"О ВСЕ ВИДАВШЕМ" СО СЛОВ СИН-ЛЕКЕ-УННИННИ, ЗАКЛИНАТЕЛЯ
ТАБЛИЦА 1
О все видавшем до края мира, О познавшем моря, перешедшем все горы, О врагов покорившем вместе с другом, О постигшем премудрость, о все проницавшем: Сокровенное видел он, тайное ведал, Принес нам весть о днях до потопа, В дальний путь ходил, но устал и смирился, Рассказ о трудах на камне высек, Стеною обнес Урук[1] огражденный, Светлый амбар Эаны[2] священной. -- Осмотри стену, чьи венцы, как по нити, Погляди на вал, что не знает подобья, Прикоснись к порогам, лежащим издревле, И вступи в Эану, жилище Иштар[3] , -- Даже будущий царь не построит такого,-- Поднимись и пройди по стенам Урука, Обозри основанье, кирпичи ощупай: Его кирпичи не обожжены ли И заложены стены не семью ль мудрецами? Велик он более всех человеков, На две трети он бог, на одну -- человек он, Образ его тела на вид несравненен, Стену Урука он возносит. Буйный муж, чья глава, как у тура, подъята, Чье оружье в бою не имеет равных,-- Все его товарищи встают по барабану![4] По спальням страшатся мужи Урука: "Отцу Гильгамеш не оставит сына! Днем и ночью буйствует плотью. Часто их жалобу слыхивали боги, Воззвали они к великой Аруру[5] : "Аруру, ты создала Гильгамеша, Теперь создай ему подобье! Когда отвагой с Гильгамешем он сравнится, Пусть соревнуются, Урук да отдыхает". Аруру, услышав зти речи, Подобье Ану[6] создала в своем сердце Умыла Аруру руки, Отщипнула глины, бросила на землю, Слепила Энкиду, создала героя. Порожденье полуночи, воин Нинурты[7], Шерстью покрыто все его тело, Подобно женщине, волосы носит, Пряди волос как хлеба густые; Ни людей, ни мира не ведал, Одеждой одет он, словно Сумукан[8]. Вместе с газелями ест он травы, Вместе со зверьми к водопою теснится, Вместе с тварями сердце радует водою Человек - ловец-охотник Перед водопоем его встречает. Первый день, и второй, и третий Перед водопоем его встречает. Увидел охотник - в лице изменился, Со скотом своим домой вернулся, Устрашился, умолк, онемел он, В груди его -- скорбь, его лик затмился, Тоска проникла в его утробу, Идущему дальним путем стал лицом подобен. Охотник отправился к Гильгамешу, Пустился в путь, стопы обратил к Уруку, Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово: "Некий есть муж, что из гор явился, Во всей стране рука его могуча, Как из камня с небес, крепки его руки! Бродит вечно по всем горам он, Постоянно со зверьем к водопою теснится, Постоянно шаги направляет к водопою. Боюсь я его, приближаться не смею! Я вырою ямы -- он их засыплет, Я поставлю ловушки -- он их вырвет, Из рук моих уводит зверье и тварь степную,-- Он мне не дает в степи трудиться!" Гильгамеш ему вещает, охотнику: "Иди, мой охотник, блудницу Шамхат приведи с собою Когда он поит зверей у водопоя, Пусть сорвет она одежду, красы свои откроет,-- Ее увидев, к ней подойдет он -- Покинут его звери, что росли с ним в пустыне". Шесть дней миновало, семь дней миновало -- Неустанно Энкиду познавал блудницу, Когда же насытился лаской, К зверью своему обратил лицо он. Увидав Энкиду, убежали газели, Степное зверье избегало его тела. Вскочил Энкиду,-- ослабели мышцы, Остановились ноги,-- и ушли его звери. Смирился Энкиду,-- ему, как прежде, не бегать! Но стал он умней, разуменьем глубже,-- Вернулся и сел у ног блудницы, Блуднице в лицо он смотрит, И что скажет блудница,-- его слушают уши. Блудница ему вещает, Энкиду: "Ты красив, Энкиду, ты богу подобен,-- Зачем со зверьем в степи ты бродишь? Давай введу тебя в Урук огражденный, К светлому дому, жилищу Ану, Где Гильгамеш совершенен силой И, словно тур, кажет мощь свою людям!" Сказала -- ему зти речи приятны, Его мудрое сердце ищет друга.
ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ 1
1.Урук - город на юге Месопотамии, на берегу Евфрата (ныне Варка). Гильгамеш - историческая фигура, царь Урука, правивший городом около 2600 г.до н. э. 2. Эана - храм бога неба Ану и его дочери Иштар, главный храм Урука.В Шумере храмы были обычно окружены хозяйственными постройками, где держали урожай с храмовых имений; эти постройки сами считались священными. 3. Иштар - богиня любви, плодородия, а также охоты, войны, покровительница культуры. 4. " Все его товарищи встают по барабану! " Речь идет о вызове всех работоспособных граждан Урука на постройку стен. У юношей города не остается сил и времени на общение с родственниками и возлюбленными. 5. Аруру - древнейшая, дошумерская богиня-мать, создательница людей. 6." Подобье Ану создала в своем сердце..." Подобье - дословно "названье", "слово", "имя". Имя считалось частью материальной сущности человека и божества. 7. Нинурта - бог-воин, сын Эллиля, бога воздуха и ветров, царя богов. 8. Сумукан - бог-покровитель зверей. Его "одежда", по-видимому, нагота (может быть, шкуры)
ТАБЛИЦА 2
Услыхал ее слово, воспринял речи, Женщины совет запал в его сердце. Ткань разорвала, одной его одела, Тканью второю сама оделась, За руку взяв, повела, как ребенка, К стану пастушьему, к скотьим загонам. Там вокруг них пастухи собралися, Шепчут они, на него взирая: "Муж тот с Гильгамешем сходен обличьем, Ростом пониже, но костью крепче. То, верно, Энкиду, порожденье степи, Во всей стране рука его могуча, Как из камня с небес, крепки его руки: Молоко звериное сосал он!" На хлеб, что перед ним положили, Смутившись, он глядит и смотрит: Не умел Энкиду питаться хлебом, Питью сикеры обучен не был. Блудница уста открыла, вещает Энкиду. "Ешь хлеб, Энкиду,-- то свойственно жизни, Сикеру пей -- суждено то миру!" Досыта хлеба ел Энкиду, Сикеры испил он семь кувшинов. Взыграла душа его, разгулялась, Его сердце веселилось, лицо сияло. Он ощупал свое волосатое тело, Умастился елеем, уподобился людям, Одеждой оделся, стал похож на мужа. Оружие взял, сражался со львами -- Пастухи покоились ночью. Львов побеждал и волков укрощал он -- Великие пастыри спали: Энкиду -- их стража, муж неусыпный... Весть принесли в Урук огражденный Гильгамешу: Было в ту ночь для Ишхары[1] постелено ложе, Но Гильгамешу, как бог, явился соперник: В брачный покой Энкиду дверь заградил ногою, Гильгамешу войти он не дал. Схватились в двери брачного покоя, Стали биться на улице, на широкой дороге, -- Обрушились сени, стена содрогнулась. Преклонил Гильгамеш на землю колено, Он смирил свой гнев, унял свое сердце Когда унялось его сердце, Энкиду вещает Гильгамешу: "Одного тебя мать родила такого, Буйволица Ограды, Нинсун[2]! Над мужами главою ты высоко вознесся, Эллиль над людьми судил тебе царство!" Гильгамеш наклонил лицо, вещает Энкиду: "Почему твои очи наполнились слезами, Опечалилось сердце, вздыхаешь ты горько?" Энкиду уста открыл, вещает Гильгамешу: "Вопли, друг мой, разрывают мне горло: Без дела