнь.
Через огромный промежуток времени первобытные египтяне научились управлять своей рекой или во всяком случае предугадывать ее поведение. Они научились делать отметки уровня воды в различные времена года и благодаря таким многолетним наблюдениям могли довольно точно предсказывать силу разлива. Наблюдения необходимо было записывать, и это, возможно, послужило одной из основных причин изобретения письменности.
Ежегодные разливы уничтожали большое количество ме- . жевых знаков. Чтобы затем восстанавливать границы полей, понадобилась точная система измерений, а это в свою очередь вызвало развитие геометрии, которая впоследствии пригодилась при сооружении зданий. Так формировалась египетская культура.
Несмотря на все это, египтяне еще долгое время не были единым народом. Они жили изолированными поселениями, расположенными вдоль огромной извилистой реки, и в каждом поселении был свой местный вождь. В тот период независимые племена беспрестанно воевали между собой. Иногда какой-нибудь могущественный правитель подчинял своей власти многочисленных соседей, а иногда несколько маленьких царств объединялись в союз для защиты или для нападения. Так постепенно возрастала сила централизации. И вот пришло время, когда в Египте осталось всего два государства: царство Верхнего Египта и царство Нижнего Египта. Наконец, правитель Верхнего Египта завоевал север страны и создал объединенное царство. Этим правителем был Нармер, или, иначе, Менее. Он стал родоначальником династии фараонов, которую историки называют Первой династией. Произошло это приблизительно в 3200 году до нашей эры. [Тем не менее память о том, что Египет в древности был разделен на Верхнее и Нижнее царства, сохранялась еще долгое время после объединения. Так, например, одним из титулов фараонов был "Владыка Верхнего и Нижнего Египта".]
К сожалению, такое деление на династии не всегда точно. Оно было установлено в IV веке до нашей эры египетским историком Манефоном, написавшим историю Египта на греческом языке. Манефон разделил имена фараонов, известных ему по древним записям, на тридцать царских родов, однако некоторые его деления ошибочны. Несмотря на это, современные историки для удобства продолжают пользоваться списком, составленным Манефоном. Этот список династий приведен в конце книги.
Описанный выше период местных войн, предшествовавших объединению Египта, продолжался немало времени. От исторического Египта, известного нам уже по письменным источникам, его отделяет более тысячелетия. Так, например, для фараона Тутанхамона, правившего четырнадцать с лишним столетий до нашей эры, фараон Нармер был так же далек, как для нас Нерон. Однако из раскопок погребений того отдаленного периода, отстоящего от нас на шесть тысячелетий, мы знаем, что египетская цивилизация уже тогда стояла на значительной высоте. Было известно и распространено календарное летосчисление, существовала письменность, а ремесла - гончарное, ювелирное, оружейное и другие-достигли высокой степени совершенства. Эту эпоху до начала письменной истории мы называем додинастическим периодом.
Непосредственно следующий за ней отрезок времени, включающий две первые династии (3200-2780 годы до нашей эры) историки называют архаическим периодом, периодом укрепления и развития единого государства.
С момента восшествия на престол Джосера, первого фараона Третьей династии, начинается период Древнего Царства (2780 год до нашей эры), период строителей пирамид, которым и посвящена настоящая книга.
Первоначально столицей фараона Нармера, или Менеса, был город Тис в Верхнем Египте, однако во время борьбы с Нижним Египтом его основным местопребыванием стал Мемфис, расположенный километрах в пятнадцати южнее современного Каира. С начала Третьей династии преемники Нармера правили объединенным Египтом уже из Мемфиса, который до самого конца Древнего Царства (2258 год до нашей эры) оставался столицей страны. Он был резиденцией таких могущественных правителей, как фараон Хуфу (Хеопс), построивший Великую пирамиду, как его наследник Хефрен, строитель второй по величине пирамиды, как Менкаура, и многие другие. Город был расположен у самого Нила-часть его развалин сохранилась до наших дней. Главный же некрополь, или место погребения фараонов и знати, находился западнее Мемфиса, на пустынном плато Саккара. [Это название - Саккара - происходит, по-видимому, от имени бога Птаха-Сокар-Осириса, покровителя некрополей.]
Для всех, кто увлекается далеким прошлым, некрополь Саккара несомненно самое интересное место в Египте. Просто досадно, что тысячи туристов, ежегодно посещающих пирамиды в Гизе, не дают себе труда проехать еще несколько километров на юг, чтобы увидеть величайший некрополь мемфисских фараонов.
Представьте себе, что, налюбовавшись великой пирамидой Хуфу и соседними пирамидами, вы сворачиваете с главной дороги на боковую, ведущую к Саккара. Она вьется у подножия пустынного плато, которое все время находится справа от вас. Дорога узка. Пока ваш автомобиль пробирается по ней, вы видите группы крестьян на полях. Вот один из них идет за плугом, влекомым парой быков в ярме. Вот другой в длинной рубахе и белом тюрбане склонился над примитивным насосом для перекачивания воды из канала в канал. Перед вами возникают картины, почти не изменившиеся со времен постройки пирамид; рельефы и роспись в гробницах того периода запечатлели такие же сцены.
Слева от вас простирается зеленая долина Нила, окаймленная более темной зеленью пальм, а вдали, на восточном берегу, горизонт замыкают голые скалы, где древние строители добывали камень для пирамид.
Теперь взгляните в другую сторону, на пустынное плато, возвышающееся в нескольких сотнях метров справа. Вот на нем показалась абусирская группа пирамид, выстроенных четырьмя фараонами Пятой династии-Сахура,Ниусерра, Нефериркара и Неферефра. Не успевает эта группа исчезнуть, как перед вами во всем своем великолепии появляется ступенчатая пирамида Джосера, расположенная в нескольких километрах южнее края плато. Это и есть Саккара. И если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите на самом краю плато маленькое белое пятнышко-мой дом, где я живу и работаю.
Когда автомашина сворачивает круто направо, пересекая долину, ступенчатая пирамида Джосера возникает прямо перед вами, но одновременно чуть левее появляются и другие пирамиды, подобно сказочным гигантам встающие из туманного марева: это величественные монументы Снофру в Дашуре, один из которых по величине почти не уступает пирамиде самого Хеопса.
