Мужчина на этой старой рекламе — зубной врач. Он говорит: «как ваш дантист, я бы рекомендовал вам курить "Вайсрой"». Сейчас нам уже кажется нелепой ситуация, в которой доктор, да ещё и дантист, публично рекламирует сигареты, однако ещё лет 40 назад это было абсолютной нормой.
А вот ещё один рекламный плакат той же марки сигарет:
Сверху плаката написано: «Почему американские спортсмены-чемпионы выбирают "Вайсрой"?» Нарисованные спортсмены объясняют причины: богатый вкус, приятный аромат, прочая стандартная рекламная ерунда. Опять-таки, нам кажется диким уже и это: спортсмены в 2019 году не могут вот так просто рекламировать сигареты, такого рода реклама запрещена в большей части цивилизованных стран.
Результаты борьбы за народные лёгкие не так убедительны, как в случае с алкоголем, однако процент курящих россиян постепенно падает. Спасибо запрету рекламы, курение выходит из моды, из-за чего курящий человек воспринимается теперь не как «крутой парень», а как бедолага, которому не хватает силы воли избавиться от неприятной привычки.
Полагаю, дальше власти развитых стран переключатся на борьбу с лишним весом и с проблемами, вызванными неправильным питанием. Борцам за ЗОЖ всегда надо за что-то бороться, так что вредная еда выглядит самой очевидной целью.
Шаги, которые может предпринять в этом направлении правительство, также достаточно очевидны.
1. Фастфуды с их сладкой газировкой и с гамбургерами из сахара будут демонизированы. Сначала запретят «Хэппи Мил» и прочие попытки подсадить детей на вредную еду, потом запретят вообще любую рекламу фастфудов, потом переведут фастфуды в категорию 18+ и будут пускать в них только по паспорту.
2. Всякие маленькие сладкие штуки, — чипсы, шоколадки, пирожки, — выгонят в дальние отделы, где они не будут никому мозолить глаза. Сидящий на диете покупатель сможет зайти в супермаркет и выбрать всё, что ему нужно, ни разу не увидев по дороге ничего жирного и углеводного.
3. Новые холодильники будут продаваться с обязательным встроенным таймером. Нажал кнопку «открыть», пошёл отсчёт времени. Если через 10 минут хозяин не передумал и повторил действие, холодильник откроется.
Такая нехитрая мера позволит резко сократить число «минутных слабостей». Исследования психологов показывают, что самые волевые люди — это те, кто предпочитает не напрягать силу воли вовсе, убирая соблазны куда подальше. К примеру, бросающему пить нет никакого смысла отказываться от водки на дружеских посиделках: на это никакой силы воли не хватит. Куда как правильнее будет просто не приходить на праздники, на которых ему могут налить.
На днях я и сам стал жертвой маркетинговой атаки. Я пришёл на почту за посылкой и увидел там стойку с шоколадками. Не собираясь есть шоколад и, вообще, считая почту неподходящим местом для продажи еды, я всё же вынужден был купить упаковку «Твикса», который я до того не ел вот уже несколько лет. Можно только предположить, какие муки испытывают те посетители почты, которые, в отличие от меня, имеют веские причины воздерживаться от поедания шоколадных батончиков.
Если смотреть на вещи шире, то государство вообще должно защищать граждан от рекламы так же, как оно защищает нас от грабителей в масках и с пистолетами. Я не вижу принципиальной разницы между тем, чтобы вынудить человека к покупке бьющей в цель рекламой, и тем, чтобы заставить его отдать кошелёк под угрозой физической расправы. И там, и там мы имеем дело с выбором без выбора, пусть даже и оформленным как сугубо добровольное решение: сохранить жизнь или сохранить кошелёк.
В завершение поста замечу, что у меня и мысли нет лоббировать какие бы то ни было запреты: кроме, возможно, запрета сладкой газировки, которая уж чересчур вредна для свободной продажи в цивилизованной стране. Этим постом я всего лишь пытаюсь прозреть будущее, предположив, в какую сторону будет двигаться законодательная мысль в ближайшие 10-20 лет.