Нерабочая неделя в России растянулась до конца месяца. При этом ситуация в регионах неоднородна – если в Москве сейчас примерно две трети всех заболевших, то где-то их нет совсем. Жители мегаполисов и отдаленных поселков из разных частей страны рассказали, соблюдают ли карантин и как долго еще готовы сидеть в изоляции.
Москва. "Нос не высовываем, но понемногу шизеем"
Москвичка Ирина Гуляева самоизолировалась с супругом и двумя маленькими дочками еще за неделю до тотального карантина: она в декрете, а муж притащил с работы большой монитор и устроил себе хоум-офис. Закрыться в доме заставило понимание, что столица сейчас в эпицентре коронавируса: из трех тысяч зарегистрированных случаев в РФ почти две тысячи приходятся на Москву как главный транспортный узел, куда съезжаются люди из многих стран.
"Дальше квартиры носа вообще не высовываем. Продукты заказываем онлайн с доставкой. Единственное "окно в мир" – общение по "Скайпу" с родственниками", – рассказывает Ирина.
Соблюдать карантин, по ее словам, несложно, особенно пока на улице снег и холодно. Как будет дальше, оценить затрудняется. Не исключает, что потребуется психологическая поддержка:
"С каждым днем все больше шизеешь от желания выйти и подышать свежим воздухом. Но радует, что муж рядом. Обычно я испытываю дефицит общения с ним, а теперь он помогает с детьми".
На досуг в самоизоляции времени нет вообще, признается Ирина, – карантин добавил домашних хлопот:
"С утра до вечера убираюсь, готовлю, учусь – прохожу сразу два онлайн-курса для повышения квалификации. Детям скучно, их постоянно нужно чем-то занять. С возможностью выйти на улицу было, конечно, проще – они носились, играли на детских площадках, а теперь нужно эту кипучую энергию удерживать в пределах четырех стен. Поэтому с утра мы взяли за правило все вместе делать зарядку. После завтрака обязательно занимаемся – чтение, логика, английский, еще что-то – как в садике. А мне иногда хочется просто пластом полежать".
По словам Ирины, другие москвичи тоже проявляют сознательность: из окна видно, что улицы совсем опустели, на детских площадках никого нет. Очень редко можно увидеть человека с собакой.
Фото: Ирина Гуляева
Девушка отмечает, что для них соблюдение карантина – это забота не только о себе, но и о других людях, о врачах, на которых сейчас большая нагрузка:
"Читала, что не везде сегодня хватает аппаратов ИВЛ и человеческих ресурсов. Врачам приходится много часов работать, и они реально спасают жизни. Поэтому как минимум не хочется заболеть сейчас, когда самый пик и переполненные больницы. Мы готовы какое-то время посидеть дома. Надеюсь, что к лету карантин снимут. Но загадывать очень сложно".
Петербург. "Родителям выходить настрого запретил"
Блогер Виталий Смирнов живет в поселке Шушары Пушкинского района Петербурга. С 30 марта в Северной столице закрылись все торговые центры и кафе. Работают только аптеки и продуктовые магазины. Идет социальная реклама: не выходи, пережди, не контактируй. Все эти меры Виталий поддерживает. Более того, считает, что на несколько дней стоило бы закрыть абсолютно все, чтобы мотивировать горожан оставаться дома.
"По ощущениям, людей стало в разы меньше, и это радует. Нарушители вызывают недоумение. К сожалению, есть такая категория людей, которые начинают думать только тогда, когда беда коснется их лично. Как дети. Если ребенок обожжется о горячий чайник, он поймет, что его трогать нельзя", – сравнивает блогер.
Живет Виталий вместе с женой и двумя котами, а по соседству – родители. Они старше 65 лет и находятся в зоне риска. Выходить на улицу сын им настрого запретил, выступая в роли курьера:
"Покупаю нужные продукты и лекарства по списку, оставляю пакет у двери и отхожу на три метра. Мама выходит, пшикает антисептиком и забирает пакет. Такие у нас меры предосторожности".
Фото: "ПолитЭксперт" – Евгений Зайцев
Самоизоляция Виталия не пугает. Пугают сопутствующие проблемы. Например, его супруга работает в частной медклинике. Организация коммерческая, а значит, когда клиентов нет, денег тоже нет, и работодатели сказали, что в случае продления карантина можно обновлять резюме.
"Что будет дальше, сказать сложно. И многих больше всего пугает именно эта неопределенность", – говорит мужчина.
Возмущает Виталия и нагнетание паники через мессенджеры. Некоторые безоговорочно доверяют любой непроверенной информации, отмечает он и считает, что должен быть некий единый рупор, который ежедневно сообщал бы людям реальные факты.