Возделанные поля сразу исчезают, и колеса автомашины начинают вязнуть в мелком песке. Разворачиваясь, вы видите вокруг глубокие траншеи и целые горы битых черепков- это следы раскопок, которые ведутся здесь уже около ста лет. В этом отношении некрополь Саккара самое исследованное место во всем Египте.
Вы выходите из автомашины, и ваши ноги тотчас погружаются в щебень. Свежий ветер гуляет над окружающими вас со всех сторон волнами золотого песка. Там, на западе, раскинулась Западная пустыня, такая же безлюдная и бесплодная, как, во времена фараонов. Зато прямо перед вами высится гигантская ступенчатая пирамида Джосера, первого фараона Третьей династии (2780 год до нашей эры). Это древнейшее на земле крупное сооружение из камня.
Пирамида Джосера безусловно господствует над Саккара. Однако здесь же находятся и другие царские гробницы, причем некоторые из них еще древнее ступенчатого великана.
Самыми ранними считаются большие мастабы, гробницы Первой династии. Профессор Уолтер Б. Эмери недавно откопал их на севере Саккара. Это крупные прямоугольные сооружения из кирпича-сырца. В центре каждой мастабы расположена усыпальница, а вокруг нее-множество маленьких комнат, где хранилась пища для загробной жизни покойника. Древние египтяне верили, что после смерти умерший будет жить в самой гробнице или возле нее, а потому гробницы были как бы моделями царских дворцов. Похоже на то, что усопшего монарха сопровождали даже рабы и дворцовые слуги. Во всяком случае Эмери обнаружил вокруг отдельных гробниц множество скромных погребений, в каждом из которых лежали человеческие сЬелеты. Этот варварский обычай, пережиток тех времен, когда египтяне еще не были цивилизованным народом, по-видимому, вскоре исчез, потому что уже в последующий период вместо слуг начали хоронить маленькие статуэтки, так называемые "ушебти", или "ответчики", которые силой магии наделялись способностями на-, стоящих слуг.
В Саккара было обнаружено немало гробниц Первой династии. На некоторых сохранились имена фараонов Гораха, Джера, Уаджи, Удему и Ка-а. Много лет назад Флиндерс Петри обнаружил гробницы с именами этих же фараонов в Верхнем Египте, в Абидосе. Поэтому до сих пор неизвестно, где же в действительности они погребены - в Абидосе или в Саккара. Следует, однако, сказать, что в тот период фараоны обычно имели по две гробницы-одну на севере, другую на юге, что символизировало их двойную власть над Нижним и Верхним Египтом. Профессор Эмери полагает, что по-настоящему фараонов Первой династии хоронили в Саккара, а в Абидосе оставались только их кенотафы. [Кенотаф- ложное, символическое погребение.- Прим. перев.]
Все эти усыпальницы еще в древности были разграблены, как и большинство египетских погребений. Удалось отыскать только каменные сосуды, остатки погребальной утвари, да еще кусочки золотых листьев, которыми были покрыты стены центральной комнаты. Сами глиняные стены мастаб хранят следы высокой температуры: по-видимому, когда-то содержимое этих комнат было' сожжено либо врагами покойных фараонов, либо теми, кто захватил их гробницы позднее и хотел изгнать таким образом дух умершего, чтобы воспользоваться его усыпальницей для своего собственного погребения. В Древнем Египте это делалось довольно часто.
Далее в хронологическом порядке идут гробницы Второй династии, расположенные к юго-западу от ограды пирамиды Джосера. От них остались только подземные покои. Наземные сооружения были полностью разрушены, по-видимому, фараоном Унасом в то время, когда он строил свой погребальный храм. Цементные печати, найденные в подземных галереях, сохранили нам имена двух фараонов Второй династии-Нинофера и Ранеба, однако от их мумий и погребальной утвари не осталось ничего. Вместо этого много позднее подземные галереи были заполнены сотнями других мумий, большая часть которых до сих пор еще не извлечена. За три тысячи лет, пока в некрополе продолжали хоронить умерших, разграбленные древние гробницы использовались для новых погребений неоднократно.
До начала Третьей династии в строительстве по-прежнему преобладает кирпич-сырец. Лишь иногда центральные покои облицовывались камнем, как, например, в гробнице Хасехемуи в Абидосе. Затем произошел один из тех революционных переворотов, которые лишь время от времени случаются в истории развития человека и неизмеримо увеличивают его силы, позволяя за какие-нибудь несколько лет изменить весь окружающий мир. Такими вехами в развитии цивилизации было, например, изобретение колеса и паруса, а в данном случае-изобретение каменной кладки.
По традиции честь этого великого открытия приписывается Имхотепу, главному архитектору фараона Джосера, предполагаемого основателя Третьей династии [Последнее не доказано. Папирус Весткар, в частности, первым правителем Третьей династии называет фараона Небка.]. В то время объединение Верхнего и Нижнего Египта было уже завершено, и фараоны, упрочив свою власть, правили всей страной из Мемфиса. Египтяне обожествили Имхотепа, и все писцы позднее совершали возлияния в его честь, прежде чем приступить к какой-либо работе. Ему приписывают целый ряд изречений, ставших бессмертными. Когда в Египет пришли греки, они отождествили Имхотепа со своим богом медицины Эскулапом.
Несомненно, это был человек титанических способностей. Его ступенчатая пирамида, первое в мире сооружение из камня, до сих пор оставляет незабываемое и, пожалуй, даже более сильное впечатление, чем позднейшие, всем известные пирамиды Хефрена и Хуфу.
Здесь мы подходим к самым истокам архитектуры-ведь это была первая попытка человека создать монументальное сооружение из камня! Даже сегодня, после того как поколения грабителей растащили великолепную каменную облицовку, стесав и разрушив острые грани ступеней, величественная гробница Джосера продолжает волновать душу. И не только самая пирамида! Не менее прекрасен чудесный ансамбль дворцов и зданий, который некогда ее окружал.
Поскольку найденная мною пирамида относится к тому же типу и возможно, что она была построена кем-либо из рода фараона Джосера, я хотел бы конец главы посвятить рассказу о том, как и для чего воздвигались подобные здания.
