[ Поведение, имеющее свои причины
Люди находятся в состоянии непрерывного соперничества. Многими движет желание обозначить свое положение в обществе через показное потребление предметов роскоши. Дорогие ювелирные украшения и часы, огромные дома, мощные суперкары, частные яхты…
Такое демонстративное потребление получило название «эффект сноба». По сути это демонстрация финансовых возможностей или желание создать видимость таковых.
[ Тщеславие или необходимость?
Снобы стараются покупать то, что не покупают другие. Не пользуются товарами массового потребления. Вещи покупают из соображений престижа: не для обладания ими самими по себе, а из-за высокой стоимости.
Делается ли это в угоду собственному тщеславию? Чтобы получить признание своей значимости и превосходства от окружающих. Или из-за необходимости? Разберем вопрос, как говорится, «по косточкам».
Есть целая книга, посвященная данному явлению в обществе – «Книга снобов» известного английского писателя-сатирика Уильяма Теккерея. В ней метко и остроумно описываются разные типы снобов того времени: «снобы-политики», «великие снобы из Сити», «клубные снобы», «провинциальные снобы», «литературные снобы»… Много общего с ними есть, кстати, и у современных, хорошо нам знакомых представителей этой категории людей.
[ Корнями из 19 века
Нарицательное название «сноб» появилось еще в начале 19 века. По одной из версий, напротив имен выпускников Оксфорда, Кембриджа или Итона, которые не были аристократами по происхождению, в документах о зачислении ставилась пометка «s. nob.». Сокращенное от «sub nobilitate», что буквально означало «неблагородного происхождения».
Такие студенты из незнатных, но разбогатевших семей купцов и промышленников, были иногда гораздо состоятельнее своих дворян-сокурсников. И чтобы влиться в высшее общество стремились тщательно подражать светскому образу жизни показной, но зачастую абсолютно безвкусной роскошью. Именно это неумелое подражание светским манерам стали называть «снобизмом».
Студенты-аристократы не нуждались в постоянном утверждении себя в обществе. Их происхождение, образование, усвоенные с детства манеры и изысканный вкус сами по себе являлись символом принадлежности к высокому социальному классу. Студенты незнатных родов, наоборот были вынуждены «управлять впечатлениями», чтобы создать видимость более высокой классовой принадлежности. Использовали для этого единственно доступные им способы – показной блеск и демонстрирование своего богатства через обладание дорогими вещами. И все же, в этих попытках произвести впечатление, исполнение роли «аристократа» давалось далеко не каждому.
[ Общество как театр
«Весь мир – театр», – писал Шекспир.
Как устроен спектакль. В процессе взаимодействия, люди формируют определенные модели поведения и стиль потребления тех или иных вещей. Выстраивая, таким образом, сценарии и декорации для разных социальных групп.
Для каждого социального класса есть своя «социальная роль» и «символы статуса», которые маркируют принадлежность человека, а внутри самой группы срабатывают как маркер «свой». В то же время эти роли и символы, служат различием между разными классами людей, а внутри конкретной группы являются условным маркером «чужой».
Такие роли и символы – признанный обществом образец поведения, который ожидают от обладателя того или иного статуса. Другими словами – чтобы он играл Гамлета четко и по Шекспиру. Следуя принятым образцами-сценариями, общество ждет от...
Полная версия материала в статье --> "Эффект сноба": [1] Поведение, имеющее свои причины. [2] Тщеславие или необходимость? [3] Корнями из 19 века. [4] Общество как театр. [5] Налог на статус. [6] Не без тщеславия.