Вологодская область. "Жизнь примерно как на каникулах"
Многодетная мама Светлана живет с семьей в поселке Батран Вологодской области. Несколько лет назад они решили перебраться сюда из Петербурга. Здесь у них большой частный дом, а рядом – школа, где Светлана преподает иностранный язык. Сейчас у нее что-то вроде продленных каникул, но вскоре уроки возобновятся дистанционно.
Во время карантина в деревне люди стали реже ходить друг к другу, говорит она. Паники нет, но все насторожены. Соблюдать правила изоляции здесь проще, чем городским: можно спокойно гулять на большом участке у дома.
"Мы не выходим за пределы своего участка. Иногда – в магазин; в случае необходимости ездим в аптеку в Череповец. Правда, говорят, на въезде в город уже выставили посты", – рассказала Светлана.
Фото: vk.com/@batranlife
Детей в семье семеро: четверо школьников и трое дошколят. В первой половине дня старшие обычно учат уроки по удаленной системе, а потом помогают по дому.
"Наша жизнь, если честно, мало изменилась. Раньше дети были полдня в школе и садике, а у нас было больше возможности заниматься хозяйством. Сейчас дети все время дома. Стало немного сложнее, но примерно как на каникулах", – говорит Светлана.
Печалит семью, что закрылись детские спортивные секции и за покупками в город не выехать: вынуждены довольствоваться ассортиментом сельского магазина. Но соблюдать изоляцию они готовы столько, сколько понадобится:
"Мы думаем о своем здоровье, здоровье детей и односельчан. Страшно не только самим заболеть, но и заразить других".
Новгородская область. "Обстановка стала нервная"
Соблюдает карантин и многодетная семья Владимировых из Новгородской области – домохозяйка Яна, ее муж и пятеро детей. В их населенном пункте неподалеку от Селигера всего четыре жилых дома. В ближайшем поселке Демянск есть продуктовые магазины. Многие торговые точки перешли на дистанционный режим и предлагают доставку.
Учитывая, что до соседей примерно 300 метров, изоляция для семьи привычна, и карантин почти ничего не изменил. Правда, Яну тревожит, что из города приехало много дачников: "кто их знает, что привезли".
"Мы готовимся к посевным работам, дети играют – они воспринимают карантин как каникулы. Как в самом Демянске, не знаю. Говорят, они по домам сидят".
Фото: Наталия Низовая
Еще огорчает, что нельзя ходить в церковь, а муж на время лишился работы. Да и в целом жизнь, по словам Яны, стала более "нервная": беспокоит нагнетание обстановки извне и разные требования. Например, носить маски, которых в аптеках нет.
"Могли бы привезти их в деревни, раздать людям, а потом требовать, – говорит многодетная мама. – Не знаем, как нас будут лечить, если заразимся. Оптимизация-то проведена, а самолет с аппаратами ИВЛ к нам не прислали. И при этом у нас очень много пожилых людей".
Тюмень. "Переделала кучу дел"
Эльвира Усеинова живет в двухкомнатной квартире в Тюмени с мужем и кошкой. Город находится в режиме повышенной готовности: закрыты парки, детские площадки, торговые центры; кафе и рестораны работают на доставку. Выходить на улицу, по словам девушки, пока можно, но не исключено, что скоро введут более строгие меры по примеру других регионов.
"На улицу выходим раз в день – прогуляться до магазина. В аптеках и продуктовых все необходимое есть. Остальное сейчас не покупаем – бережем деньги", – говорит она.
Карантин отразился на доходах семьи. Эльвира трудится визажистом в салоне красоты и начальником гримерного цеха в драмтеатре. Сейчас оба они закрыты. Онлайн такие услуги не предоставить, а без клиентов нет и зарплаты. Муж работает удаленно в сфере продаж, которые сейчас сократились. Поэтому девушка ждет, чтобы карантин поскорей закончился. Но в целом изоляцию считает важной.
Фото: pixabay.com/PD
"Жизнь в новых условиях, конечно, стала другой. Дома сидеть несложно, особенно когда давно не было отпуска. Появилось много свободного времени, чтобы переделать кучу отложенных дел: перебрать гардероб, повесить картины, пересадить цветы, приготовить новые блюда. Смотрим кино, читаем книги и стараемся соблюдать режим дня – ложиться спать, как в обычные рабочие дни, и вставать рано утром".
В целом жители Тюмени, по словам Эльвиры, относятся к карантину серьезно – на улицах стало заметно меньше людей. Нарушителей она судить не берется: каждый сам решает, как себя защитить. Но лучше все-таки не рисковать и посидеть дома, советует девушка.
Омск. "Сын уже начал играть в карантин"
Анна Манакова изолировалась в своей квартире в Омске с мужем и двумя маленькими детьми. Говорит, людей на улицах и в магазинах меньше, некоторые ходят в масках. Многие предприятия работают удаленно, а пенсионерам предписано сидеть по домам. Остальным гулять можно, но не компанией. Тревожность, по словам Анны, нагнетается и по экономическим причинам: цены на некоторые продукты взлетели. Например, на имбирь и лимоны.
