В последние годы использование электронных сигарет и вейпа окружено многочисленными спорами. Новейшее исследование, опубликованное в открытом доступе в журнале «Респираторные исследования», могло оказать влияние на одну из сторон этой дискуссии.

Недавно ученые обнаружили, что заболевания, возникающие из-за курения, такие как хроническая обструктивная болезнь легких и астма, связаны с особыми бактериями. Они пришли к выводу, что электронные сигареты оказывают такое же воздействие на возникновение этих бактерий, как и традиционные табачные сигареты.

Безопасность и суть сомнений

Электронные сигареты или вейп — это электроприборы, имитирующие традиционное курение табака. Они имеют вид, схожий с сигаретами, а также дым и запах, заставляя курильщика практически не чувствовать разницу.

Этот прибор состоит из трех частей: трубки, наполненной никотиновым раствором, установки для выпаривания и аккумулятора. С помощью распыления вейп превращает никотин в пар, который затем вдыхается владельцем устройства.

После того, как страны увеличили государственный контроль над табачными изделиями, вейпинг быстро обрел популярность. У этого есть несколько причин: жидкость для вейпа не содержит обычных вредных веществ, таких как смолы или аэрозоли, кроме того, электронные сигареты считаются надежным способом «бросить курить».

Тем не менее свойства и безопасность электронных сигарет вызывают сомнения. В настоящее время Соединенные Штаты, Южная Корея и ряд других стран определяют электронные сигареты как табачные изделия; Австрия, Канада, Великобритания и еще несколько стран определяют их как медицинские изделия, а в Италии и России они считаются товарами общего потребления. В то же время, еще в 2013 году немецкие ученые провели исследование электронных сигарет и обнаружили, что они содержат большое количество пропиленгликоля, который может раздражать дыхательные пути и вызывать некоторые острые симптомы. Таким образом, вейп оказывает более вредное воздействие на легкие, чем традиционные сигареты. Впоследствии многие исследования подтверждали, что курение электронных сигарет в течение длительного времени также может вызывать зависимость от никотина.

Повышенная вредность болезнетворных микробов для легких

Новейшие исследования показали, что острые заболевания легких и использование никотиносодержащих электронных сигарет и традиционных табачных изделий могут быть связаны. Исследовательская группа фармацевтического института Университета Королевы в Белфасте, Великобритания, сравнила воздействие сигаретного дыма и паров электронных сигарет на бактерии, которые, как известно, связаны с длительными легочными заболеваниями, возникающими из-за курения.

Исследователи подвергли такие бактерии, как палочка Пфейфера, стрептококк пневмонии, золотистый стафилококк и синегнойная палочка, воздействию экстрактов сигаретного дыма и экстрактов паров электронных сигарет в процессе выращивания. Контрольная группа бактерий выращивалась в среде, свободной от сигаретного дыма и экстрактов паров электронных сигарет.

Исследователи обнаружили, что воздействие сигаретного дыма или экстрактов паров электронных сигарет, по-видимому, не оказывает вредного влияния на рост этих бактерий. Тем не менее воздействие этих экстрактов увеличивало образование биомембран этих бактерий, и этот эффект не проявлялся в контрольной группе, не подвергавшейся воздействию паров. Биомембраны — это механизмы одного или нескольких типов микроорганизмов, и рост биомембран, как известно, связан с процессом заражения различными микробными инфекциями.

Это открытие может указывать на то, что сигаретный дым и пары электронных сигарет могут повысить вредность болезнетворных бактерий в легких и способствовать развитию хронических инфекций.

Чтобы оценить, насколько вредны бактерии, подвергшиеся воздействию сигаретного дыма или экстрактов электронных сигарет, то есть, провоцируют ли они патогенные изменения, исследователи заразили бактериями личинки восковой моли, которые являются своеобразной живой моделью для инфекций человеческого организма. Ученые хотели проверить влияние бактериальных инфекций на выживаемость личинок. Результаты показали, что выживаемость личинок моли, зараженных бактериями, подвергшимися воздействию сигаретного дыма или экстрактов паров электронных сигарет, значительно ниже по сравнению с выживаемостью контрольной группы.

В дальнейших экспериментах исследовательская группа наблюдала за процессом заражения клеток легких человека бактериями, подвергшимися воздействию экстракта сигаретного дыма или экстракта пара электронной сигареты, и обнаружила, что в этой ситуации количество интерлейкина-8 (важный фактор, связанный с процессом воспаления), образуемого клетками, увеличивалось в разы.

При каждом вдохе вейперы вдыхают больше дыма, чем сигаретные курильщики?

Ведущий автор исследований Дейрдре Гилпин объясняет: «Темой нашего исследования является сравнение воздействия сигаретного дыма и паров электронных сигарет на поведение и патогенность легочных бактерий. Результаты оказались схожими. Это доказывает, что электронные сигареты оказывают такое же воздействие на основные распространенные патогенные бактерии легких, что и сигареты».

Исследовательница предупреждает, что сигаретный дым и экстракт паров электронных сигарет, использованные в эксперименте, были приготовлены аналогичным образом и в аналогичной пропорции и могут не отражать разницу в воздействии никотина на курильщика во время курения сигарет и вейпа.

Гилпин полагает: «По сравнению с традиционным курением, пользователи электронных сигарет при каждом вдохе вдыхают намного больше дыма, что увеличивает количество потребляемого никотина при курении вейпа. Поэтому наша модель может недооценивать уровень воздействия никотина на легочные патогенные бактерии при вдыхании паров электронных сигарет».

В этом исследовании ученые использовали обычную электронную сигарету без добавления ароматизаторов, на бактерии также лишь единожды оказывали воздействие с помощью сигаретного дыма и пара электронных сигарет. Исследователи считают, что необходимы дальнейшие исследования для изучения влияния на человека длительного употребления ароматизаторов в электронных сигаретах и других компонентов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.