Рассеянный склероз (РС) протекает по-разному: например. с многочисленными ремиссиями, в ходе которых происходит полное восстановление нарушенных функций или, наоборот, с неуклонным нарастанием неврологических нарушений.
При этом в самом начале заболевания невозможно определить, какой сценарий РС будет реализован у данного конкретного пациента. Более того, это бывает неясно и спустя несколько лет. Между тем, мягкое ремиттирующе-рецидивирующее течение болезни спустя 10-15 лет нередко сменяется тяжелым вторичным прогрессированием, и люди хотят заранее знать, к чему готовиться.
Ранее для прогноза врачи предлагали два маркера. Первый — появление новых очагов поражения/расширение уже существующих. И второй — атрофия ЦНС (общее уменьшение объемов мозговых структур). Те же показатели обычно использовались для оценки эффективности лекарственной терапии.
Однако новое исследование с участием более 1300 человек с рассеянным склерозом, проведенное специалистами Школы медицины и биомедицинских наук им. Джейкобса, выявило третий, намного более точный показатель.
Ученые обратили внимание на то, что поражения нейронов при РС могут парадоксальным образом уменьшаться или полностью исчезать из-за атрофии. Обычно это явление игнорируется или рассматривается как досадное недоразумение, однако исследователи доказали, что на самом деле именно оно является важным автономным визуализируемым биомаркером будущей клинической инвалидности.
Этот биомаркер представляет собой объем поражений, исчезающих в результате атрофии ЦНС, и замещающихся спинно-мозговой жидкостью. Исследователи назвали этот маркер «объем атрофированного поражения» и создали методику его расчета на основе снимков МРТ.
Далее ученые сравнили прогноз инвалидности у больных с разными типами РС, сделанный на основе объема атрофированного поражения, с прогнозами на основе традиционных показателей количества очагов поражения и общей атрофии ЦНС.
Вывод был однозначен: объем атрофированного повреждения является единственным клинически значимым визуализируемым маркером, особенно перспективным для оценки прогрессирования РС. Этот показатель также имеет смысл применять для определения эффективности терапии.
«Объем атрофированного поражения можно измерить с помощью пары простых МРТ-обследований», — комментирует Роберт Зивадинов, профессор неврологии в школе Джейкобса, директор Центра анализа нейроизображений в Буффало, — «при этом мы показали, что этот маркер не имеет равных в плане точного прогнозирования перехода от ремиттирующе-рецидивирующего к вторично-прогрессирующему течению болезни».