Когда и как наши женщины поменяли образ дюжих селянок на современный имидж? И откуда вообще берутся стереотипы?

Перевод специально для mixstuff – Светлана Бодрик

Хотите верьте, хотите нет, но стереотип о стройной русской блондинке с красной помадой на губах и в туфлях на высоченных каблуках не всегда был правдоподобным в глазах иностранцев. Когда и как наши женщины поменяли образ дюжих селянок на современный имидж? И откуда вообще берутся стереотипы?

Какие первые образы приходят вам на ум, когда вы думаете о современной русской женщине? Вас можно понять, если это высокая роковая женщина, которая неукоснительно следит за своей диетой и ест мужские сердца на завтрак. Такой образ сформировала новая холодная война. Красотка-приманка, сотрудничающая с КГБ, снова в моде, не говоря уже о стильном образе, который мы сами же пропагандируем. Многочисленные опросы, проведенные за последние 10 лет, показывают, что мы предпочитаем высоких, стройных женщин нереальной красоты, таких как модель Наталья Водянова или поп-певица Вера Брежнева.

 

Или известный диджей и королева техно музыки Нина Кравиц.

 

Однако в период расцвета Советского Союза сами русские не стеснялись изображать своих женщин как нечто, похожее на комбайн – неустанный механизм, всегда готовый работать и защищать страну.

 

Означает ли это, что до периода гласности 1980-х годов все наши женщины выглядели мужеподобными, так что их легко можно было представить за рулем трактора? На самом деле, нет. Но карикатурные образы русских женщин до сих пор можно встретить в западных фильмах и мультфильмах. Там их изображают как толстых старых ведьм или рабочих кляч, способных пойти на медведя с голыми руками. Русские сами способствовали становлению данного стереотипа. Уж очень монолитными изображали мы женщин в Советском Союзе времен Сталина и вплоть до 1970-х годов.

Такие художники, как Кустодиев, всегда изображали русских красавиц пышнотелыми и тяжеловесными. Такой образ символизировал достаток в феодальной стране, где процветало крепостное право. Богатых женщин изображали пухленькими с красивой сияющей кожей, в образах бедных женщин просматривались грубые мужеподобные черты. Вспомните хотя бы памятник «Рабочий и Колхозница» в Москве: если бы не юбка, трудно было бы сказать, кто из них женщина!

 

На протяжении всего 19-го века и вплоть до русской революции 1917 года русские женщины представлялись похожими на персонажей произведений Тургенева или бледную Соню Мармеладову из «Преступления и наказания» Достоевского, или хрупкую Наташу Ростову из «Войны и мира» Толстого. Затем Советы взяли и подавили образ хрупкой женщины, обладающей особенной загадочной красотой. Большевики ценили в женщинах не хрупкость и утонченность, а стойкость и преданность идеалам.

 

Некоторые говорят, что имидж русской женщины-трактористки исчерпал себя с окончанием холодной войны. То есть — они думают, что Голливуд и Запад в целом перестали насмехаться над нами только тогда, когда мы «потеплели» ко всему американскому и рыночной экономике. Но это неправда. Задолго до окончания холодной войны американцы и британцы уже использовали образ сексуальных советских женщин — агентов и ученых-ядерщиков: посмотрите любой фильм о Джеймсе Бонде за последние 60 лет с участием советской героини.

 

Во время Второй мировой войны образ русской женщины претерпел изменения. Это был период непрочной российско-американской дружбы, когда весь мир должен был сплотиться в борьбе против нацистской Германии. Феминизация имиджа русской женщины была признана пропагандистским инструментом администрации Рузвельта. Западные фильмы предлагали более дружелюбный и феминизированный образ, который демонстрировал зрителям необходимость сотрудничества с коммунистическим государством, а также доверие к русским и надежность Советов. Вспомните такие фильмы, как «Миссия в Москву» (1943), «Северная звезда» (1943), «Песнь о России» (1944) и «Дни славы» (1944).

 

В недавно вышедших на экран фильмах, таких как «Красный Воробей» (1918) или «Анна» (или даже агент Наталья Романова из фильма «Мстители»), русская женщина предстает перед зрителем хрупкой, но беспощадной. Этот образ важен для мира, в котором мы живем сегодня. Ведь эти фильмы как будто предупреждают зрителей остерегаться России. Очаровательные русские барышни способны перерезать вам горло, как только вы повернетесь к ним спиной.

В отличие от Голливудских стереотипов, у нас есть свой взгляд на русских женщин – мы то уж точно знаем, как выглядела наша женщина в глазах русских 20-го столетия. Давайте вспомним работы в кино самых сексуальных наших красавиц, таких как Анастасия Вертинская, Наталья Варлей, Виктория Федорова, Наталья Андрейченко, Наталья Негода, Ирина Алферова, Любовь Полищук и Любовь Орлова. Их роли увековечили их, и наше мнение об их внешнем облике вряд ли когда-либо изменится.