Я как-то писал об особой практике, которую я делаю, чтобы избавиться от привычки осуждать и оценивать других людей. Всякий раз, когда я бываю в общественных местах и ловлю себя на том, что осуждаю незнакомцев — за такие проступки, как неуклюжая ходьба по тротуарам или неточная парковка — я решаю вместо этого временно стать их тайным союзником.
Без ведома другого человека я перехожу от молчаливого негодования к молчаливому наблюдению за ними. За то короткое время, что мы находимся рядом, я готов броситься в бой, если им понадобится какая-то помощь. Если бы они нуждались в указаниях, я бы любезно согласился им помочь. Если бы их продуктовые сумки порвались, я помог бы собрать им упавшие на землю фрукты.
Мне почти никогда не приходилось вступать в действие, не считая помощи людям в продуктовых магазинах, но это не главная цель. По сути, я учусь видеть других с точки зрения доброжелательности, а не осуждения.
И это работает. Мой рефлекс помощи сильнее, а рефлекс осуждения слабее. Тайное союзничество также заставляет меня чувствовать себя счастливее прямо в этот момент.
Часть того, что так вдохновляет в этой практике, заключается в том, что она полностью портативна и самодостаточна. Не имеет значения, что происходит или что делает другой человек. Просто когда я беру на себя роль человека, готового помочь в любой ситуации, это помогает мне более естественным образом стать полезным, а также создаёт непосредственное чувство благополучия. Как будто я творю добро из ничего. Это похоже на обман, какую-то алхимическую тайну.
Пока на улице хорошая погода, я впитываю столько тепла, сколько могу, совершая долгую прогулку вниз к Форксу каждый вечер, когда у меня есть немного свободного времени. В это время на улицы выходит много людей, поэтому я всю дорогу делаю свою небольшую практику, пытаясь поддерживать чувство доброжелательности по отношению к другим людям.
Иногда во время прогулки я слушаю отрывки из вдохновляющей аудиокниги, чтобы настроиться на доброжелательное мышление. Недавно я начал слушать «К самому себе» Марка Аврелия, и, как по мне, древний философ является идеальным наставником для освоения этого особого навыка.
По сути, он провёл всю свою жизнь, практикуя более изощрённые версии того, что я пытался сделать. Я практиковал одну добродетель – готовность прийти на помощь – в определённых ситуациях, и со временем это принесло мне огромную пользу. Аврелий же практиковал целый список добродетелей – а именно мужество, благоразумие, умеренность и справедливость – каждый день, во всех ситуациях.
Его настойчивый совет – всегда оттачивать эти качества, что бы вы ни делали, не ради того, чтобы вас признали великим или святым человеком, а потому, что воплощение этих качеств является единственным неиссякаемым источником счастья. Любой другой источник счастья, будь то признание, богатство, здоровье или доступ к удовольствиям, может быть утерян или отнят у вас. Даже когда у вас они есть, вы живёте в страхе потерять их.
Почему бы тогда не вложить все свои усилия в культивирование лучшего и самого прочного источника счастья — сильного, непоколебимого характера — учитывая, что он естественно согласуется с лучшими из ваших целей и намерений?
Он верил в то, что вы можете заниматься только этим проектом и находить в нём своё удовлетворение, потому что нигде больше нет неиссякаемого удовлетворения. Всё остальное, чем вам нужно заниматься — работать, воспитывать детей и содержать семью, решать проблемы, общаться с друзьями — будет реализовываться путём практики этих качеств.
Великая истина, на которую намекала моя практика «тайного союзника» и которую стоики, такие как Марк Аврелий, хорошо понимали, заключается в том, что есть определённый вид счастья, который вы можете создать сами. И усилия, которые вы прилагаете на этом уровне — в отличие от всего остального в жизни — неуязвимы для обстоятельств.
Аврелий описал этот процесс развития своего характера как несущий в себе непобедимый источник удовлетворения. На данный момент мой пока слабый. Но он будет продолжать существовать и становиться мощнее, что бы ни происходило в моей жизни.
Наша интуитивная стратегия поиска счастья состоит в том, чтобы пытаться управлять внешними условиями таким образом, чтобы они постоянно производили счастье для нас. Накапливайте и защищайте определённое количество богатства. Волнуйтесь о том, что люди думают о вас. Избегайте боли. Не думайте о смерти. Разработайте стратегию, чтобы всё это работало.
Я не уверен, что многие из нас готовы отказаться от всех этих мирских стратегий. Мало кто из нас рос, зная другой путь. Тем не менее, мы можем начать строить непобедимый фонтан под всем этим.
Специально для читателей моего блога Muz4in.Net
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 71
Рейтинг поста: