Это явление называют тихим цунами, которое может отбросить медицину назад в Средние века. На Ближнем Востоке и других частях мира широко распространяются штаммы бактерий, устойчивых к широкому спектру антибиотиков.
Карам Ясин, ранее работавшая медсестрой в организации «Врачи без границ» (MSF), сейчас консультирует пациентов относительно резистентности к антибиотикам в больнице послеоперационной реабилитации. Она была создана год назад благотворительной организацией в Мосуле на севере Ирака.
Вскоре после открытия больницы сотрудники стали замечать высокий уровень резистентности к антибиотикам среди пациентов. Иракская армия восстановила контроль над Мосулом в 2017 году, а наступление на «Исламское государство»* (запрещена в РФ — прим. ред.) длилось почти девять месяцев. «Прошло больше года после военного наступления на Мосул, и последствия распространения резистентности к антибиотикам заметнее, чем когда-либо», — сказала Ясин в интервью «Мидл ист ай» (Middle East Eye).
Как заявляет организация «Врачи без границ», резистентность к антибиотикам в Ираке и на всем Ближнем Востоке угрожающе высока. Более трети пациентов больницы Мосула устойчивы к широкому спектру лекарств.
Ключевые причины возникновения проблемы устойчивости к лекарствам — нерегулируемое использование антибиотиков, плохая гигиена и всеобщий хаос после войны. Увеличение стоимости медицинского обслуживания и лекарств — как в Египте — часто побуждает людей заниматься самолечением.
Кормление антибиотиками крупного рогатого скота с целью увеличения его веса
Между тем, ещё одним значимым фактором является широкое использование антибиотиков и злоупотребление ими в сфере животноводства, поскольку крупный рогатый скот часто кормят лекарствами для увеличения веса.
Так, антибиотики скармливают животным, в результате чего они попадают в пищевую цепь и создают устойчивость к лекарствам у людей.
«15 лет назад использование антибиотиков [в Ираке] было достаточно регламентировано, и у нас была хорошая система здравоохранения, — отметила Ясин. Но война 2003 года изменила все. Некоторые антибиотики, получение которых ранее требовало рецепта врача, появились в свободном доступе на рынке, и люди стали принимать их чаще — каждый раз, когда болели». «Теперь в Ираке фармацевт может продать вам без рецепта даже инъекционные антибиотики», — добавила женщина.
Ситуацию в Мосуле можно рассматривать как особый случай. Город был разрушен в результате длительной оккупации «Исламского государства»*, а затем — продолжительной осады. Тысячи людей погибли или получили ранения в ходе боев за город, была разрушена инфраструктура, а здоровье людей — как физическое, так и психическое — серьезно пострадало. Однако происходящее в Мосуле во многом повторяется в других частях Ближнего Востока и остальных регионах по всему миру.
Американские солдаты и Iraqibacter
Резистентность к антибиотикам наряду с терроризмом и изменением климата считается одной из самых серьезных угроз, с которыми сталкивается сегодня мировое сообщество. На протяжении многих десятилетий ряд антибиотиков препятствовал распространению бактериальных инфекций. Как следствие, миллионы людей были спасены, а продолжительность жизни увеличилась.
Однако в последние годы наблюдаются признаки снижения эффективности антибиотиков. В первую очередь это касается развивающихся стран, где можно наблюдать крайне тревожную ситуацию.
Хотя устойчивость к упомянутым лекарствам на Ближнем Востоке наблюдалась в течение многих лет, впервые ее начали рассматривать как серьезную региональную проблему в 2003 году. Американские солдаты, получившие ранения в результате боевых действий в Афганистане и Ираке тогда, приобрели множественную лекарственную резистентность.
Когда бактериальные инфекции не поддавались лечению, даже при применении самых сильных лекарств, врачи были вынуждены проводить операции по ампутации ног. Штамм Acinetobacter baumannii стал настолько распространенным среди солдат, что получил прозвище Iraqibacter. Американские военные, обладая огромным количеством медицинских ресурсов, смогли, по крайней мере, поставить проблему под контроль.
Однако большинство правительств на Ближнем Востоке не имеют средств для адекватного лечения людей с устойчивостью к антибиотикам. Изучение инфекций требует значительного опыта и больших сумм денег. Так, курс лекарств для приёма внутривенно может стоить несколько тысяч долларов.
В больнице организации «Врачи без границ» в Мосуле есть специальные отделения, где можно лечить пациентов с такими инфекциями. Также для помощи жертвам конфликта, получившим серьезные травмы, могут понадобиться консультации.
Во многих медицинских учреждениях региона отсутствуют изоляторы, а в некоторых даже нет таких базовых вещей, как перчатки.
В некоторых случаях нет достаточных запасов чистой воды и отсутствуют надлежащие санитарные условия. При таких обстоятельствах инфекции могут распространяться очень быстро.
«Раздача антибиотиков, как конфет»
Доктор Ричард Мерфи, в настоящее время сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, работал в организации «Врачи без границ» по вопросам резистентности к антибиотикам в Иордании.