С самых отдаленных времен древние египтяне весьма заботились о благополучии своих мертвецов на том свете. Все, конечно, слышали о египетском обычае мумифицировать тела умерших, но еще задолго до того, как египтяне научились бальзамировать трупы, они уже хоронили своих знатных людей с великой пышностью, снабжая их утварью, оружием, украшениями, пищей и вообще всем, что, по их мнению, могло понадобиться покойному в загробной жизни.
Таким образом, религия египтян заботилась не только о живых, но и о мертвых. Считалось, что после смерти человек продолжает жить почти так же, как на земле. Поэтому важно было сохранить его тело от тления. Кроме того, мертвецу необходимо было пройти через определенный ритуал, чтобы предстать перед богами и духами подземного царства. Следовательно, нужно было предохранить не только тело покойного, но и уберечь от воздействий климата и от разграбления погребальную утварь. Эти требования и обусловили особенности надгробной архитектуры.
В соответствии с ними усыпальницы строили все глубже и глубже, придумывая всяческие ухищрения, чтобы как можно надежнее закрыть вход в нее и во внешние галереи. Одновременно, для того чтобы родственники и жрецы могли возносить молитвы по умершим, в непосредственной близости от гробниц строились жертвенники. Их располагали рядом с погребальной стелой или неподалеку от ложной двери, через которую Ка [К а-по верованиям древних египтян, незримый двойник, дух, рождающийся вместе с человеком и охраняющий его после смерти в загробном мире.- Прим. ред.], или двойник покойного, выходил, чтобы принять жертвоприношения.
Я уже говорил об огромных мастабах фараонов Первой династии, построенных из кирпича-сырца, где большой центральный зал был окружен рядом меньших комнат. Позднее этот тип гробниц уступил место другому, в котором усыпальница и прилегающие покои вырубались уже в самой скале под землей и сообщались с поверхностью через глубокую шахту. Наземная часть гробницы представляла собой прямоугольное сооружение из кирпича-сырца, а впоследствии из камня. В нем была небольшая, окруженная стенами комната, так называемый серда б, где хранилось изваяние покойного, служившее вместилищем для его Ка. По-видимому, египтяне верили, что Ка умершего, воплощенное в статую, имеющую с ним портретное сходство, способно жить в сердабе и принимать пищу, которую ему приносили в жертву перед гробницей или в прилегающей комнате. Для этого и устраивалась "ложная дверь": через нее дух умершего должен был принимать жертвоприношения.
Мы называем подобные гробницы мастабами. Это арабское слово означает буквально "скамья". Называются они так потому, что весьма напоминают глинобитные скамьи, какие можно часто видеть перед домами египетских крестьян.
Ступенчатая пирамида Джосера сначала тоже представляла собой обыкновенную каменную мастабу. В своем развитии она прошла пять стадий.
Сначала архитектор фараона выстроил большую мастабу, довольно сходную с аналогичной гробницей, воздвигнутой для Джосера в Бет-Халлафе, в Верхнем Египте. Но если та мастаба была из необожженного кирпича, продолговатая, то мастабу в Саккара сделали уже квадратной и состояла она из каменных блоков. За время правления Джосера каменную мастабу расширили во все четыре стороны, но, поскольку пристройку сделали ниже, образовалось как бы две ступени [Следует напомнить, что все подобные гробницы строились при жизни фараонов, а не после их смерти.].
Затем архитектор еще раз изменил свои планы и сделал гробницу продолговатой. Но, по-видимому, это не удовлетворило его господина или его самого, потому что он в четвертый раз расширил постройку, а затем сделал нечто такое, чего не делал еще ни один строитель гробниц. На верхней площадке огромной плоской мастабы Имхотеп построил еще одну серию из трех мастаб, каждая из которых была меньше предыдущей. Так была создана первая ступенчатая пирамида, мать всех египетских пирамид.
Восхищенный фараон решил сделать свою гробницу еще больше. Он приказал расширить основание до размеров в сто двадцать пять метров на сто семнадцать. На вершине ее соорудили шесть уменьшающихся ступенями террас и облицевали все прекрасным известняком, доставленным с холмов Туры и Масары, с противоположного берега Нила. В таком виде, если не считать известняковых плит, украденных позднее, пирамида Джосера сохранилась до наших дней. Следует отметить, что в плане она представляет собой не квадрат, как позднейшие пирамиды, а прямоугольник.
Однако самая пирамида была лишь центром огромного ансамбля каменных зданий. В более ранние времена гробницу фараона обычно окружала просто стена, внутри которой совершались жертвоприношения духу усопшего монарха. Имхотеп же пошел гораздо дальше. Он обнес пирамиду гигантской стеной, так что внутри оказалась площадь, равная примерно пятнадцати гектарам (277 метров на 545), то есть в сто раз больше, чем площадь, занимаемая большой кирпичной гробницей в Нагадэ, которую долгое время считали могилей фараона Нармера, Внутри этой ограды Имхотеп воздвиг каменные сооружения, точно так же облицованные превосходно выточенными известняковыми плитами. Подобных резных плит в Египте не встречается больше нигде. Некоторые из них, очевидно, имели отношение к так называемому "Празднеству Сед", ритуалу, восходящему к давно прошедшим временам.
В глубокой древности, по-видимому, существовал обычай по прошествии определенного числа лет правления предавать престарелых фараонов насильственной смерти. Такой же обычай до сих пор существует у некоторых первобытных племен. Люди верили, что от мощи властителя зависит плодородие земли, процветание Египта и благоденствие всего народа. Когда сила фараона начинала с годами ослабевать, его торжественно убивали и трон занимал новый властитель. Очевидно, это происходило каждые тридцать лет правления.
По мере развития цивилизации подобный обычай был постепенно заменен религиозно-магическим обрядом ритуального обновления царской власти. О подробностях этой церемонии мы почти ничего не знаем, но, по-видимому, в нее входило жертвоприношение богам Верхнего и Нижнего Египта, после которого фараона короновали заново. Сохранился, в частности, любопытный рельеф на стене одной из подземных галерей под оградой пирамид, где изображен стремительно бегущий фараон Джосер в двойной короне. Предполагается, что подобный бег, которым фараон как бы доказывал свою силу, был частью этой церемонии. К ней мне еще придется вернуться в следующих главах.
Интересной особенностью строений в ограде ступенчатой пирамиды является то, что, по всей видимости, это были ложные здания, воздвигнутые для благополучия фараона в загробном мире. возможно, что древние египтяне считали неизбежным периодическое повторение мистерии обновления и новой коронации даже после смерти фараона,- по их верованиям цикл смерти и возрождения был бесконечен.
Надо сказать, что все многочисленные теории, пытающиеся объяснить смысл "Празднества Сед", опираются на весьма скудные факты, почерпнутые из погребальных обрядов того отдаленного периода,-самого начала династической истории Египта. Нам, например, известно, что в те времена фараоны строили для себя по нескольку гробниц. Джосер, кроме своей ступенчатой пирамиды, воздвиг еще одну большую мастабу в Бет-Халлафе. Аха построил себе усыпальницу в Абидосе, но в Саккара тоже есть большая мастаба с его именем. Снофру, основатель Четвертой династии, завершил постройку пирамиды в Медуме, начатую, очевидно, его предшественником, фараоном Хуни, однако в Дашуре возвышаются еще две огромные пирамиды, на которых стоит его имя. Таких примеров можно привести немало. Поистине вся история той далекой эпохи полна неразгаданных тайн! О ней известно гораздо меньше, чем, например, о Восемнадцатой династии, эпохе Тутанхамона. Это, в частности, и явилось одной из причин, заставивших меня обратиться к тому далекому периоду. И именно поэтому открытие новой пирамиды того времени сразу привлекло к себе внимание египтологов.
Вернемся, однако, к ступенчатой пирамиде Джосера. Усыпальница фараона располагалась не в самой пирамиде, а была высечена под ее фундаментом в скальном грунте. Имхотеп сделал квадратную шахту площадью около 7 квадратных метров и глубиной в 27,45 метра. На дне се и была построена усыпальница из гранитных плит, доставленных из Ассуана в Верхнем Египте. В потолке усыпальницы оставили отверстие, чтобы через него можно было внести мумию. Позднее, это отверстие закрыли массивной гранитной плитой весом в три с половиной тонны.
Вход в шахту начинался далеко за пределами пирамиды, из узкой траншеи, расположенной к северу от нее. Он вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в колодце. Впоследствии этот ход, а также самый колодец, начиная от гранитной крыши, засыпали щебнем.
Однако большой центральный колодец был только центром настоящего подземного лабиринта галерей, ответвляющихся от него на запад, юг и восток. Стены некоторых галерей покрывали синие изразцы, имитирующие тростниковые циновки, которые, по-видимому, играли во дворце фараона роль перегородок. Все эти галереи с их неожиданными поворотами и тупиками напоминают огромную, высеченную в скале кроличью нору. Они ведут к многочисленным кладовым, где были обнаружены тысячи каменных ваз и кувшинов превосходной работы, выточенных из порфировых глыб, а иной раз и из алебастра. На некоторых сосудах начертаны имена Джосера или его предшественников.
В Древнем Египте богатство измерялось не деньгами, поскольку денежного обращения еще не существовало, а маслом, зерном, другими продуктами, а также золотом и драгоценными камнями. Золото и драгоценности исчезли, украденные грабителями могил тысячелетия назад, однако сохранившаяся коллекция бесчисленных каменных сосудов достаточно красноречиво свидетельствует о могуществе фараона, распоряжавшегося всеми богатствами объединенного Египта.
Вдоль восточной стороны первоначальной мастабы Имхотеп вырыл несколько шахт глубиной более тридцати метров. Каждая из них заканчивается длинной горизонтальной галереей, идущей с востока на запад; по-видимому, они предназначались для усыпальниц и хранения погребальной утвари жены и других родственников фараона. В некоторых галереях археологи Фёрс и Квибелл обнаружили алебастровые саркофаги или пьедесталы, на которых некогда стояли другие саркофаги. Однако все они были разграблены.
Затем Имхотеп решил включить восточные галереи в комплекс самой пирамиды. По-видимому, для этого он и расширил основание мастабы в восточном направлении. Но в таком виде все здание, относительно низкое, скрывалось за внешней стеной, достигавшей высоты девяти с лишним метров, Тогда-то, очевидно, гениальная фантазия Имхотепа и побудила его увенчать мастабу рядом уменьшающихся к вершине ступеней или террас, которые были бы видны издалека и возвышались над окружающей местностью точно так же, как Джосер при жизни возвышался над всем своим царством.
Здесь нелишне будет рассмотреть некоторые теории, выдвинутые для объяснения пирамидальной формы гигантских гробниц фараонов. Почему была избрана именно эта форма? Не было ли превращение мастабы в ступенчатую пирамиду случайным? Или, может быть, наоборот, пирамида имела какое-то религиозное значение? По этому поводу высказывалось немало остроумных соображений.
Так, например, американский ученый, профессор Д. Г. Брэстед утверждает:
"Пирамидальная форма гробниц фараонов имеет глубоко священное значение. Фараона погребали под символом солнечного бога, который хранился среди святая святых храма Солнца в Гелиополе... Когда увеличенная до гигантских размеров пирамида вздымалась над усыпальницей фараона, возвышаясь над его городом и над всей долиной на много миль вокруг, она становилась самой высокой вершиной, первой встречавшей солнце во всей стране. Утренние лучи озаряли сверкающую верхушку пирамиды задолго до того, как солнечный свет рассеивал сумрак у ее подножия, в котором еще пребывали простые смертные" [J. H. Breasted. The Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. New York, 1912, p. 72.].
Теория возвышенная и захватывающая. Однако насколько она справедлива? Пирамида, как утверждает Брэстед, была копией хранившегося в храме религиозного символа бога Солнца. Но отсюда следует, что и самый этот символ должен был иметь пирамидальную форму.
Интересное соображение приводит Эдварде в своей превосходной книге "Египетские пирамиды". Он пишет:
"Поздним вечером в облачный зимний день в Гизе иногда можно наблюдать поразительное зрелище. Если встать на пути к Саккара и поглядеть на запад, в сторону плато, где расположены пирамиды, иной раз можно увидеть, как солнечные лучи, прорываясь через просвет в тучах, конусом падают на землю примерно под тем же углом, что и грани Великой пирамиды. В такие мгновения кажется, что перед вами предстают одновременно мираж-прототип и его материальная копия" [I, Е. S. Edwards. The Pyramids of Egypt, London, 1954, p. 234.].
Кроме того, Эдварде ссылается на тексты, обнаруженные на стенах внутренних галерей и покоев в пирамидах Пятой и Шестой династий, где пирамида якобы рассматривается как "лестница на небеса". Например, изречение № 508 этих текстов гласит:
"Я ступаю по его лучам, как по ступеням, по коим я поднимаюсь к моей матери, живому урею [Урей- божественная змея, символ власти над Нижним Египтом.] на челе Ра". В другом изречении (№ 523) мы читаем: "Небеса простерли к тебе лучи солнца, дабы ты мог вознестись к небесам, словно око Ра".
Но разве эти Тексты действительно называют пирамиду материальной "лестницей на небеса"? Думаю, что нет. Мне кажется, что в Текстах пирамид речь идет лишь об имматериальной лестнице, такой, как прах, дым благовоний и т. д.
Строя свою ступенчатую пирамиду, Джосер скорее всего просто стремился создать памятник, который был бы выше гробниц всех его предшественников и символизировал "Первозданную Гору"-вершину, возникшую на заре творения из первородных вод. Во всяком случае ступенчатая пирамида была лишь промежуточной формой гробниц. Позднее она уступила место настоящей пирамиде, служившей затем образцом для всех подобных сооружений в Египте.
Через две тысячи лет после того, как была построена первая ступенчатая пирамида, столицей фараонов стал город Саис в дельте Нила. То был период своеобразного Ренессанса: разграбленные и преданные забвению памятники Древнего Царства по прошествии столетий снова пробудили к себе живой интерес. Некоторые из них были раскопаны и реставрированы: произведения древнего искусства стали служить образцами для подражания и тщательного копирования. Именно в тот период ступенчатая пирамида Джосера привлекла внимание саисских правителей. Не сумев или не захотев воспользоваться древним северным входом, они соорудили новую галерею, ведущую под пирамиду с юга. В ходе работ им посчастливилось найти центральный колодец, который был очищен от щебня до самой крыши усыпальницы, Именно через эту, сравнительно новую галерею, прорытую каких-нибудь две тысячи семьсот лет назад, посетители проникают сегодня в гробницу для осмотра колодца и крыши усыпальницы.
По длинной крутой, тускло освещенной галерее вы постепенно спускаетесь все ниже до тех пор, пока она внезапно не обрывается над провалом. Здесь глубоко под вами чернеет огромный центральный колодец. Сверху над его темным сводом, где гнездятся летучие мыши, нависла вся чудовищная масса пирамиды. А внизу, на дне колодца, зияет отверстие в гранитной кровле усыпальницы, освещенной изнутри скрытыми лампами. Гранитная плита лежит рядом с отверстием, Но самая усыпальница пуста.
Когда саисские фараоны добрались до нее около трех тысяч лет назад, усыпальница почти наверняка была уже ограблена. Фёрс обнаружил здесь только одну кость человеческой ноги-это все, что осталось от великого фараона.
Снаружи на северной стороне пирамиды расположен сердаб, маленькая комната, окруженная стеной. В ней Фёрс и нашел знаменитую сидящую статую фараона Джосера, ныне выставленную в Каирском музее. На ее место установили копию, и каменные глаза фараона до сих пор глядят сквозь две узкие щели, словно ожидая жертв, которые приносили ему жрецы почти пять тысяч лет назад.
Там же внутри ограды сохранились остатки зданий, пред< назначенных для Ка, двойника фараона в загробной жизни, Некоторые из этих зданий восстановлены.
Во время церемонии "Празднества Сед" фараона, по-видимому, отождествляли с Осирисом, богом мертвых. Осирис был убит, а затем возродился для бессмертия. Обожествленный фараон надеялся что и его жизнь точно так же будет вечно возобновляться. Его монументы из сверкающего белого известняка, возвышающиеся даже над огромной внешней оградой, должны были все время напоминать египтянам, что их фараон, ставший богом, будет царствовать вечно.
Я довольно подробно описываю ступенчатую пирамиду Джосера, Потому что когда читатель ознакомится е ее историей и ее конструкцией, ему будет легче оценить значение вновь найденной пирамиды, построенной одним из преемников великого фараона. В пирамиде Джосера есть, например, некоторые архитектурные особенности, о которых следует упомянуть, поскольку они имеют прямое отношение к рассказу.
Прежде всего-это так называемая "южная гробница Джосера". Тайна ее волновала многих египтологов, но раскрыть ее до конца пока так и не удалось.
Под южной стеной ограды находится глубокая шахта, высеченная в скале. Она ведет ко второй гробнице, напоминающей ту, что скрыта под самой пирамидой. Эта гробница тоже состоит из большого колодца площадью в 7 квадратных метров и глубиной в 27,45 метра, то есть точно такой же плоЩади и глубины, что и колодец под пирамидой. На дне его, как и под пирамидой, расположена гранитная усыпальница, но только она гораздо меньше: эта комната настолько мала, что в ней невозможно похоронить человека. Однако и здесь мы находим на стенах галерей имя Джосера и превосходно изваянные рельефы, изображающие его во время церемонии "Празднества Сед". В этих галереях, как и под пирамидой, стены частично облицованы синими глазированными плитками, имитирующими тростниковые циновки.
Для чего же была построена вторая гробница? И действительно ли это гробница?
Некоторые археологи полагают, что она предназначалась для захоронения каноп-четырех священных сосудов с внутренними органами фараона, вынутыми из его трупа во время бальзамирования. Однако ни одного такого сосуда найти не удалось. Следовательно ничто эту теорию не подтверждает и не опровергает. Но существует и другое объяснение, подсказанное мне находками, сделанными во вновь открытой пирамиде. О нем я расскажу в следующей главе.
Далее следует великолепный ансамбль зданий внутри внешней ограды. Глядя на них, можно как бы проследить зарождение искусства каменной кладки. Здесь мы видим двор "Празднества Сед", о котором я уже упоминал,-прямоугольное удлиненное пространство, расположенное к юго-востоку от пирамиды. На нем сохранились остатки храмов-жертвенников с открытыми ложными дверями в маленькую комнату для приношений. На южной оконечности этого двора два пролета ступеней ведут к обширной каменной площадке, где, очевидно, стояли изваяния тронов Верхнего и Нижнего Египта.
К югу от двора начинается парадная колоннада; ее завершают входные пилоны, выступающие из внешней ограды. Эта узкая и длинная колоннада состоит из двух рядов связанных между собой колонн с канелюрами [Канелюры- вертикальные желоба на колоннах.- Прим. перев.]. Крыша и верхние части колонн недавно восстановлены. Самые колонны расширяются кверху зонтиками и как бы имитируют деревянные столбы, которые в свою очередь, возможно, являются копиями опор, сделанных из связанных пучками стеблей тростника. Здесь снова с обоих концов колоннады мы видим ложные каменные двери; имитирующие деревянные. На камне, например, тщательно высечены даже поперечные балки. К таким балкам прибивались панели деревянных дверей. Это лишний раз доказывает, если только подобные доказательства необходимы, что мы имеем дело с первыми опытами каменного зодчества человека. В те времена еще не определилось его законы и строители рабски копировали более древние образцы деревянных сооружений.
Внутри ограды находится немало других зданий, но их я не собираюсь здесь описывать. При желании можно найти все относящиеся к ним подробности в работах Фёрса, Квибелла, Лауэра и других известных специалистов. Я привел лишь несколько примеров, имеющих непосредственное отношение к новым находкам. Но, кроме них, гробница Джосера отличается еше двумя особенностями, на которые я хотел бы обратить внимание читателя.
Прежде всего это большая внешняя стена, достигавшая некогда высоты десяти метров. Она была украшена бастионами и панелями, в подражание древним стенам из необожженного кирпича. Основу этой стены составлял щебень, заключенный в облицовку из небольших, тщательно подогнанных блоков гладкого белого известняка, такого же, каким была облицована самая пирамида. Обычно все восхищаются плотностью швов этой облицовки, но в действительности камни хорошо подогнаны только снаружи. В отличие от огромных блоков, использованных для постройки последующих пирамид, здесь облицовочные плиты внутри неровны и не прилегают плотно друг к другу на всю глубину.
В древности, когда эта гигантская стена поднималась на всю свою высоту, она представляла великолепное зрелище. Возможно, что она копировала Белую Стену Мемфиса, прославленную в древних текстах. Между бастионами через неравные промежутки ее украшали рельефы, изображавшие четырнадцать двустворчатых ворот.
Второй архитектурной особенностью ступенчатой пирамиды Джосера является ее внутренняя конструкция. Пирамида состоит из независимых слоев каменной кладки, опирающихся на центральную щебенчатую основу. Точно так же по существу построены и все "настоящие" пирамиды - Хуфу, Хефрена и прочих фараонов, царствовавших позднее. Однако между расположением рядов или слоев кладки ступенчатой пирамиды и более поздних пирамид есть одна существенная разница. В ступенчатой пирамиде каменные блоки наклонены внутрь под углом в 74°-это сделано для большей прочности. Иначе говоря, здесь каменные блоки расположены подпр ям ы м углом к внешней поверхности, то есть каждый ряд блоков наклонен под острым углом к осевому перпендикуляру основы. -В более же поздних, так называемых "настоящих" пирамидах с прямыми, а не ступенчатыми гранями, слои кладки расположены горизонтально.
Для эпохи Третьей династии характерны именно ступенчатые пирамиды. Такие же гробницы, хотя и в гораздо худшем состоянии, чем пирамида Джосера, сохранились в Завиет-эль-Эриане, между Саккара и Гизе; в Медуме, где один из фараонов, по-видимому Хуни, начал возводить ступенчатую гробницу, позднее Снофру достроил ее уже как настоящую; в Силе, близ Фаюма; в Завиет-эль-Майитине, в Среднем Египте, а также в Нубте и в Куле в Верхнем Египте.


Глава вторая. ФАРАОНЫ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ


Девятого марта 1951 года меня перевели из Луксора с поста главного инспектора Департамента древностей в Верхнем Египте и хранителя фиванского некрополя обратно в Саккара, где я начинал свою археологическую карьеру еще в 1937 году. Тогда я был помощником археолога и некоторое время работал на дамбе Унаса, фараона Пятой династии, чья гробница находится неподалеку от пирамиды ДжосераНа сей раз я был назначен главным инспектором Саккара и должен был отвечать за целость и сохранность всех древностей в этом районе.
Но у меня имелись особые причины радоваться переводу в Саккара.
Уже давно меня занимал один факт: несмотря на то что время правления Третьей династии представляет собой интереснейшую эпоху в истории Египта - период, когда Египег превратился в объединенное царство со столицей в Мемфисе, мы почти ничего не знаем ни об одном фараоне Третьей династии, за исключением Джосера. К сожалению, даже это имя является более поздней версией, которая не употреблялась долгое время после его смерти и впервые встречается лишь в период Двенадцатой династии (1990-1777 годы до нашей эры). В современных ему надписях Джосера именуют Гор Нетериерхет. Его же называли Нофереринхет. По-видимому, он был сыном или преемником Хасехемуи, последнего фараона Второй династии. Однако за время своего правления он достиг таких успехов, которые, говоря без преувеличений, открыли новую эру в истории Египта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Манефон считал его основателем новой, Третьей династии.
Джосер имел в Бет-Халлафе вторую, построенную раньше гробницу или, возможно, кенотаф в виде мастабы из кирпичасырца, однако погребен он был почти наверняка под своей ступенчатой пирамидой в Саккара.
При помощи выдающихся людей, в частности своего главРвого архитектора Имхотепа, Джосер сумел не только упрочить объединенное им царство, но и вдохнуть в него свежие снлы, благодаря которым начался новый расцвет египетской Культуры.
Сохранившиеся следы его правления говорят о коренных переменах в искусстве. Однако такие перемены возможны лишь при новых и весьма значительных достижениях в области науки. Самым убедительным примером этих достижений Вможет служить монументальный ансамбль Саккара, внезапно возникший как бы из ничего вместе с высокоразвитой архитектурой, не имевшей себе подобия нигде в мире.
Но ведь были же после Джосера и другие фараоны Третьей династии! Чего же достигли они? Какие памятники они доставили?
