Разведчик должен уметь:
- совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего
вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной
лодкой;
- в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на
любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и пра-
вильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объек-
та по радио;
- определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника,
знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять под-
готовку противника к применению ОМП;
- определять принадлежность личного состава противника по форме одеж-
ды и знакам различия, а техники - по опознавательным знакам и внешнему
виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер
действий противника;
- знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь
пользоваться его оружием и техникой;
- отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передви-
жения на любой местности;
- владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушива-
нием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в
охранении;
- скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и
городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные
преграды, хорошо плавать;
- совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко
стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прик-
ладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;
- знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки пере-
вода документов, допроса военнопленных;
- умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на воо-
ружении как своих войск, гак и противника, уметь изготавливать ВВ из
подручтах материалов;
- знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инже-
нерной и химической разведки;
- владеть "военной альпинистикой";
- владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выжива-
ния в экстремальных условиях;
- уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телег-
рафном режиме;
- уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и против-
ника;
- уметь наводить авиацию на стационарные и движущие объекты противни-
ка, устанавливать радиомаяки;
- знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведыва-
тельные меры, применяемые противником, способы обмана противника для
сохранения боеспособности...
Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть
все, что потребуется от разведчика-диверсанта в глубоком тылу противни-
ка. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются
между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, не-
зависимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник,
снайпер и т.п.
А если копнуть глубже? Взять, например, минноподрывную подготовку. В
требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штат-
ные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:
- знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания
(СВ);
- владеть огневым и электрическим способами взрывания;
- уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева,
кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.
Короче говоря, хотя разведчик-диверсант - не супермен, он должен
знать и уметь многое, главное - как выполнять любые задания и оставаться
при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше
шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война,
Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.
Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал
специальной разведки, говорит следующее:
" ...В Афганистане я убедился, что если солдат жалеют на учебных по-
лях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если
боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной
ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний "неуд"
ставит пуля..."
ОТБОР КАНДИДАТОВ В РАЗВЕДЧИКИ
Воинам, призванным вести разведку в глубоком тылу противника, осу-
ществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической
подготовленности и соответствующими психологическими качествами.
Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь вы-
полнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков соверше-
ния марш-броска протяженностью до 30-50 километров. Если же объект уда-
лось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не
менее чем 10-15 километров в максимальном темпе, не прекращая при этом
"работать головой", чтобы "переиграть" противника.
Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в армейском спец-
назе тех ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и
силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции,
велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К
сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже)
можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование
простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у
мужчин. Ниже мы приводим нормативы двух таких тестов.
Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, ко-
торое пробегает боец за 12 минут:
более 2,8 км - отлично,
2,8-2,4 км - хорошо,
2,4- 2,0 км - посредственно,
менее 2,0 км - плохо.
Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, вы-
полняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое (отжимания в
упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа;
подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх
с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражне-
ния вместе составляют одну серию. 7 серий отлично; 5-6 серий хорошо; 3-4
серий посредственно; 1-2 серии плохо.
Вообще говоря, было бы хорошо, если бы отбором личного состава для
службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались специа-
листы: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике этим
чаще всего занимаются сами командиры таких подразделений. В принципе,
они обычно руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критерия-
ми:
1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в специальных
войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого-нибудь другого);
2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных
выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения
нормативов военно-спортивного комплекса);
3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе бе-
седы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологичес-
ких тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно
опубликованного на русском языке);
4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими
солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2-3 дня в
солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих
воинов).
Надо сказать, что разведчики могут успешно решать поставленные перед
ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать
решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предус-
мотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с
бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сер-
жантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и неп-
ривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их мо-
рально-волевых качествах и психологической надежности.
Установлено в ходе специальных исследований, что идеальный боец спец-
подразделений тот, кто имеет так называемый "пассивно-агрессивный тип"
характера; интеллект выше средней нормы хотя бы на 10-15 баллов: склонен
к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не
"обстоятельства" или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в
своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в
зависимости от ситуации.
Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не
имеют, следует напомнить, что бойцы спецназа действуют в отрыве от своих
войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нес-
кольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно "играют
в прятки" с контрразведкой противника и лишены права на ошибку. За ошиб-
ки разведчики платят своими жизнями, не считая проваленных заданий, оз-
начающих, в конечном счете, множество жизней других военнослужащих. Сле-
довательно, разведчики действительно должны превосходить средний сол-
датский уровень по всем показателям.
Вот что вспоминает об отборе бойцов в разведывательно-диверсионный
отряд Северного флота его командир, дважды Герой Советского Союза) капи-
тан 2-го ранга В. Н. Леонов:
"...Встал вопрос, кого же брать в отряд? Совершенно четко прояснилось
одно - хорошо работать в тылу врага могут люди, обладающие прежде всего
сильной волей... Мы брали в отряд только тех, кто понимал что разведка
это не романтика, а труд. Тяжелый и очень опасный воинский труд... В
дальнейшем мы старались понять, зачем человек просится к нам? То ли хо-
чет воевать так, как воюют лучшие разведчики, то ли тянется к славе?"
Командир отдельной гвардейской разведроты, Герой Советского Союза ка-
питан Дмитрий Покрамович решал вопрос отбора следующим образом:
"После сорокакилометрового перехода Покрамович вдруг разворачивал ро-
ту в цепь, по-пластунски она преодолевала пахоту, затем следовал
марш-бросок, потом опять переползание по-пластунски и когда у разведчи-
ков в залитых потом глазах плыли красные и зеленые круги (казалось, еще
метр - и дух вон), тогда следовала резкая, как выстрел, команда: "в одну
шеренгу становись!" Разведчики выстраивались лицом к командиру, проводи-
ли перекличку по порядку номеров и число, названное последним бойцом,
бесповоротно означало списочный состав роты на сегодня. Опоздавшие и
отставшие отчислялись немедленно. Никаких объяснений Покрамович не при-
нимал..."