Согласно ежегодному докладу «Глобал Компас» (Global Compass) о привлекательности винного рынка, в этом году Россия поднялась на 23 позиции и вошла первую десятку — отчасти благодаря тому, что молодое поколение много путешествующих россиян, в отличие от своих родителей, отдают предпочтение не водке, а вину.

За последние семь лет аналитическое агентство «Уайн Интелидженс» (Wine Intelligence) поставило перед собой задачу оценить относительную привлекательность 50 ведущих рынков потребления вина по всему миру. Оказалось, что итоговый годовой доклад, опубликованный «Глобал Компас», как и прежде, пользуется огромным успехом у наших клиентов, позволяя им сравнить результаты своих собственных наблюдений и прогнозы с нейтральной оценкой. Кроме того, благодаря этому докладу клиенты смогли понять, правильно ли они распределяют свои ресурсы в области маркетинга и продаж, и есть ли перспективные возможности, требующие большего внимания, чем в настоящее время предусмотрено в бюджете.

Опубликованный в этом году доклад «Глобал Компас», который мы публикуем уже восьмой год подряд, пришлось, как и многое другое, готовить с учетом эпохи COVID-19. Чтобы попытаться учесть основные экономические потрясения, вызванные пандемией коронавируса и связанными с ней ограничениями, мы скорректировали нашу модель оценки привлекательности винного рынка, включив в нее прогноз изменения ВВП в течение следующих 12 месяцев.

Однако важно отметить, что эта модель более взвешена по отношению к долгосрочным наборам данных, охватывающим экономические показатели, а также показатели состояния винного рынка. Включение в модель комплексных показателей означает, что ни один фактор сам по себе не сможет кардинально изменить развитие ситуации. Эта модель также отражает то, что путь бутылки вина от виноградника до стола потребителя зависит от длинной, сложной и изменчивой последовательности экономических, логистических, регулятивных, коммерческих и поведенческих факторов.

В результате внесения в модель этих многочисленных данных одной из самых интересных ежегодных встреч нашей команды, занимающейся подготовкой докладов, является собрание, на котором мы объявляем новый рейтинг 50 винных рынков и сообщаем об изменениях по сравнению с предыдущим годом.

Некоторые результаты совпадают с нашими ожиданиями, а некоторые оказываются неожиданными. В этом году большим сюрпризом стала Россия, которая резко понялась на 23 позиции, войдя в десятку самых привлекательных в мире рынков неигристых вин. В наших ежегодных рейтингах такие резкие скачки происходят довольно редко.

Поскольку в качестве входных данных «Глобал Компас» использует множество различных переменных, можно понять количественно и при беглом просмотре, что является причиной такого ежегодного изменения привлекательности рынков. Почему Россия вдруг оказалась в центре внимания как один из самых привлекательных винных рынков в мире?

О чем свидетельствуют эти данные:

• С 2015 года объем потребления вина в России растет, и совокупный среднегодовой темп роста составляет 13,2%

• За этот же период стоимость вина росла быстрее, на 20,9% в годовом исчислении, что означает, что российские потребители не только пьют больше вина, но и больше платят за каждую бутылку

• Неудивительно, что потребление вина на душу населения увеличилось в два раза.

Правда, еще в 2015 году российской экономике был нанесен удар в виде международных санкций, введенных после аннексии Крыма. Ситуация на российском винном рынке особенно ухудшилась в результате введения российскими властями более высоких налогов на импорт вина из-за рубежа. Однако в то же время происходило развитие некоторых позитивных сил внутри страны, и теперь, спустя пять лет, ситуация на российском винном рынке существенно изменились.

 

В наших последующих беседах с российскими рыночными экспертами все это выглядит очень похожим на то, что мы наблюдали раньше на других рынках, когда кривая зрелости начинает формироваться, начиная со статуса «появления». В России новое поколение потребителей из числа представителей поколения Z/миллениалов (которым сегодня от 20 до 35 лет), теперь является самым «глобализованным» и наиболее активно путешествующим поколением в новейшей истории России. Понимание разницы между российскими миллениалами и россиянами из числа представителей старшего поколения является ключом к пониманию того, почему винная культура, судя по всему, переживает бум.

 

Как и во всем мире, молодые россияне хотят быть менее похожими на своих пожилых соотечественников. Более молодые хотят отказаться от употребления крепких алкогольных напитков, которые пьют, чтобы продемонстрировать свою твердость, выбирая напитки с более низким содержанием алкоголя, чтобы продемонстрировать искушенность и утонченность. Крепкие алкогольные напитки, в частности водка, занимают важное место в русской культуре и в значительной степени ассоциируются с пьянством. Вино, с другой стороны, кажется логичной альтернативой для тех, кто стремится к более космополитичному и интернациональному образу жизни.

Когда есть спрос, рынок начинает приспосабливаться. Раньше, когда вино употребляли в основном в Москве представители материально обеспеченных элит, можно было найти только высококачественную продукцию, которую продавали с большими наценками в старомодных винных магазинах, которых было мало. В настоящее время во многих российских городах появляются винные магазины, ориентированные на удобство, или алкомаркеты, предлагающие более широкий ассортимент вин с точки зрения их происхождения, типа и ценового уровня, в результате чего эта категория напитков стала более доступной для потребителей.

Еще одним значимым фактором на российском рынке вина является то, что в этом году впервые в истории страны был принят Федеральный закон о виноградарстве и виноделии. Этот закон был принят Государственной думой и подписан президентом Путиным в самом конце 2019 года. Леонид Попович, президент российского Союза виноградарей и виноделов, говорит: «Самое главное, что у нас сейчас есть специальный закон о вине. Масштабы российской винодельческой промышленности так выросли, что такой закон действительно стал необходим. Это важный сигнал для инвесторов».

Принятие этого закона не является причиной бурного роста в последние годы, поскольку он в значительной степени ориентирован на российские вина. Но он служит положительным сигналом для отрасли и винного рынка в целом, поскольку в России впервые появились определения понятий «вино», «терруар» и «виноматериалы», а также введены новые категории, такие как «виноградосодержащие напитки».

Доклад «Глобал Компас» за 2020 год в значительной степени основан на данных о рынках вина, сбор которых осуществлялся вплоть до конца 2019 года. Мы пока не знаем, в какой степени пандемия коронавируса повлияла на российский рынок по сравнению с другими рынками. Но мы считаем, что эти внутренние силы вселяют достаточную уверенность, чтобы рассчитывать на устойчивость такого стремительного роста. То, что мы наблюдаем, имеет довольно большое значение, и мы считаем, что Россия является рынком, который необходимо держать в поле зрения — во всяком случае, в ближайшие несколько лет.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.