С подобными мыслями бродил я однажды солнечным сенДтябрьским утром 1951 г. по дворам внутри ограды ступенчатой прамиды Джосера. Пирамида возвышалась надо мной. Я обогнул ее с запада и уселся в тени, продолжая размышлять.
"Может ли быть,- думал я,- что слава великого фараона затмила все воспоминания о его преемниках, как его пирамида затмила все прочие меньшие памятники, расположенные вокруг? Пожалуй. Весьма вероятно, что здесь погребены и другие фараоны Третьей династии, но их гробницы давно позабыты".
Мысленно я начал перебирать имена преемников Джосера. Известно, что после него правили четыре фараона, однако список Манефона мог быть и неполным. От этих фараонов сохранились одни их имена:
Санахт (Небка),
Хаба (Тети?),
Неферка (Небкара),
Аху (Хуни).
Имя фараона Санахта обнаружено на мастабе из кирпичасырца в Бет-Халлафе; Хаба, по-видимому, построил так называемую многослойную пирамиду в Завиет-эль-Эриане, между Саккара и Гизе; Неферка; вероятно, рыл недоконченную подвемную усыпальницу в той Же местности; Ану (Хуни) начал в Медуме строительство большой пирамиды, которую часто приписывают достроившему ее фараону Снофру. Все эти "по-видимому" и "вероятнб" указывают на крайнюю расплывчатость наших знаний о том периоде. Другое дело - эпоха Нового Царства! Здесь мы можем с уверенностью сказать, что такая-то гробница или памятник созданы именно Аменхотепом III, Рамсесом II, Рамсесом III, Мернептахом и так далее.
Такая неясность наших знаний частично объясняется тем, что в отличие от памятников позднейших эпох на древних пирамидах редко высекали имена их хозяев. Если же имена и встречаются, то чаще всего они грубо начертаны на камнях кладки. Кроме того, фараоны той эпохи обычно строили себе несколько гробниц в разных частях Египта, И, наконец, в довершение путаницы, мастаба с именем фараона могла в действительности быть гробницей какого-нибудь высокого чиновника, служившего при этом фараоне. Так, например, некоторые видные ученые считают, что мастаба Джосера в Бет-Халлафе является гробницей его приближенного. Тем не менее один факт установлен вполне достоверно: пирамиды строились для фараонов и только для фараонов.
Остановимся коротко на тех памятниках, создание которых можно с уверенностью приписать фараонам Третьей династии и в которых проявляются те же методы сооружения, что и в пирамиде Джосера.
В нескольких милях от Саккара по направлению к Гизе, в Завиет-эль-Эриане стоит почти полностью разрушенная ступенчатая пирамида. Рядом с ней находится подъездная насыпь и глубокий колодец, предназначенные, очевидно, для другой пирамиды; впрочем, она так и не была построена. Первая пирамида приписывается фараону Хаба. Ее основа - пирамидальный холм из известняка-одета четырнадцатью рядами или слоями каменной кладки из того же материала. Пирамида занимает площадь в 10000 квадратных метров и в настоящее время имеет около 20 метров в высоту. Погребальная комната высечена в скале под пирамидой. К ней ведет лестница и галерея, выходящая на северо-восточную сторону. За пределами самой пирамиды ее огибает с северо-востока, севера и северо-запада длинный, высеченный в скальном грунте коридор с тридцатью двумя тайниками или кладовыми.
Незавершенная пирамида, находящаяся севернее [недавно в 1954 году, одна американская кинокомпания очистила колодец от тысяч тонн заполнявшего его песка, чтобы "крутить" здесь сцены постройки пирамиды. Таким образом, сейчас впервые за много лет можно видеть и гранитные блоки, и саркофаг] состоит по существу из уходящего в глубь прохода длиной около девяноста метров с двойной лестницей, высеченной в скале. Проход начинается небольшим уклоном, затем идет горизонтально и наконец, под крутым углом спускается вниз, упираясъ в огромный квадратный колодец, напоминающий
шахту под пирамидой Джосера. Несомненно, на дне этого колодца должна была быть гранитная усыпальница. До сих пор там лежат гранитные блоки, на некоторых из них грубо начертано имя Небкара, или Ноферка. Там же стоит великолепный саркофаг из красного гранита. Он стоит, каким его оставили здесь почти пять тысяч лет назад. Однако и огромный колодец, и входная галерея лежат под открытым небом: пирамида, которая должна была их прикрыть, так и не была никогда воздвигнута. [Раньше думали, что она построена фараоном Снофру. Однако теперь полагают что ее воздвиг Хуни, а Снофру, вероятно, только достроил. CM. W. С. Н ayes. The sceptre of Egypt, New York, 1954.]
В Медуме сохранилась южная пирамида, начатая Хуни (Аху), последним фараоном Третьей династии Медумская пирамида господствует над всем пейзажем на много километров вокруг. Поистине во всем Египте едва ли найдется хоть несколько памятников, которые могут по грандиозности срав- ниться с этим похожим на цитадель сооружением, чьи ступенчатые стены сейчас едва выступают из вершины песчаной горы, словно средневековая крепость на холме. Но то что мы видим сейчас,-
это только основа здания; в полном виде оно представляло собой настоящую пирамиду высотой около девяноста метров и площадью около 20000 квадратных метров, стороны которой имели наклон в 51°52^. Все внешние слои кладки вместе с вершиной и дополнительными рядами облицовки были расхищены много столетий назад. На виду остались только внутренние слои. Все остальное засыпано песком и щебнем. Но и в этом разрушении есть одна положительная черта: здесь лучше чем где бы то ни было мы видим в н утреннее строение пирамиды.
Поверх основы из щебня архитектор положил несколько рядов каменной кладки, наклоненных внутрь под углом в 73-75°. Нижний слой был самым толстым, следующие все тоньше и тоньше, так что в результате все строение стало похоже на сходящиеся к вершине лестницы из семи-восьми огромных ступеней. Однако впоследствии фараон или его архитектор, не удовлетворенные этим, приказали заполнить углы между ступенями и облицевать здание плитами высокосортного известняка. Все это можно проследить на пирамиде в Медуме, памятнике последнему фараону Третьей династии. Здесь ясно различимы две стадии развития от ступенчатой пирамиды к настоящей.
