Когда Владимир Путин впервые стал президентом России в 2000 году, ему в наследство досталась разорённая и социально депрессивная страна со средней продолжительностью жизнью всего лишь каких-то 65,5 года. По этому показателю Россия заметно отставала от всех западных стран, занимая позорное 124-е место среди стран мира. Однако с наступлением политической стабильности, началом экономического роста и укреплением безопасности при Владимире Путине в сочетании с принятием решительных мер по формированию здорового образа жизни и совершенствованию системы здравоохранения ситуация стала стремительно меняться к лучшему.
Согласно последним данным за первое полугодие 2019 года, средняя продолжительность жизни в России выросла до 74 лет (а точнее до 73,7 года). Теперь средняя ожидаемая продолжительность жизни российских женщин составляет 78 лет, а мужчин — 68 лет. Между полами существует 10-летний разрыв. Однако в 2000 году ситуация для мужчин была ещё более удручающей: средняя продолжительность их жизни тогда составляла всего 59 лет. Это означает 16-процентный рост средней продолжительности жизни по состоянию на текущий момент. За тот же период рост средней продолжительности жизни женщин составил 8%. Фактически этот разрыв уже сокращается.
Догнать и перегнать Америку
Лучше всего этот замечательный прогресс можно продемонстрировать, сравнив ситуацию в России с ситуацией в других странах. На графике ниже приводится сравнение России с Соединёнными Штатами Америки. В 2000 году разница в средней продолжительности жизни между двумя странами составляла 11,1 года, или 14,5%, в пользу США. Однако к 2019 году разница сократилась всего лишь до 4,8 лет, или до 6,1%. В рамках национальных проектов, реализуемых по указанию Владимира Путина в связи с возобновлением его президентства в 2018 году, поставлена цель повысить среднюю продолжительность жизни до 78 лет к 2024 году и далее до 80 лет к 2030 году.
Когда смотришь на этот мощный тренд, то кажется, что Россия вполне может достичь поставленных целей. А если учитывать, что США фактически регрессируют по этому показателю, то вполне вероятно, что к 2024 году по показателю средней продолжительности жизни две соперничающие страны сравняют счёт. Достигнув показателя средней продолжительности жизни 80 лет к 2030 году, как это предусмотрено соответствующим национальном проектом, Россия фактически перегонит Америку. Конечно, это будет практически чудо, особенно если учитывать все ужасы ситуации в России в 1980-е и 1990-е годы.
(Здесь и в других местах этого обзора ситуации в России мы используем последние данные за первое полугодие 2019 года, тогда как по другим странам нам не удалось получить доступ к текущим данным, и поэтому по США и Белоруссии нам придётся довольствоваться данными за 2018 год, а по остальным странам — данными за 2017 год из справочных материалов Всемирного банка. Однако ясно, что такой позитивный тренд не наблюдается ни в каких других странах, кроме России и Белоруссии. Такой подбор данных никоим образом не окажет влияние на аргументацию нашего обзора.)
К настоящему моменту Россия не так уж и сильно отстаёт от стран Европейского союза. Тогда как в 2000 году Россия отставала от стран Европейского союза на 15%, на сегодняшний день разрыв сократился до 8%.
Система общественного здравоохранения в России начинает давать результаты
Тогда как у нас должно захватывать дух от той стремительности, с которой Россия догоняет США и остальные страны развитого мира, всё-таки есть ещё кое-что не менее замечательное. Дело в том, что расходы России (в процентах от ВВП) на здравоохранение, вне всяких сомнений, самые низкие среди всех развитых стран. В настоящее время это 5,5—7% (различные уважаемые международные источники приводят разные данные.) Эта ситуация вскоре изменится, поскольку правительство намерено довести объём инвестиций в здравоохранение, увеличив соответствующие расходы до 7—9% ВВП. В среднем расходы на здравоохранение в Европейском союзе составили 9,9% ВВП в 2016 году, тогда как США тратят 17% ВВП, с большим отрывов опережая все остальные страны по этому показателю.
Тем не менее, все эти огромные расходы не в состоянии обеспечить американцам лучшее состояние здоровья по сравнению с европейцами, чьи расходы на здравоохранение на половину ниже. В действительности, США отстаёт от стран ЕС почти на 5% по средней продолжительности жизни, а также по многим другим показателям здоровья. И теперь их стремительно догоняет даже Россия, чьи расходы на здравоохранение составляют менее трети расходов в США. Следует отметить, что в России преимущественно существует государственная, финансируемая за счёт бюджета система здравоохранения, которая большей частью бесплатна для населения. Однако желающие потратить больше имеют возможность пользоваться услугами частных клиник и больниц.
Что там творится на Кавказе?
С показателями средней продолжительности жизни в России связаны и другие сюрпризы. Самый большой сюрприз — непривлекательный регион, занявший первое место по продолжительности жизни в России. Это Ингушетия, один из регионов на Кавказе, где люди традиционно являются долгожителями. Однако при этом это самый бедный регион России по ВВП на душу населения. Так, согласно данным российского рейтинового агентства "РИА Рейтинг"[1] ("Качество жизни в российских регионах — рейтинг 2018"), Ингушетия заняла 82-е место из 85 регионов России. Странно, однако. Я всегда полагал, что средняя продолжительность жизни каким-то образом зависит от качества жизни. Кроме того, уровень безработицы в Ингушетии составляет 26% — самый высокий показатель в России.
