Миллион детских жизней. Столько можно спасти за 5 лет, помогая беременным женщинам в трудной ситуации.
По не самым пессимистичным прогнозам Росстата, через 5 лет население России сократится на 1 млн 777 тыс. человек.
Неужели вымирание неизбежно?
За I полугодие 2019 г. убыль населения составила 200 тыс. человек. И если ничего не делать, то эта цифра ежегодно будет достигать полумиллиона. Однако опыт общественных организаций, которые работают с беременными женщинами и семьями, оказавшимися в кризисной ситуации, говорит о том, что избежать катастрофы возможно. Свой рецепт выхода из демографического кризиса и повышения рождаемости представили участники прошедшего в Москве IX Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь – 2019» из 190 городов. Подобные мероприятия ежегодно проводятся на площадке и за счёт средств туристского гостиничного комплекса «Салют».
Как выбраться из ямы?
«Самый большой демографический провал ожидается к 2030-2032 годам, – сообщил координатор общественной организации «За жизнь!», эксперт в сфере демографии Сергей Чесноков. – И только миграция или меры по увеличению продолжительности жизни нас из этой ямы не вытащат. Если мы будем делать ставку на продление жизни, то у нас, как в Японии, сформируется стареющее общество, которое просто не сможет выйти из ловушки старости. С миграцией тоже не все так просто. Ограничить ее приток невозможно, иначе пострадает экономика. В итоге к 2030-2031 году объем коренного мужского населения 20-39 лет может оказаться меньше половины, что повлечёт рост межэтнических, межрелигиозных конфликтов. В стратегическом смысле решить проблему можно только повышением рождаемости».
С этим пока всё хуже. Если после 2011 года, когда впервые был введён маткапитал, убыль населения стала снижаться, а в 2013-2015 годах рождаемость и вовсе перекрыла смертность, то в прошлом году мы вернулись к ситуации 2010 года. В детородный возраст вступило малочисленное поколение 90-х. И оно вовсе не стремится к многодетности. Сейчас средний коэффициент рождаемости составляет 1,7, а нужно минимум 2,1. Проще говоря, сейчас женщины рожают 1-2 детей, а нужно – 2-3.
«В прежних расходах на демографию (1,5% ВВП с маткапиталом и бюджетами регионов) этого сделать не получится, – уверен Сергей Чесноков. – Нужно их минимум удваивать, чтобы они достигли 3-4% от ВВП. Хорошая новость в том, что есть резервы повышения рождаемости. Нынешняя ситуация вовсе не приговор. Прежде всего нужно привлечь общественные организации к мониторингу демографической политики».
По словам эксперта, даже самые простые меры – консультация психолога и финансовая помощь – помогли за 4 года спасти 11 132 ребёнка, изначально «приговорённых» к гибели во время абортов. Без всякого госфинансирования, только благодаря помощи неравнодушных людей. А государство может сделать намного больше. Комплекс мер на основе опыта общественников в масштабах всей страны позволит сохранить больше 1 млн человек за пять лет. И есть уже позитивный опыт регионов. На Сахалине благодаря региональным мерам с 2011 по 2016 гг. средний коэффициент рождаемости увеличился с 1,56 (ниже общероссийского) до 2,16, а число многодетных семей – в 2 раза.
Счастливые истории
Родившаяся в августе 2-месячная малышка Елизавета стала 10-тысячной спасённой. «Я узнала, что беременна, когда меня от работы послали проходить медкомиссию, – рассказала свою историю жительница Ивановской области Жанна. – Я была в шоке от такого известия, ведь у нас уже было пятеро детей, и я как раз собиралась начать работать – мужу одному было очень тяжело содержать нашу большую семью. Старшие дети профессионально занимаются дзюдо – много денег уходит на тренировки, соревнования, форму. Никак не представляла себе тогда, как мы сможем вытянуть ещё одного ребенка. Сказала мужу, что пойду на аборт. Но он был против. Случился скандал. Не в силах меня переубедить, муж пошел к психологу, а потом привёл меня. После разговора с психологом я осознала, что малыш ни в чем не виноват и решила рожать. Благотворительная программа «Спаси жизнь» помогает нам финансово, продуктами и вещами. Сейчас я понимаю, какую непоправимую ошибку могла совершить. Эта крошечка на руках – огромное счастье. Да и старшие сыновья уже помогают. Смотришь на их победы – 100 медалей на троих – и испытываешь невероятную радость. Когда дети чего-то добиваются, когда просто слышишь их смех и видишь их лица, то чувствуешь счастье, как бы ни было тяжело».