сижу, пропадает сила". Гильгамеш уста открыл, вещает Энкиду "Друг мой, далеко есть горы Ливана, Кедровым те горы покрыты лесом, Живет в том лесу свирепый Хумбаба,-- Давай его вместе убьем мы с тобою, И все, что есть злого, изгоним из мира! Нарублю я кедра,-- поросли им горы,-- Вечное имя себе создам я!" Энкиду уста открыл, вещает Гильгамешу. "Как же пойдем мы, как в лес мы вступим? Бог Вэр[3] , его хранитель, -- он могуч, неусыпен А Хумбаба -- Шамаш наделил его силой, Адду наделил его отвагой, Чтоб кедровый лес оберегал он, Ему вверил Эллиль страхи людские. Хумбаба -- ураган его голос, Уста его -- пламя, смерть -- дыханье! Люди молвят -- тяжек и путь к тому лесу -- Кто же проникнет в середину леса? Чтоб кедровый лес оберегал он, Ему вверил Эллиль страхи людские, И кто входит в тот лес, того слабость объемлет". Гильгамеш уста открыл, вещает Энкиду. "Кто, мой друг, вознесся на небо? Только боги с Солнцем пребудут вечно, А человек -- сочтены его годы, Что б он ни делал,-- все ветер! Ты и сейчас боишься смерти, Где ж она, сила твоей отваги? Я пойду перед тобою, а ты кричи мне: "Иди, не бойся!" Если паду я - оставлю имя: "Гильгамеш принял бой со свирепым Хумбабой!" Но родился в моем доме ребенок, - К тебе подбежал: "Скажи мне, все ты знаешь: Что совершил мой отец и друг твой?" Ты ему откроешь мою славную долю!
ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ 2
1. Ишхара - богиня. 2. Ограда - здесь то же, что Урук. Нинсун - царица храма, мать Гильгамеша. 3. Бог Вэр - одна из ипостасей бога грома и дождя Адду.
ТАБЛИЦА 3
Старейшины его благословляют На дорогу Гильгамешу дают советы: "Гильгамеш, на силу ты свою не надейся, Лицом будь спокоен, ударяй же верно; Впереди идущий сотоварища спасает: Кто ведал тропы, сохранил он друга; Пускай Энкиду идет пред тобою,-- Он знает дорогу к кедровому лесу, Битвы он видел, бой ему ведом. Энкиду, береги сотоварища, храни ты друга, Через рытвины носи на руках его тело; Мы в совете тебе царя поручаем, Как вернешься ты - нам царя поручишь!"
ТАБЛИЦА 4
Гильгамеш уста открыл, ему вещает, Энкиду. "Один - лишь один, ничего он не может, Чужаками мы здесь будем поодиночке: По круче один не взойдет, а двое -- взберутся, Втрое скрученный канат не скоро порвется(1), Два львенка вместе - льва сильнее!" Энкиду уста открыл, ему вещает, Гильгамешу: "Если бы в лес мы с тобою спустились, Ослабеет тело, онемеют мои руки". Гильгамеш уста открыл, вещает он Энкиду "Друг мой, ужели мы будем так жалки? Столько гор уже перешли мы, Убоимся ли той, что теперь перед нами, Прежде чем мы нарубим кедра? Друг мой, в сраженьях ты сведущ, битвы тебе знакомы Натирался ты зельем и смерти не страшишься, Как большой барабан гремит твой голос! Пусть сойдет с твоих рук онеменье, Пусть покинет слабость твое тело, Возьмемся за руки, пойдем же, друг мой! Пусть загорится твое сердце сраженьем! Забудь о смерти,-- достигнешь жизни! Человек осторожный и неустрашимый, Идя впереди, себя сохранил бы и товарища спас бы,-- Далеко они свое прославили бы имя!"
ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ 4
1. " Втрое скрученный канат..." Обычная веревка скручена из двух шнуров, поэтому втрое скрученный канат (или нить) - образ дружбы двоих.
ТАБЛИЦА 5
Как услышал Гильгамеш сотоварища слово,-- Боевой топор он поднял рукою, Выхватил из-за пояса меч свой,-- Гильгамеш поразил его(1) в затылок, Его друг, Энкиду, его в грудь ударил; На третьем ударе пал он, Замерли его буйные члены, Сразили они наземь стража, Хумбабу,-- На два поприща вокруг застонали кедры: С ним вместе убил Энкиду леса и кедры. Сразил Энкиду стража леса, Чье слово чтили Ливан и Сариа, Покой объял высокие горы, Покой объял лесистые вершины. Он сразил защитников кедра -- Разбитые лучи Хумбабы. Когда их всех семерых убил он, Боевую сеть и кинжал в семь талантов(2), -- Груз в восемь талантов,-- снял с его тела, Жилище Ануннаков тайное открыл он. Гильгамеш деревья рубит, Энкиду пни корчует. Энкиду ему вещает, Гильгамешу: "Друг мой, Гильгамеш! Мы кедр убили,-- Повесь боевой топор на пояс, Возлей перед Шамашем(3) возлиянье,-- На берег Евфрата доставим кедры".
ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ 5
1. "Гильгамеш поразил его..."- Хумбабу. 2. Талант - 30 кг. 3. Шамаш - бог Солнца, а также справедливости, гаданий и оракулов, особый покровитель Гильгамеша.
ТАБЛИЦА 6
Он умыл свое тело, все оружье блестело, Со лба на спину власы он закинул, С грязным он разлучился, чистым он облачился. Как накинул он плащ и стан подпоясал, Как венчал Гильгамеш себя тиарой, -- На красоту Гильгамеша подняла очи государыня Иштар Давай, Гильгамеш, будь мне супругом, Зрелость тела в дар подари мне! Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою! Приготовлю для тебя золотую колесницу, С золотыми колесами, с янтарными рогами, А впрягут в нее бури -- могучих мулов. Войди в наш дом в благоухании кедра! Как входить ты в дом наш станешь, И порог и престол да целуют твои ноги, Да преклонят колени государи, цари и владыки, Да несут тебе данью дар холмов и равнины, Твои козы тройней, а овцы двойней да рожают, Твой вьючный осел пусть догонит мула, Твои кони в колеснице да будут горды в беге, Под ярмом волы твои да не ведают равных!" Гильгамеш уста открыл и молвит, вещает он государыне Иштар: "Зачем ты хочешь, чтоб я взял тебя в жены? Я дам тебе платьев, елея для тела, Я дам тебе мяса в пропитанье и в пищу, Накормлю я тебя хлебом, достойным богини, Вином напою, достойным царицы, Твое жилище пышно украшу, Твои амбары зерном засыплю, Твои кумиры одену в одежды,-- Но в жены себе тебя не возьму я! Ты -- жаровня, что гаснет в холод, Черная дверь, что не держит ветра и бури, Дворец, обвалившийся на голову герою, Слон, растоптавший свою попону, Смола, которой обварен носильщик, Мех, из которого облит носильщик, Плита, не сдержавшая каменную стену, Таран, предавший жителей во вражью землю, Сандалия, жмущая ногу господина! Какого супруга ты любила вечно, Какую славу тебе возносят? Давай перечислю, с кем ты блудила! Как услышала Иштар эти речи, Иштар разъярилась, поднялась на небо, Поднявшись, Иштар пред отцом своим, Ану, плачет, Пред Анту, ее матерью, бегут ее слезы: "Отец мой, Гильгамеш меня посрамляет, Гильгамеш перечислил мои прегрешенья, Все мои прегрешенья и все мои скверны". Ану уста открыл и молвит, вещает ей, государыне Иштар "Разве не ты оскорбила царя Гильгамеша, Что Гильгамеш перечислил твои прегрешенья, Все твои прегрешенья и все твои скверны?" Иштар уста открыла и молвит, вещает она отцу своему, Ану "Отец, создай Быка мне, чтоб убил Гильгамеша в его жилище, За обиду Гильгамеш поплатиться должен! Если же ты Быка не дать мне -- Поражу я Гильгамеша в его жилище, Проложу я путь в глубину преисподней, Подниму я мертвых, чтоб живых пожирали,-- Станет меныпе тогда живых, чем мертвых!" Как услышал Ану эти речи, Ее он уважил, Быка он создал, В Урук с небес погнала его Иштар. Когда достиг он улиц Урука, .... Спустился к Евфрату, в семь глотков его выпил -- река иссякла. От дыханья Быка разверзлась яма, Сто мужей Урука в нее свалились. От второго дыханья разверзлась яма. Двести мужей Урука в нее свалились. При третьем дыханье стал плеваться на Энкиду; Прыгнув, Энкиду за рог Быка ухватился, Бык в лицо ему брызнул слюною, Всей толщей хвоста его ударил. Энкиду уста открыл и молвит, вещает он Гильгамешу: "Друг мой, гордимся мы нашей отвагой, Что же мы ответим на эту обиду?" "Друг мой, видал я Быка свирепость, Но силы его для нас не опасны. Вырву ему сердце, положу перед Шамашем, -- я и ты -- Быка убьем мы, Встану я над его трупом в знак победы, Наполню рога елеем -- подарю Лугальбанде(1)! За толщу хвоста его ухвати ты, А я между рогами, меж затылком и шеей, поражу его кинжалом...". Погнал Энкиду, Быка повернул он, За толщу хвоста его ухватил он... А Гильгамеш, как увидел дело храброго героя и верного друга ,-- Между рогами, меж затылком и шеей Быка поразил кинжалом. Как Быка они убили, ему вырвали сердце, перед Шамашем положили, Удалившись, перед Шамашем ниц склонились, Отдыхать уселись оба брата. Взобралась Иштар на стену огражденного Урука, В скорби распростерлась, бросила проклятье: "Горе Гильгамешу! Меня он опозорил, Быка убивши!" Услыхал Энкиду эти речи Иштар, Вырвал корень Быка, в лицо ей бросил: "А с тобой -- лишь достать бы,-- как с ним бы я сделал, Кишки его на тебя намотал бы!" Созвала Иштар любодеиц, блудниц и девок, Корень Быка оплакивать стали. А Гильгамеш созвал мастеров всех ремесел,-- Толщину рогов мастера хвалили. Тридцать мин лазури -- их отливка, Толщиною в два пальца их оправа, Шесть мер елея(2), что вошло в оба рога, Подарил для помазанья своему богу Лугальбанде, А рога прибил у себя над хозяйским ложем. Они руки свои омыли в Евфрате, Обнялись, отправились, едут улицей Урука, Толпы Урука на них взирают. Гильгамеш вещает слово простолюдинкам Урука: "Кто же красив среди героев, Кто же горд среди мужей? Гильгамеш красив среди героев, Энкиду горд среди мужей!" Бык богинин, кого мы изгнали в гневе, Не достиг на улицах полноты желанья ! Гильгамеш во дворце устроил веселье, Заснули герои, лежат на ложе ночи, Заснул Энкиду -- и сон увидел, Поднялся Энкиду и сон толкует: Вещает своему он другу:
ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ 6
1. Лугальбанда - бог. 2. "Шесть мер елея..." Мера - примерно 250 литров; в каждом роге, таким образом, было около трех четвертей тонны. Слово елей означает кунжутное масло, может быть, иногда сдобренное благовонием. Им натирали тело в жару.
Источник: avataram.ru.
Рейтинг публикации:
|