Ну что же, настала пора пересмотреть некоторые правила, которые некогда считались незыблемыми. Именно к такому выводу пришла комиссия после изучения правил, установленных НАСА в целях

 

Ну что же, настала пора пересмотреть некоторые правила, которые некогда считались незыблемыми. Именно к такому выводу пришла комиссия после изучения правил, установленных НАСА в целях планетарной защиты.

На заре эпохи освоения космоса было принято заботиться об экологии иных миров, дабы ненароком не занести земные организмы в Солнечную систему. Видимо, печальная судьба ацтекской цивилизации не дает спать совести пионеров от НАСА. Но теперь, когда исследователям известно о космосе немного больше, чем в те доисторические времена, совершенно ясно, что те правила никуда не годятся.

Работники отдела по обороне планеты сейчас вплотную занялись пересмотром этих правил и пытаются адаптировать их к современному уровню знаний о космосе. Все это делается не исключительно в интересах НАСА, но и в интересах других дружественных государств.

Возглавляемая всемирно известным планетологом Аланом Стерном, являющимся к тому же руководителем миссии по изучению системы Плутона «Новые горизонты», независимая комиссия по планетарной защите опубликовала новый доклад.

Всякий раз, когда человечество отправляет свои шаттлы к другим объектам нашей Галактики, существует риск заражения этих последних земными вирусами и бактериями. Будет очень обидно, если, после многих потраченных лет на взятие образцов, доставку их в лаборатории Земли, изучение, споры и дискуссии, и, конечно же, миллиардных вложений, окажется, что обнаруженная жизнь – всего лишь наши родные микробы, случайно пробравшиеся на орбиту.

Поэтому все усилия ученых направленны на минимизацию этих рисков, поскольку это единственный способ гарантировать безупречность экспериментов по обнаружению новой жизни «тама» и абсолютную точность научных выводов из полученных результатов. Огромные средства тратятся на стерилизацию космических кораблей, бороздящих небесные просторы, но стопроцентной эффективности добиться пока еще не удалось.

Перед запуском космические корабли непременно очищаются в специальных помещениях. Например, в 1975 году в рамках программы исследования Марса «Викинг» оба запускаемых аппарата были стерилизованы в огромных печах, специально спроектированных для этой цели.

Если рассматривать проблему с другой стороны, то, отбросив излишнее беспокойство по поводу чистоты эксперимента и заботы о благополучии инопланетян, ученые земли всеми силами пытаются защитить землю от незваных гостей, которые могут вернуться к нам на нашем же транспорте. Напоминает сюжет плохонькой научно-фантастической повести, но мы же понятия не имеем, какого сорта микробы проживают на Марсе, Сатурне, на Млечном пути или в чёрной дыре, поэтому об этом стоит подумать заранее.

Сотрудники отдела по обороне планеты помогают инженерам конструировать стерильные космические аппараты, или как их еще называют «корабли с низкой биологической нагрузкой». Они также помогают в разработке планов полетов с минимальными рисками, что играет немаловажную роль в защите планет вообще и нашей планеты в частности, и устанавливают правила поведения в космосе.

Насколько изменения необходимы?

В этом новом докладе делается упор на то, что поскольку за прошедшее время были исследованы огромные участки космоса и в этот увлекательный и экономически привлекательный процесс вовлечено очень много других игроков, то правила игры нуждаются в доработке.

«Горизонты планетарной защиты расширяются слишком быстро. На сегодняшний день можно с удивлением отметить огромное количество игроков, запускающих свои миссии с научными и коммерческими целями в различные уголки нашей Солнечной системы», — заявил Томас Зурбухен, помощник начальника Управления научными миссиями НАСА. «В этих новых условиях мы должны быть готовы выступить с продуманной и практичной политикой, которая позволит одновременно совершать научные открытия и обеспечивать неприкосновенность нашей планеты, а также планет, которым мы наносим визиты».

Все современные стандарты были заложены еще в 1960-1970-х гг. Наши знания о самых регулярно посещаемых планетах, Луне и Марсе, значительно возросли с тех пор. Изначально вся поверхность Луны была классифицирована как имеющая первостепенное значение для изучения происхождения жизни. Но эти предположения не оправдались, и сегодня уже очень не многие ученые считают всю поверхность Луны достойным объектом для изучения данного вопроса.

Не исключено, что лунные полюса сыграли определенную роль в истории возникновения жизни, потому что там таки обнаружили колоссальные залежи воды. Но, согласно независимой комиссии по планетарной защите, совершенно не является целесообразным изучать абсолютно всю поверхность спутника земли, а соответственно различные участки на Луне подлежат охране различными стандартами защиты.