Муж вторую неделю работает дома и ему сложнее сосредоточиться, а для Анны карантин не в тягость: он очень похож на жизнь в декрете, только без бабушек и детских занятий по музыке, которые пока отменили.
"Сын у нас уже начал играть в "карантин": сажает машинки в изоляцию, а до этого ходил и повторял с важным видом: "Я пришел в магазин, где моя гречка?!" В общем, "карантинит" даже мелких", – рассказывает Анна.
Фото: Анна Манакова
Сейчас они с сыном болеют и сознательно не выходят, чтобы не заразить других: "а вдруг он самый?".
"В поликлинику ходить нельзя, я вызывала врача на дом. У нас работает горячая линия, отвечают в любое время. Приехали без проблем. Посмотрели горло, послушали и выписали рецепт. Диагноз не писали и тест не делали. Вроде как нужно, чтобы, кроме симптомов, был контакт с зараженным. Если были бы признаки пневмонии, наверное, отправили бы в инфекционку, где делают тесты. Но я, если честно, не заморачиваюсь: тесты, на мой взгляд, уже немного решают, ими распространение не остановить. Либо тестировать должны всех поголовно", – рассуждает девушка.
По словам Анны, за себя она не боится, в основном страшно за детей и за стариков, своих и соседских, ведь у них "полдома – бабули".
Приморье: "Карантин должен быть еще более жестким"
В Уссурийске с 30 марта объявлен почти такой же карантин, как в Москве: нельзя выходить из дома без особой надобности. Все развлекательные центры, театры и кинотеатры закрыты, по городу ездит полиция, оповещая людей о необходимости соблюдать режим изоляции. С продуктами дефицита нет, рассказывает жительница города Екатерина:
"На полках есть абсолютно все, в том числе гречка. Резкого скачка цен тоже не заметили. По словам кассиров, был момент, когда все скупали тележками, но, видимо, ритейлеры были готовы, и это радует".
А вот с аптеками, по ее словам, проблем хватает: нет не только масок, но и многих необходимых лекарств – "Мирамистина", дезинфицирующих средств, антисептиков. Даже перекись и парацетамол можно найти с трудом.
"Масок в продаже почти нигде нет давно и неизвестно, когда поступят. Средний ценник на них – 50 рублей. Некоторые продают и по 100. Думаю, это нужно регулировать и наказывать спекулянтов. Стали пропадать масла и настойки, повышающие иммунитет. То есть аптеки оказались неспособны справиться с повышенным спросом", – возмущается Екатерина.
Фото: Марк Чернослив
Соблюдать карантин они с мужем считают важным. Мест скопления людей избегают, за продуктами ходят в масках, закупаясь на 2-3 недели вперед. Общественным транспортом не пользуются – только личный автомобиль. Плюс элементарная гигиена: не тянуть грязные руки в рот, нос и глаза, почаще умываться и обязательно носить маски.
"Говорят, маски нужны только тем, кто болеет. Но, прослушав комментарии многих ученых, я сделала вывод, что этот вирус очень коварный. Он может скрываться в организме долгое время, никак не проявляя себя, а температура появляется, когда уже все запущено. То есть человек может думать, что все в порядке, и быть переносчиком. Поэтому маски нужно носить всем", – считает девушка.
В пример она приводит Китай, который находится совсем близко. Там все было предельно жестко: везде дезинфекторы, без маски из дома нельзя. Во многом благодаря этому КНР удалось так быстро побороть вспышку, уверена девушка.
"К тому же там люди очень дисциплинированные: сказали носить маски – носят все. А у нас, к сожалению, многие относятся к изоляции несерьезно: гуляют с детьми во дворах, ездят на шашлыки, бегают на стадионе. Пресловутый "русский авось" неискореним. Не знаю, что должно еще произойти, чтобы это исправить", – отмечает Екатерина.
Нарушителей режима, по ее мнению, нужно ловить и наказывать рублем, "если по-другому не понимают". Так беспечно относиться к себе и окружающим недопустимо. Иначе мы эпидемию не остановим, считает девушка.
Видео: Марк Чернослив
Карантин в стране должен быть даже жестче, добавляет она. Например, в тех структурах, которые не могут полностью остановить работу, можно ввести особый график дежурств, чтобы как можно больше людей отправить на изоляцию.
"Я, к примеру, сотрудник социального учреждения и вынуждена работать пять дней в неделю, как раньше. Хотя считаю, что это опасно: мои коллеги ездят на общественном транспорте, и не знаю, заражены ли они. Контактирую с ними на свой страх и риск. Возможно, стоило бы ввести и какую-то дополнительную поддержку для тех, кто продолжает работать. Например, предусмотреть премии. Это было бы справедливо", – считает Екатерина.
Некоторые жители России проводят карантин с пользой, помогая друг другу в условиях пандемии.