«Эта пронзительная история – одна из многих, – отметила координатор благотворительной программы помощи кризисным беременным и семьям «Спаси жизнь», мама 5 детей Екатерина Маркова. – И не было ни одного случая, когда бы мама пришла потом и сказала: "Заберите ребёнка, зачем я его родила…". В любой самой тяжелой ситуации – даже когда ребёнок или сами родители инвалиды, если женщина забеременела в результате насилия – мамы радовались тому, что сохранили беременность. По нашей статистике, 25% женщин сохранили беременность после насилия. Как, например, 15-летняя Даша (имя изменено – Ред.) из Приморья. Она забеременела после того, как её изнасиловал гастарбайтер. Преступника полиция так и не нашла. Даша пришла на аборт, но, поговорив с психологами, решила рожать. Вернуться домой не смогла. Семья жила практически в нищете, помимо неё – ещё четверо младших детей и отчим, который к ней приставал. Мы сняли ей квартиру, помогаем продуктами и вещами. Когда видишь, как эта девочка обнимает и целует своего малыша, каким счастьем светятся ее глаза, понимаешь, что все не зря».
История Ольги во многом типична. Её «спасённому» сынишке 3 года. «Четыре года назад мы приехали в Калугу из Донецкой области, спасались от бомбёжек, – поделилась Ольга. – Не было ни документов, ни денег, временное жильё. И тут – первая и совсем нежданная беременность. А на руках ещё маленький племянник. Меня охватил дикий страх, в голове крутились мысли «зачем плодить нищету». На сроке в 7 недель пришла на аборт. Но выяснилось, что прежде чем получить направление в больницу на прерывание беременности, требуется обязательно сходить к психологу. Идти не хотелось, думала, как поскорее хотелось все прекратить и забыть. Но… вышла с твёрдым решением ребёнка оставить. Когда мне начали рассказывать, как развивается ребёнок на конкретном сроке, что с 21 дня начинает биться сердце, я не смогла решиться на аборт. Через два месяца после родов мне предложили место психолога в этом же центре помощи беременным и семьям. У меня было психологическое образование, прошла специальные курсы и начала работать. Большинство женщин, которые приходят ко мне на консультацию, на аборт толкает страх, что они не потянут ребёнка финансово. Поддержка со стороны помогает им принять верное решение. А она может быть самая разная. Кому-то из женщин помогли получить новую профессию, другим – подтянуть старших детей по школьным предметам, третьим помочь с ремонтом дома или посидеть с малышами, сходить в магазин».
Сколько стоит спасение ребёнка?
По данным Минздрава, в 2017 году было сделано 340 тыс. абортов по желанию женщины.
«27% женщин называют в качестве причины аборта финансовые трудности. Однако не всегда самые бедные семьи решаются на аборт, – отметила Екатерина Маркова. – Нередко это люди обеспеченные. Просто с рождением ребёнка у них сорвалась бы поездка за границу, покупка большой квартиры или более дорогой машины. Следующая по частоте причина – нежелание больше рожать, если уже есть дети. 15% женщин решаются на аборт под давлением мужа или матери. Это очень тяжелая ситуация. Матери наших подопечных жили в советское время. А в Советском Союзе практически все женщины делали аборты. И многие до сих пор считают, что аборт – это обычная процедура, ничего страшного и убеждают в этом дочерей. Приводят их в больницу чуть ли не насильно (дочка зачастую хочет сохранить ребёнка) со словами: «Зачем ей сейчас ребёнок, надо доучиться в институте, школе, построить личную жизнь…»
Но главное – все эти проблемы решаемы. И на это вовсе не надо баснословных сумм. «Только вдумайтесь: 14% семей готовы рожать детей, если им будут помогать хотя бы продуктами, – продолжает Екатерина Маркова. – То есть им в прямом смысле слова нечем кормить детей. Средний доход наших подопечных – 4700 рублей на человека. Это далеко за чертой бедности, учитывая, что средний прожиточный минимум в стране больше 11 тысяч».
В благотворительной программе «Спаси жизнь» подсчитали, что спасение одного ребенка стоит всего… 27 тыс. рублей. «Это оплата труда психологов и наглядных материалов, оказание первичной помощи женщине, – сообщила Екатерина Маркова. – На более комплексную помощь, включая приют, детсад и т. д., нужно 68 тыс. рублей. Смешные суммы для государства. Для сравнения: рождение одного ребёнка по ЭКО, которое финансируется государством, стоит 560 тысяч».
Вкладывать в ещё одну квартиру или ребёнка – каждый решает сам. Важно, чтобы осознание «никакие деньги и блага не стоят детского смеха или улыбки» не пришло слишком поздно.
https://aif.ru/health/life/bor...
Рейтинг публикации:
|