По данным за 2018 год, в Ингушетии средняя продолжительность жизни составила 81,5 года. Причём мужчины живут в среднем по 78 лет, а женщины — по 84,5 года, что гораздо дольше, чем в среднем по России. Эти показатели находятся на уровне некоторых самых развитых европейских стран. А что касается женщин, то по этому показателю Ингушетия уже вплотную приблизилась к таким ведущим странам, как Япония, Испания и Швейцария. Исследователям следует заняться изучением ингушей, чтобы выяснить, в чём заключается секрет их долголетия и каким образом им удаётся добиваться столь высокой средней продолжительности жизни с учётом уровня их доходов. Впрочем, вполне возможно, что они не такие уж и бедные. Вероятно, это всего лишь один из примеров, показывающих, как монетарные показатели могут вводить в заблуждение. Они употребляют здоровую пищу, выращенную на собственной земле. Они выращивают собственные фрукты и овощи, разводят овец, обходя тем самым всяческие расчёты ВВП. И я уверен, что они не употребляют в большом количестве пищевые продукты, подвергшиеся технологической обработке, как это имеют обыкновение делать люди на Западе. Наверное, их основными лекарствами являются кавказские травы, кефир и витамин D естественного происхождения. Будучи мусульманами, они также не склонны злоупотреблять алкоголем.
Москва уже почти там
Все прочие кавказские регионы России также занимают высокие места в рейтинге, однако второе место — весьма неожиданно — досталось Москве. Всё же Москва с населением 12—13 млн жителей, представляющая собой большой срез целой страны, могла бы показать гораздо худшие результаты. Очевидно, Москва, несомненно, богатейший регион страны, но, как мы только что убедились на примере Ингушетии, этот фактор не обязательно является решающим. Москва также переживала не лучшие времена в 1990-е годы. Да и климат в Москве, прямо скажем, не очень благоприятный. И люди здесь употребляют "заводскую еду". Однако должен сказать, что она, как правило, лучшего качества, чем на Западе. В общем, полагаю, доля продуктов питания, подвергшихся технологической обработке, по-прежнему гораздо меньше в продуктовой корзине в Москве, чем в большинстве случаев на Западе. И люди по-прежнему употребляют много здоровой пищи, выращенных на дачах, полноценное жирное мясо, а также много таких питательных продуктов, как квашеная капуста, домашние соленья и грибы. Но с другой стороны, они также много потребляют плохих углеводов в виде хлеба, макаронных изделий и картофеля.
Качество жизни в России заметно улучшилось с 1990-х годов, охваченных разгулом анархии.
К 2018 году средняя продолжительность жизни в Москве составила 78,2 года. С учётом скачка в 0,8 года по сравнению со средним показателем по стране за первую половину этого года Москва, возможно, уже достигла уровня 79 лет, однако соответствующая статистика пока ещё не опубликована. Мужчины в Москве живут в среднем 74,3 года, а женщины — 81,8 года. Лично меня поражает, что средняя продолжительность жизни женщин в Москве достигла такого высокого уровня, особенно если учесть, через что людям пришлось пройти во время перестройки и анархии 1990-х годов. Это только примерно на 5% ниже уровня японских женщин, которые представляют собой образец здоровой и зажиточной жизни.
Москву должна восприниматься как законодатель моды для остальной России. Поэтому если Москва может добиться таких результатов, то и вся остальная страна сможет. Поскольку масштабные меры по совершенствованию российской системы здравоохранения в России только недавно были внедрены или по-прежнему находятся на этапе планирования и ранних этапах реализации, не стоит сомневаться в том, что амбициозные цели Путина по достижению в России средней продолжительности жизни 78 лет к 2024 году и 80 лет к 2030 году вполне реальны.
Другие впечатляющие результаты
Давайте теперь разберёмся с отдельными членами уравнения средней продолжительности жизни.
Благодаря стабильности, которую Россия получила во время президентства Владимира Путина, резко снизились показатели убийств и самоубийств. В 1990-е годы бушевала настоящая эпидемия самоубийств. Этот показатель достиг 39,3 случаев на 100 000 человек — самый худший показатель в мире. Теперь же он снизился до 12 случаев на 100 000 человек. Этот показатель находится на уровне Франции и заметно ниже таких стран, как Финляндия (13,8) и Соединённые Штаты Америки (13,7). Однако найти эти данные в Интернете у вас вряд ли получится по какой-то странной причине. Такие международные организации, как ВОЗ и Всемирный банк по-прежнему продолжают использовать совершенно устаревшие показатели, выдавая их за свежие данные за 2016 год.
Такое огромное улучшение показателя самоубийств отражает уровень социальной защиты и чувства надежды, который был достигнут в России за последние 15 лет. Примечательно то, что этот тренд на улучшение продолжился также и после нефтяного и санкционного кризиса 2014 года. А это доказывает, что Россия может продолжать стабильное внутреннее развитие даже в условиях агрессивной внешней среды.
Статистика убийств (с учётом снижения смертности в результате убийств с 28 случаев в 2000 году до 5,4 случая в первой половине 2019 года) говорит об укреплении безопасности в целом и правоохранительной системы в частности.
Ещё один особенно примечательный результат — резкое сокращение младенческой смертности почти на три четверти. По этому важному показателю Россия по праву занимает одно из ведущих мест среди самых развитых стран мира.
В таблице ниже показан тренд на стремительное сокращение младенческой смертности в России. Ещё больше впечатляет прогресс, достигнутый в этом отношении Белоруссией. Резкое сокращение младенческой смертности — абсолютный рекорд 2,8 случая младенческой смертности на 1 000 человек — делает Белоруссию одной из передовых стран мира по этому показателю. Куба также выделяется по этому показателю среди стран мира. К сожалению, ситуация с младенческой смертностью не столь хороша у её северо-американского соседа.