Тема руководства многими воспринимается очень болезненно. Нашим людям свойственно знать каким должен быть лидер и как правильно управлять, но при этом продолжать оставаться на диване. Последнее может и к лучшему. Но вот интересно: смогли бы наши руководители пройти оценку Генри Форда?
Как известно, Генри Форд был великим человеком. Его личность обросла легендами и слухами, но остается фактом, что он оставил большой след в науке управления персоналом. Многие его методы используются до сих пор в неизменном виде. Жаль, что «забылись» его приемы оценки руководителей.
Например, интересен его многоступенчатый способ подбора руководителей. Изначально кандидатов тестировал и собеседовал специально созданный на его предприятии социологический отдел. Затем, прошедшие все этапы кандидаты, попадали на личную беседу к самому Генри Форду. Но вместо разговоров Форд предлагал им сесть за руль автомобиля и отправиться с ним в поездку. Он просил их то ускоряться, то замедляться, указывал направление движения, словно проверяя навыки вождения.
Уже догадались для чего он это делал?))
Конечным пунктом назначения оказывался какой-нибудь отдаленный район, где, после остановки, Форд спрашивал у кандидата для чего они приехали именно в это место. От ответа кандидата зависела его дальнейшая судьба.
Если кандидат начинал оправдываться тем, что он делал лишь то, что ему говорил сам Генри Форд, то, естественно, получал отказ. Безвольные исполнители не были интересны компании Форда. Ему нужны были те, кто готов выполнять свою работу самостоятельно и без постоянных указаний.
Участь попасть в структуру продаж ждала тех кандидатов, кто мог отшутиться от вопроса или ответить как-то очень неожиданно. По мнению Форда, именно такие люди могли с успехом продавать автомобили. Ведь что главное в продавце? Доброжелательность и отменное чувство юмора.
Стать руководителем нижнего звена мог тот кандидат, который пытался выяснить цель и направление поездки в ее процессе. По мнению Форда, таким людям не хватало самостоятельности в принятии решений, но он видел в них возможность двигаться одним курсом к целям компании и перспективу к росту.
А руководителем высшего звена мог стать только тот кандидат, который расспрашивал о цели и направлении поездки еще до того момента, как машина тронулась с места. Именно они, стратеги, готовые двигаться совместно с компанией к ее целям, имеющие видение конечного результата, были нужны Форду в управлении.
Не менее интересным способом Форд тестировал своих уже действующих руководителей. Говорят, однажды он собрал их всех на круизном лайнере и отправил в двухнедельную поездку отдыхать. Согласитесь, довольно неплохой тимбилдинг за счет компании. Но по возвращении их ждал сюрприз: часть из этих руководителей была уволена.
Догадались почему? ))
Ответ прост. В период их отсутствия Генри Форд сам внимательно наблюдал за тем, что происходит в подразделениях без руководителей. Если в работе не наблюдалось сбоев и сотрудники подразделения также продолжали выполнять свою работу, как и при руководителе, то Форд считал, что такой руководитель смог правильно выстроить работу своих подчиненных. К такому руководителю претензий не было. Некоторых из них даже повысили.
А вот если без руководителя сотрудники работали плохо, допускали сбои и ошибки, то таких руководителей Форд уволил. По его мнению, они сами не смогли справиться со своей непосредственной обязанностью: организовать работу своих подчиненных так, чтобы система работала без сбоев. Довольно справедливо, но очень странно, учитывая внедренную им систему тотального контроля и слежки за сотрудниками.
Так что? Смогли бы стать руководителями в компании Генри Форда?