kajaleksei
February 1st, 22:50
Как-то уже писал о биологическом аспекте продолжительности жизни, а недавно задумался о другой стороне этой темы. Наблюдая за собой и окружающими, невольно обратил внимание, что не только интеллектуальный уровень, но и производительность (скорость) нашего мышления существенно меняются от возраста и интеллектуального состояния. То что выглядит непостижимым на интеллектуальном минимуме, вскоре начинает казаться элементарным, или наоборот. Причем, наше внутреннее время (время интеллектуальной жизни) во многом субъективно. Иногда, дни пролетают стремительно и незаметно, не порождая ни одной новой мысли, не принося никакого нового опыта и не оставляя в сознании почти никакого следа. По большому счету, эти дни нами как бы вообще не прожиты, их можно смело считать потерянными. Если учесть, что общая продолжительность нашей жизни сильно ограничена физическими возможностями нашего организма (практический предел ~90 лет), то фактическая ее продолжительность зависит именно от нашей интеллектуальной деятельности, чем больше мы мыслим, тем больше мы существуем. Можно за 30 лет прожить огромную жизнь, а бывает так, что и 100 лет, пролетают, как миг. Тот, кто ни о чем не думает, как бы и не живет вовсе... Поэтому, для любого разумного человека, поддерживать свой интеллектуальный уровень и производительность мышления, оптимально загружать свой мозг какой-то полезной (увлекательной) деятельностью, принципиально жизненно важно. Таким образом мы естественным путем увеличиваем продолжительность своей жизни. Не физической животной ее части, но интеллектуальной, истинно человеческой.
На мой взгляд, формула реальной продолжительности жизни (жизненной массы:) должна выглядеть как-то так:
М=Tпрожитые годы*Vпроизводительность мышления*Kсредней интеллектуальной загруженности*Ккачества мышления,
где:
М - общий объем мыслей (масса мысли),
Тпрожитые годы - физическое время жизни (лет),
Vпроизводительность мышления - среднее количество мыслей, которые могут быть продуманы в течение года (мыслей/год),
Ксредней интеллектуальной загруженности - поправка, учитывающая объем фактического использования интеллектуальных мощностей (болезни, лень, добровольные и вынужденные занятия всякой бесполезной ерундой - его снижают),
Ккачества мышления - поправка для учета сложности и средней глубины мыслей ("трудоемкость" и ресурсоемкость мышления, в связи со сложностью и глубиной мыслей, растут в геометрической прогрессии, напряжение мысли (сложные и глубокие умозаключения) - вызывает ощущения сходные с болью и/или интеллектуальное/эмоциональное истощение),
Ккачества мышления=Kширины кругозора+Kуровня интеллекта+Kинтеллектуальной выносливости+Кновизны+Kсредней глубины мыслей.
Не специалист в этой области, возможно что-то важное уже было написано и я это просто упустил, тем не менее, некоторые свои соображения на тему сохранения и развития интеллекта (главным образом, из личных наблюдений и опытов) хочу изложить:
1. Интеллектуальный уровень (степень сложности и правильности умозаключений) и производительность мышления (количество мыслей, которые рождаются в единицу времени) не являются константами даже для одного конкретного человека, они сильно зависят от его сиюминутного состояния. Мало того, у каждого человека, в течении жизни, они могут стремительно снижаться и/или заметно вырастать, и не раз (в зависимости от: здоровья, возраста, эмоционального состояния, семейного и социального положения, жизненных обстоятельств и т.д.).
2. Интеллект тренируется, хотя и зависит от врожденных задатков, примерно, как музыкальный слух. При желании (и регулярных тренировках), практически каждый здоровый человек может стать интеллектуалом (в современном понимании этого слова). Потому что средний уровень интеллектуального развития современных людей достаточно низок, никогда не достигает предела заданного природой (причины этого, другой интересный вопрос). Поэтому, врожденная предрасположенность на результат влияет слабо, почти незаметно (это сказывается на темпах развития, но не на результате, талантливый человек осваивает новые знания и умения быстрее, чем бездарь, но упорный труд, человека обделенного природой, часто позволяет ему легко обойти всех талантливых ленивцев, причем, намного).
3. При отсутствии тренировок интеллект быстро угасает (конечно, на день-два, неделю, может - месяц, можно расслабиться и заметного снижения интеллекта не произойдет, но уже через два месяца интеллектуального безделья гарантированно начинается деградация). Причем, потери интеллекта из-за деградации практически невосполнимы, каждый раз начинать приходится заново. Поэтому, останавливаться и расслабляться - нельзя.
4. Интеллект и знания (особенно, кругозор) не только не параллельны, но могут быть даже перпендикулярны. Эрудиты нередко бывают интеллектуально ущербны и наоборот. Проблема всех "знаек" в том, что они слабо анализируют поступающую информацию на предмет достоверности и связности (они практически все убежденные конформисты и общепризнанность знаний искренне считают одним из важнейших критериев достоверности), или же оценивают ее качество только по формальным признакам (авторитетность источника, внутренняя и взаимная (другим общепринятым фактам) непротиворечивость и т.д.), это позволяет усвоить больше знаний, но радикально снижает их качество. Потому что многие авторитетные источники ошибаются и/или сознательно лгут (генерируя значительные объемы ложной, но правдоподобной информации).
