Почему люди так любят трамваи? Сочиняют о них песни, делают трамвай участником киносюжетов, снимают о них видео и даже пишут картины? Чем притягательна вот эта 20-тонная железная чушка? Да еще дребезжит и норовит на тебя наехать!
Вот! Наверное, это дребезжание, или «звеньканье» старых трамвайчиков – такое уютное, приятное и ностальгическое привлекает творческие души! Настолько, что некоторые наши современники специально снимают торжественный проезд музейных экспонатов.
А бард Леонид Сергеев в 1997 г. создал чудесную песню про жёлтенький трамвайчик («На стыках, громыхая, не спеша»).
А я помню, хотя мне и не полагается по возрасту, вот такой волшебный трамвай:
Причем трамвай этот произвел на меня такое впечатление, что подробности поездки до сих пор перед глазами.
И как мы с бабушкой, пройдя на разворотный круг на м. Сокол, садимся вот в такое чудо. А я такая в коричневой шубке, и зима, и вагон помню – деревянные скамейки.
Только… они были повыше… но ведь это я была маленькая – от силы 5 лет!
И я уже твердо решила, что у меня проблемы с воспоминаниями, когда мой муж рассказал, что он сам, с бабушкой (бабушки наши на пенсии сидели с внуками) много раз (!!!) ездил на таком трамвайчике в сторону Ленинградского рынка. Я ему не поверила… мало ли – может, у него тоже навязанные воспоминания…
И вот недавно я нашла вот эту изумительную фотографию, датированную 1970 годом. Это – Москва, м. Сокол, наша с мужем Родина. На фотографии – тот самый «древний» трамвайчик от силы 1930 года выпуска и рядом – новенькая «Татра», которую мне и полагалось помнить!
Этот голубчик эксплуатировался в Москве до 1973 года, параллельно с «Татрой», начавшей бегать по рельсам с 1963 года. Все сходится, и наши с мужем воспоминания – подлинные!
Чудесная картина со стареньким трамвайчиком.
Может быть, трамвайчик потому так мил людям, что он обязательно приедет, несмотря на самую плохую погоду? И группа «Любэ» поет об этом в своей песне «Трамвай Пятерочка».
Моя матушка ездила на этой знаменитой «Пятерке» из дома в Черемушках в институт, а потом до работы.
Волков С. «Гуляем в метель на Покровском».
Трамвайчик был первым доступным общественным транспортом в России. До него царствовали конки и извозчики. Конка – это небольшой вагончик, омнибус с империалом (второй этаж на крыше), который везут лошади, но он при этом едет по рельсам, по определенному маршруту. Движение по рельсам проще, и пассажиров такая конка везет больше. Это позже появятся автобусные, троллейбусные маршруты. Метро у нас построили гораздо позже, чем на западе. Народ ездил на трамвайчиках.
Первые электрические трамваи были пущены в Берлине и Париже Эрнстом Вернером фон Сименсом в 1882 г. Но изобрел и первым запустил электрический трамвай наш русский инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий в 1880 г. Как воспользовался результатами его исследований Сименс и почему трамвай, несмотря на успешные испытания, не был пущен у нас – отдельная драматичная история. О ней – в другой статье.
А первый российский электрический трамвай был пущен (Сименсом, конечно) в 1892 г. в Киеве. А в Москве – только в 1899 г. (после Нижнего Новгорода, Екатеринослава, Курска, Орла, Севастополя…). Столица Империи Санкт-Петербург получила трамвай на электрической тяге лишь в 1907 г.
В Одессе электрический трамвай был запущен в 1910 г. и, видимо, тоже полюбился горожанам.
«Шел трамвай десятый номер» Костя Беляев. Шуточная песенка времен НЭПа.
Питерский трамвай
Может быть, потому что на нем можно прокатиться бесплатно? (просьба не повторять, можно стать инвалидом. Этот дядька явно позирует фотографу.)
А еще в трамвае хорошо было кататься вдвоем. Когда не на что и некуда было пойти, а на улице мороз, можно было покататься в трамвайчике по кругу…
«До свидания» - песня В. Малежика
А, может быть, люди любят трамвай, потому что он яркий? Традиционная окраска московского трамвая была такая – красный низ, желтый верх.
В нашей, подчас унылой серой городской среде, он выглядел нарядным ярким пятном.
Трамвайчик вдохновляет художников самых разных направлений
Люди пишут о трамваях сказки и стихи.
Сейчас по Москве бегают новые модели, и среди них – космического дизайна «Витязь». Подобные красавцы есть в Краснодаре и Питере, наверное, уже появились и в других городах страны. Делают их, что особенно приятно, в России, по российской же документации.
«Витязь» не тренькает. Он подбирается тихо, его не слышно издалека. Большие любители трамваев снимают их на видео – вот, можно посмотреть и почувствовать разницу.
Трамваи уходят из городов. И люди пишут грустные песни об этом.
Яков Коган "Бакинский трамвай".
Чтобы мы не грустили, они иногда возвращаются. Вот у нас в Москве, например. Сначала сносили рельсы, теперь кое-где новые проложили.
Их любят люди, солнечные зайчики и…. феи.
Благодарю вас за прочтение!
В следующей статье я расскажу о разных видах российских трамваев. Оказывается, среди них были и паровички, и конки, и «прикинувшиеся» троллейбусами!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+