«Ближний Восток, наряду с Южной Азией, является одной из горячих точек резистентности к антибиотикам — во многом из-за чрезмерного их использования и зачастую полного отсутствия контроля в этой сфере», — рассказал Мерфи. — Мы начали ограничивать использование антибиотиков в больницах в Аммане, однако проблема гораздо шире — люди ожидают, что им будут давать лекарства для целого ряда относительно легких заболеваний«.
Как демонстрируют результаты исследований, проведенных среди большой иракской общины в Иордании, многие люди получают антибиотики от друзей или родственников или хранят оставшиеся таблетки для будущего использования. По словам одного иорданского врача, его страна потребляет в три раза больше антибиотиков за один год, чем Великобритания, хотя численность ее населения составляет всего лишь шестую часть британского населения.
«Истинный масштаб проблемы стал для меня очевиден только, когда я увидел результаты анализов пациентов, посещающих амбулаторные клиники в Афганистане», — рассказал Мерфи в интервью MEE. — В целом это были здоровые люди с небольшими жалобами, однако уровень резистентности к антибиотикам среди них выходит за пределы нормы. В их организме обнаружены штаммы устойчивых к препаратам бактерий. Этому способствует общая ситуация в обществе — раздача антибиотиков, как конфет. Если люди действительно заболевают или получают травмы, лечить уже нечего, и инфекции могут легко передаваться«. Доктор признался: «Ситуация на Ближнем Востоке, вероятно, схожа — дело не в том, что дела идут лучше, а в том, насколько быстро все становится хуже».
Кризис в Газе
Было зарегистрировано несколько случаев резистентности к антибиотикам в Секторе Газа. Это один из самых густонаселенных районов на Земле, где сильно ограничен доступ к чистой питьевой воде и не соблюдаются базовые гигиенические стандарты.
Штаммы бактерий не уважают границы.
Неочищенные сточные воды Газы, которые могут содержать штаммы устойчивых к антибиотикам бактерий, сливаются в Средиземное море и благодаря приливам достигают пляжей в Израиле. Также они проникают в систему водоснабжения Газы, Египта и Израиля.
Согласно результатам исследования, проведенного по поручению правительства Великобритании в 2016 году, устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий, такие как E.coli и Mycobacterium tuberculosis, ежегодно становятся причиной смерти 700 тысяч человек. При этом данный показатель считается заниженным. Как утверждается в исследовании, к середине века эта цифра может достигнуть 10 миллионов в год.
Маленькая прибыль для фармацевтических компаний
«В связи с отсутствием оперативных и согласованных действий многих заинтересованных сторон наш мир вступает в эпоху, когда антибиотики теряют эффективность, и обычные инфекции и небольшие травмы, которые можно было излечивать в течение многих десятилетий, сейчас могут снова убивать», — заявила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Резистентность к антибиотикам ставит под угрозу достижения современной медицины. Трансплантация органов, химиотерапия и операции, такие как кесарево сечение, становятся намного более опасными из-за отсутствия эффективных антибиотиков для профилактики и лечения инфекций.
Миру срочно необходимы так называемые новые лекарства — совершенно новые антибиотики, с которыми штаммы бактерий ранее не сталкивались, однако за последние четверть века они так и не появились. Разработка таких препаратов требует большого количества времени и ресурсов. Как заявляют фармацевтические компании, им нужны налоговые льготы и другие стимулы для запуска сложных исследовательских программ.
Если будет разработан радикально новый антибиотик, ВОЗ и другие организации будут пытаться строго ограничить его применение, чтобы сохранить эффективность средства. Производство редко используемых препаратов не привлекательно для фармацевтических компаний; больше прибыли приносит разработка лекарств для длительного приёма, включая средства для лечения рака и других заболеваний.
«Глупость человечества»
Тим Уолш — профессор медицинской школы в Университете Кардиффа (Великобритания) и мировой авторитет по резистентности к противомикробным препаратам.
«Мы не только не смогли разработать новые лекарства, несмотря на масштаб проблемы. Нам все еще не хватает скоординированных международных действий. Мониторинг в больницах и сбор данных во многих регионах совершенно неудовлетворительны. Речь идёт о гигиене, санитарии и надлежащей очистке сточных вод, — заметил профессор. В случае конфликта, как, например, в Сирии, Ливии или, что хуже всего, в Йемене, вы действительно не имеете ни малейшего представления о том, что происходит — факторы риска быстро множатся».
По словам Уолша, Интернет способствовал возникновению нерегулируемого рынка антибиотиков. Кроме того, одним из факторов резистентности к противомикробным препаратам является многомиллиардная индустрия медицинского туризма. Тысячи людей на Ближнем Востоке ежегодно ездят на операции в Таиланд или Индию: очень часто они подхватывают микробы и привозят их домой.
«Человечество проявляет просто поразительную глупость в этом вопросе», — утверждает Уолш.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.