Как построить свое дело? Как вести свое дело? Как помочь своему делу и людям, которые в нем заняты? Вот вопросы человека, который способен быть собой и делать Свое.
Такой человек, бизнесмен, предприниматель, руководитель выбирает особый, рискованный путь. И на первый взгляд, причины его выбора очевидны. Кажется, что все деловые люди преследуют более-менее одинаковые цели. Только почему-то у одних получается, а у других нет. А в целом ситуация еще сложнее: даже если все получается, то не факт, что это именно то, что нужно человеку, и даже если ничего не получается — не факт, что нужно по-другому.
Эффективность-прибыль-результат, богатство-слава-успех. Товарные этикетки пестрят заманчивыми предложениями наладить, насладить, приладить бизнес, личную жизнь — все, что угодно. Нужно лишь раскошелиться. Производители и продавцы счастья умеют соблазнять упаковкой. Масса образованных специалистов трудится в поте лица и грамотно удовлетворяет запросы клиента. И в целом их клиент доволен, однако с каждым многообещающим приобретением его дела почему-то не идут на лад. Несмотря на то, что прогрессивная индустрия высоких достижений в личной жизни и бизнесе продолжает расти, надежной панацеи так и нет. Лось все пьет, а ему все хуже и хуже.
Деловому человеку очень сложно представить себе, что по-настоящему им движет нечто далекое от понятных ему категорий, таких как, например, результативность и экономический эффект. В погоне за мировыми достижениями у делового человека просто нет шанса очнуться и прийти в себя. Цели кажутся ясными и необходимыми, а усилия и затраты — оправданными. Высококвалифицированные тренеры и специалисты разрабатывают систему тренировок для его бизнес-гонки, развивают волю к победе, мотивируют на успех и кормят с ложечки научных знаний. Однако они не задаются вопросом, нужны ли человеку победы, и для чего он вообще ввязался во всю эту эпопею. Так устроен человек, и не только деловой, что предпочитает, заломив голову, бежать «к чему-то», не задаваясь вопросом, «от чего» он бежит.
Таким образом, трудности на пути делового человека связаны с тем, что он слишком хорошо знает, чего он хочет. То есть он буквально ослеплен собственными сознательными представлениями, и бизнес-концепциями, которые, как он думает, проверены годами ценного опыта. Деловые люди находятся в незавидной ситуации, потому что, с точки зрения психоанализа, являются наиболее обреченными заложниками тех взглядов на мир, которые преломляются через призму товарно-денежных отношений. Однако, в последнее время, дело обстоит так, что актуальность потребительского, капиталистического уклада жизни исчерпывается, и появляется интерес к иному способу взаимодействия с собой, с другими, с окружающим миром. Это уже отражается на культуре ценностей передовых бизнес-организаций и деловых людей.
Чем в этих новых условиях может помочь психоанализ? Начинать ответ на этот вопрос можно не раньше, чем сделав шаг назад, на позиции происхождения современного образа ведения дел. Необходим анализ симптома, а не его эскалация. Нельзя просто причинять успех, нельзя цементировать постамент идеального образца. Нужна деконструкция устоявшегося фундамента ценностей потребления в рамках капиталистической модели общественного устройства. Психоанализ направлен на превращение человека из объекта нормального обыденного существования в субъект мира желания с конституционно присущей такому субъекту неидеальной неповторимостью. Другими словами, субъект «делающий анализ» одушевляется, начинает придавать меньшее значение ранее принятым нормам, что слабо согласуется с общепринятой системой оценок эффективности работы.
За счет ослабления хватки невротических симптомов, субъект «делающий анализ» становится более способным жить и желать, у него появляется возможность найти действительно свой интерес и мотивацию, коренным образом пересмотреть саму свою позицию в деловых и личных отношениях. Таким образом, аналитическая процедура открывает перспективу креативных и точных действий в условиях роста и кризиса, неопределенности и ограничений. Психоаналитическая проработка касается бессознательных способов наслаждаться. Речь о том, что тупики и провалы на пути делового человека имеют свою функцию и свой смысл, который не совпадает с сознательными представлениями о пользе и благе. С точки зрения психоанализа, бессознательный интерес можно попытаться истолковать, а вот попытка сознательно чего-то добиться — дело бестолковое.
В процессе анализа подвергаются пересмотру базовые убеждения и приоритеты, такие как нацеленность на результат, прибыль, эффективность. Эти перечисленные для примера ценности сохраняют свою значимость, но лишь в статусе попутного эффекта. Это происходит по той причине, что именно они, как правило, служат незыблемой основой симптоматики, закрывающей доступ к ресурсам и поступкам на своем пути.
Психоанализ может, раньше других, заинтересовать человека инновационного стиля мышления, который ищет новые формы ведения дел, который готов возделывать почву альтернативного поля отношений между людьми. В истории земных цивилизаций, общественный уклад, свободный от диктата выгоды и потребления, не является чем-то доселе невиданным, и, похоже, пришло время для того, чтобы человечество заново открыло для себя ценности культуры, мышления и творчества. Психоанализ появился в разгар кризиса субъекта современности, и сейчас, в наше время, может послужить преобразованию бизнесмена в делового человека, то есть в человека своего дела.
Степан Мощенко. Психоаналитик, основатель проекта «Знак перемен».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+