Вернемся, однако, в Саккара. Я был удивлен тем, что в этом наиболее значительном некрополе Мемфиса сохранился только один памятник, который можно с уверенностью отнести к фараону Третьей династии. Где же тогда, например, пирамида Санахта? К тому же, кроме него, по нашим сведениям, в Третьей династии должны были быть и другие фараоны, не упомянутые в списках царей. Поэтому я решил провести тщательное обследование некрополя с севера на юг и с востока на запад.
Если читатель постарается запомнить основные особенности расположения некрополя, это поможет ему понять, что привело меня к решению начать раскопки в совершенно определенном месте.
Некрополь огибает пустыню к западу от Мемфиса полосой, протянувшейся примерно на семь с половиной километров с севера на юг. Максимальная ширина этой полосы с востока на запад составляет около полутора километров. Самый некрополь представляет собой скалистое, засыпанное песком плато высотой метров в тридцать шесть, которое служило для погребений со времен самых ранних династий и вплоть до арабского завоевания в VII веке нашей эры, то есть на протяжении более четырех тысяч лет. После завоевания Мемфис постепенно опустел, а на противоположном берегу Нила был основан новый город, Эль-Фустат, расположенный неподалеку от современного Каира. Камни Мемфиса переправляли через реку и использовали для построек нового города,
Начав изыскания с крайней северной точки некрополя, мы обнаружили сначала большие гробницы Первой и Второй династий, а также кирпичную мастабу Третьей династии. Здесь же, в северной оконечности некрополя, оказались кирпичные мастабы времен Четвертой и Пятой династий, ориентированные с востока на запад.
Продвигаясь далее к югу, мы достигли аллеи сфинксов, воздвигнутой при фараоне Тридцатой династии Нектанебе (378-332 годы до нашей эры). Эта аллея ведет от обрабатываемых полей к Серапеуму, где начиная с Восемнадцатой династии (1555-1350 годы до нашей эры) и вплоть до конца царствования Птолемеев погребали священных быков - Аписов. За Серапеумом находится ряд поставленных полукругом статуй греческих поэтов и философов, найденных в прошлом столетии французским археологом Мариэттом. Тут же поблизости возвышается огромная мастаба Тии и другие пышные гробницы знати, жрецов и чиновников Древнего царства.
Еще дальше к югу стоят почти совершенно разрушенные пирамиды Тети (VI династия) и Усеркафа (V династия). Затем ступенчатая пирамида Джосера со всем ансамблем прилегающих строений, окруженных стеной, а чуть подальше к югу-комплекс сооружений пирамиды фараона Пятой династии Унаса. Еще южнее, в некотором отдалении от нее, находятся развалины пирамиды Пепи 1 (VI династия); далее, через такой же участок пустыни, стоят пирамиды Меренра (VI династия) и Джедкара (V династия). С этого места Открывается вид на ряд пирамид, замыкающих с юга некрополь Саккара: это гробницы Пени II (VI династия), его жен Нейт и Ипут, а также еще несколько маленьких второстепенных пирамид.
Близ пирамиды Пепи II находится необычайное сооружение, известное под названием "Мастаба Фараона". Несмотря на прямоугольную форму, мастаба по своей внутренней конструкции весьма напоминает пирамиду. Некоторые ученые полагают, что она воспроизводит форму гигантского саркофага. Это гробница фараона Шепсекафа, последнего правителя Четвертой династии.
В своей повседневной работе я постоянно сталкиваюсь с этими величественными многовековыми памятниками. Я вижу их днем далеко в пустыне под сияющими лучами солнца, я вижу их ночью с крыши моего дома, когда они таинственно возвышаются над пустыней, залитые лунным светом. Я знаю их все. Они для меня словно старые друзья. Даже их имена кажутся мне прекрасными: "Чист Шепсекаф", "Вечно место (успокоения) Тети", "Превосходно место (успокоения) Унаса", "Снофру воскресает". И если я признаюсь, что эти имена помогали мне в моей работе, надеюсь, никто не обвинит меня в излишнем пристрастии к романтике.
Во всех этих пирамидах в то или иное время уже вели раскопки крупнейшие археологи, так же как Масперо, Фёрс и Жекье, и все они оказались полностью или частично разграбленными еще в далеком прошлом. Древнеегипетские грабители могил были настойчивы и хитроумны, и лишь немногим гробницам удалось спастись от их жадных рук.
Но кто не верит и не надеется,- тот не археолог. Поэтому, знакомясь с полем своей деятельности в первые месяцы после назначения, я не переставал думать о неизвестных памятниках, оставленных фараонами Третьей династии.
Да, раскопки в Саккара велись долгое время. Их начал еще Мариэтт сто с лишним лет назад, а затем другой французский археолог, Жак де Морган, продолжил работу Мариэтта на более высоком научном уровне. Но по-настоящему систематические исследования начались только в нашем двадцатом веке, когда египетский Департамент древностей приступил к тщательному научному изучению всего этого района. Я был последним из многих археологов, работавших в Саккара, и вполне естественно, как и всякий живой человек, надеялся, что именно на мою долю выпадет удача новых открытий.
После подробного изучения всего некрополя я в конце концов остановился на участке, расположенном сразу же за оградой пирамиды Джосера. Довольно обширная площадка упирается на востоке в западную стену пирамиды Джосера и в пирамиду Унаса, а на западе - в большую ограду, найденную Жаком де Морган более полувека назад,- то есть в то самое место, где в течение одного сезона вел раскопки покойный Абдессалам Гуссейн. Наиболее интересной особенностью участка является большая продолговатая терраса, расположенная в его юго-восточном углу. Вытянувшись с севера на юг, она лежит примерно в ста тридцати пяти метрах к югозападу от ограды пирамиды Джосера.
На картах эта терраса была обозначена как естественное плато. Однако характерные очертания террасы, покрытой осколками обработанного известняка, гранита и алебастра, а также следы разрушенной каменной кладки удивили и заинтересовали меня. Я обратился к Департаменту древностей с просьбой разрешить мне провести здесь пробные раскопки. К моей величайшей радости, мне была отпущена на них предварительная сумма в шестьсот фунтов стерлингов, и 27 сентября 1951 года я приступил к работе.

 



Источник: www.africana.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map