Как влияют фотографии в соцсетях на нашу самооценку? Какую роль могут сыграть хэштеги в нашей удовлетворенности собственной внешностью? Преподаватель психологии Джессика Аллева делится результатами недавнего исследования.
Instagram полон образов «идеализированной» женской красоты. В современной западной культуре в ее рамки обычно вписываются лишь худые и подтянутые молодые женщины. Преподаватель психологии Джессика Аллева много лет занимается исследованиями в области отношения людей к своей внешности. Она напоминает: просмотр таких изображений в социальных сетях заставляет женщин испытывать недовольство тем, как они выглядят.
Однако в последнее время в Instagram набирает обороты новый тренд: женщины все чаще публикуют свои неотредактированные фотографии без макияжа. Обратив внимание на эту тенденцию, исследователи из австралийского университета Флиндерс задались вопросом: а что, если, увидев других в более реалистичном свете, женщины избавятся от недовольства собой?
Те, кто просматривал неотредактированные фото без макияжа, были менее придирчивы к собственному внешнему виду
Чтобы это выяснить, ученые случайным образом распределили 204 австралийских женщин по трем группам.
- Участницы из первой группы просмотрели отредактированные изображения стройных женщин с макияжем.
- Участницы из второй группы просмотрели изображения тех же стройных женщин, но на этот раз героини были без макияжа, а фотографии не были отретушированы.
- Участницы из третьей группы просмотрели те же изображения в Instagram, что и члены второй группы, но уже с хэштегами, указывающими, что модели были без макияжа и фотографии не ретушировались: #nomakeup, #noediting, #makeupfreeselfie.
До и после просмотра изображений все участницы заполняли анкеты, отвечая на вопросы исследователей. Это позволило измерить уровень их удовлетворенности своим внешним видом.
Джессика Аллева пишет, что участницы из второй группы — те, кто просматривал неотредактированные фото без макияжа, — были менее придирчивы к собственному внешнему виду по сравнению с первой и третьей группами.
Причем тут хэштеги?
Итак, исследования доказали, что фотографии стройных женщин с макияжем провоцируют пользовательниц социальных сетей на высокую критичность по отношению к собственному внешнему виду. А вот просмотр неотредактированных изображений без макияжа может предотвратить эти негативные последствия — по крайней мере, в отношении того, как женщины относятся к своему лицу.
Почему так происходит? Почему мы чувствуем себя несчастными из-за собственной внешности, когда видим изображения «идеализированной» красоты? Главная причина, очевидно, в том, что мы сравниваем себя с людьми на этих изображениях. Дополнительные данные австралийского эксперимента показали, что женщины, которые просматривали неотредактированные реалистичные изображения без макияжа, реже сравнивали себя с женщинами на фотографиях.
Кажется парадоксальным, что преимущества просмотра неотредактированных изображений без макияжа исчезают, стоит лишь добавить к ним хэштеги. Исследователи предположили, что хэштеги могли сами по себе привлечь внимание смотрящих и спровоцировать сравнение себя с изображенными на фото женщинами. И данные ученых действительно подтверждаются более высоким уровнем сравнения внешности среди женщин, которые просматривали изображения с добавленными хэштегами.
Важно окружить себя изображениями людей разного облика, а не только теми, что отражают принятые в обществе идеалы
Важно упомянуть, что участницам проекта демонстрировали изображения людей разных возрастов и этнической принадлежности с телами разных форм и размеров. Сбор данных о влиянии просмотра этих изображений показал, что они в целом помогают людям лучше относиться к своим телам.
Таким образом, считает Джессика Аллева, мы можем сделать предварительный вывод о том, что неотретушированные изображения подтянутых женщин без макияжа могут быть более полезными для нашего восприятия своей внешности, чем отредактированные изображения тех же женщин с мейкапом.
Важно окружить себя реалистичными изображениями людей разного облика, а не только теми, что отражают принятые в обществе идеалы. Красота — гораздо более широкое и даже творческое понятие, чем стандартный набор модных луков. И для того, чтобы ценить собственную уникальность, важно видеть, какими прекрасными могут быть другие люди.
Об авторе: Джессика Аллева — преподаватель психологии, специалист в области отношения человека к своей внешности.
http://www.psychologies.ru/art...
Рейтинг публикации:
|