Луна, выполняя функцию настоящих Лунных врат, является отправной точкой для всех миссий на Марс, теперь и в будущем. А как предотвратить перекрестное загрязнение между ними? И что будет, если космический корабль вернется с лунными или земными образцами обратно на землю, например в результате миссии марсианского планетохода «Марс-2020»?

Реальность в том, что на Землю уже и без помощи рук человеческих попало предостаточно образцов с Марса. Существует, причем уже на протяжении миллиарда лет, вполне легальный путь попадания марсианских веществ на Землю: метеориты врезались в Марс, разлетались на мелкие осколки, часть которых осела на Земле. И этой причины тоже достаточно для того, чтобы протоколы рисков заражения Земли Марсом были пересмотрены.

Независимая комиссия по планетарной защите докладывает: «Межпланетная космическая миссия на Марс, целью которой является сбор образцов марсианского грунта и доставка его на Землю для анализа, станет миссией самой широко освещаемой средствами массовой информацией. Огромные средства тратятся на поиск решений, чтобы избежать путаницы между аутентичным марсианским грунтом с атмосферой Земли. Все усилия НАСА (а также других интернациональных партнеров) направлены на то, чтобы «предотвратить контакт» между марсианской средой во время собирания образцов, орбитальным и спусковым аппаратами, а также во время возвращения на Земном орбитальном аппарате».

Усилия по обновлению правил планетарной защиты частично обусловлены практической реальностью. В космосе предвидится все больше и больше коммерческой деятельности, и для этих попыток необходимы эффективные и упорядоченные правила.

«За последние годы планетарная наука и планетарная защита подверглись большим изменениям, которые, скорее всего, продолжат развиваться с той же скоростью», — говорится в пресс-релизе Стерна. «Основные принципы и методы защиты планеты должны быть обновлены с учетом новых знаний и новых технологий. Стоит также учитывать факт, что появилось множество организаций, планирующих запускать свои миссии по всей Солнечной системе. Тема полетов в космос вызывает у всех огромный интерес, и мы должны предусмотреть, как новые игроки, например, в коммерческом секторе, могут быть интегрированы в планетарную защиту.

Недавние события на Марсе подтверждают необходимость пересмотра правил по обороне планет. В этом году «Марсианской научной лаборатории» и ее отпрыску, марсоходу «Кьюриосити» исполняется 8 лет. Целью проекта являлось исследование геологической истории красной планеты и определение наличия признаков живых организмов. Марсоход начал свою научную деятельность в кратере Гейла медленно продвигаясь к пункту своего назначения, горе Эолида (неофициальное название – гора Шарпа).

На пути следования «Кьюриосити» оказались весьма интересные скалы с загадочными темными прожилками на них, очень похожими на осадочные сезонные породы. Конечно же, ученым срочно понадобились образцы. Но комиссию по планетарной защите терзают смутные сомнения, и считается возможным заражение Марса земными микробами, если эти пробы на самом деле окажутся водой. Естественно, аппарат перед запуском подвергался тщательной стерилизации, а отдельные его запчасти выпекались при температуре 110 градусов около недели, но кому-то приспичило установить запасной бур, и герметичность была нарушена. Ответственные по планетарной защите были, мягко говоря, не рады нарушениям всех мыслимых протоколов.

Очередными объектами для поиска жизни станут Европа, луна Сатурна, и Энцелад, луна Юпитера, как предполагают, это два океана солнечной системы. Как их защитить, когда наш космический корабль направится к их берегам? И этот аспект был освещен в докладе комиссии.

Как указывается в отчете, «доля наземных микроорганизмов в бионагрузке космического корабля, которая может выжить и усилиться в океанских мирах, вероятно, будет чрезвычайно мала». Далее в отчете говорится, что практически исключается возможность того, что какая-либо местная жизнь на Энцеладе, Европе или даже Титане имеет такое же происхождение, как земная жизнь, и что ученые, скорее всего, никак не смогут перепутать земную жизнь с жизнью на этих отдаленных планетах.

«Использование современных биохимических методик позволит легко отличить найденную жизнь от жизни наземных микроорганизмов. Как следствие, потребность в биологической нагрузке для миссий «Европа» и «Энцеладус» (то есть <1 жизнеспособного микроорганизма) представляется слишком устаревшей».

Получив отчет от комиссии по планетарной защите, в НАСА уже готовятся к разработке новых протоколов. Скорее всего, поверхность Марса и Луны будет поделена на зоны. Одни будут считаться наиболее перспективными для поиска жизни, и для них будут введены особо строгие протоколы по защите от интеграции. Другие будут исследоваться при менее жестком контроле.

Но почему бы не подойти к проблеме с другой стороны? Поскольку каждая миссия на Марс сопряжена с риском загрязнения этой планеты земными микробами, не должно ли получить подтверждение, что исследоваться будут потенциально живые зоны? Скорее всего, обновленные протоколы понадобятся раньше, чем можно подумать.

.