5. Кроме того, многие эрудиты слишком уж высоко ценят полученные знания и относятся к ним с почти священным трепетом. При этом, решительно, с религиозным неистовством, отвергают любые попытки в них усомниться (на любые сомнения немедленно навешивается ярлык "лженаука"). В то время, как "умники" наоборот, стараются избегать лишних знаний (особенно, сомнительных, даже если они являются обещпринятыми), потому что "Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов". Если "знайки" любят и ценят любую новую информацию, саму по себе, то "умники" стараются избегать любой лишней и ненужной информации (т.е. не приносящей им никакой пользы).
6. При оценке интеллекта, нужно учитывать не только его уровень (силу), но и интеллектуальную выносливость (работоспособность). В большинстве случаев, интеллектуальный труд требует совершать значительные умственные усилия в течении достаточно длительного времени, и эту способность тоже нужно тренировать, может быть даже, отдельно и целенаправленно. Ценность нашей жизни определяется не только глубиной и значимостью наших мыслей (хотя бы для нас самих), но и их количеством.
7. Надо понимать, что тест Айзенка (как и большинство интеллектуальных тестов), проверяет, фактически, не сам интеллект, но умение решать задачи определенного типа (а интеллект проявляется в умении найти способ решения неизвестных ранее задач). Это свойство как-то кореллирует с интеллектом (по крайней мере, частично) только в том случае, если никто из испытуемых никогда не решал подобных задач и не имеет опыта прохождения подобных тестов (впрочем, это принципиальная уязвимость большинства тестов (в том числе и ЕГЭ), особенно, если тестируемый заинтересован в результате, в таком случае, жулики получают заведомое преимущество и показывают более высокие результаты, чем заслуживают, потому что гораздо проще натренироваться решать конкретный тест, чем развить интеллект).
8. Сильный стресс, так же, как и полное отсутствие стрессов, влияют на интеллект резко отрицательно. Причем, после сильного стресса интеллект стремительно и очень заметно снижается на долгие дни, месяцы, а то и годы, а восстанавливается медленно и трудно (но, после стрессов, интеллект именно восстанавливается, а не строится заново, как в случае естественной деградации). Впрочем, после небольших стрессов интеллект не только быстро возвращается, но и какое-то время продолжает ускоренно развиваться выше прежнего уровня. Полное отсутствие стрессов часто ведет к плавному и почти незаметному угасанию интеллекта (деградация происходит из-за злокачественного самодовольства и отсутствия мотивации).
9. Интеллект сильно и надолго снижается после болевого синдрома (примерно так же, как и от стресса). На недели, а то и месяцы. Чем сильнее боль, чем дольше длится, тем глубже и на большее время падает интеллект. Впрочем, из-за боли существенно снижается глубина мышления, а вот производительность (и отдача) часто повышается.
10. Редкое употребление (не чаще раз-два в месяц) умеренных доз алкоголя (не более 0,5л в пересчете на водку), значительно ускоряет и усиливает развитие интеллекта (примерно, как при небольшом стрессе, и, при прочих равных, повышает эффективность любых интеллектуальных "тренировок"), но отрицательно влияет на память (потери небольшие и с ними вполне можно смириться). Впрочем, лет до 30, полезный эффект практически не наблюдается, до этого возраста от алкоголя лучше воздерживаться.
11. Регулярный недосып и/или позднее засыпание (особенно, после полуночи), сильная усталость, голод, монотонный труд, отсутствие уверенности в будущем, социальные унижения и прочие долгосрочные негативные физические и эмоциональные факторы приводят к существенному комплексному снижению интеллекта, препятствуют его развитию, способствуют деградации.
12. Интеллект довольно заметно зависит от употребляемых в пищу продуктов. По моему личному опыту, повышению интеллекта способствуют: постные мясные продукты, яйца, сливочное масло, хлеб, вареные овощи, каши, сахар, чай, кофе, некоторые фрукты (виноград, хурма, груши, яблоки), разумное количество зелени. Снижению интеллекта способствуют: молочные продукты, сырые овощи, жирное мясо и мясные продукты (колбаса, сосиски и т.д.), некоторые фрукты (бананы, дыни). Недостаток сахара и мяса может быстро привести к значительному снижению интеллекта, но это можно почти так же быстро поправить снова введя их в рацион. Впрочем, на сегодня, следует учитывать фальсифицируемость продуктов, сейчас уже почти не осталось приемлемых по качеству мясных и молочных продуктов (включая "цельное" молоко), и вопросы появились даже к хлебу... Употребление почти всех эрзац-продуктов (которые продают у нас под видом настоящих) ведет к существенному снижению интеллекта.
13. Умеренные физические нагрузки - способствуют повышению интеллекта (при прочих равных). Полное отсутствие или значительные физические нагрузки - приводят к снижению интеллекта (эффект от разовых нагрузок - временный, как от стресса).
14. Уровень собственного интеллекта невозможно оценить самостоятельно (умные люди себя часто недооценивают, а дураки - наоборот, сильно себя переоценивают). Здесь можно вспомнить "Синдром Даннинга-Крюгера". Кроме того, в процессе интеллектуальной деградации, самооценка почему-то повышается, а при развитии (особенно, интенсивном развитии) сильно падает.
15. Одним из главных признаков интеллектуального прогресса, роста интеллекта, являются: депрессия, неуверенность в себе, своих силах, неудовлетворенность достигнутыми результатами, ощущение себя неучем, идиотом и неудачником. С другой стороны, это одни из главных стимулов к продолжению развития.
16. Главным признаком начавшейся интеллектуальной деградации, являются: снобизм, самодовольство, самоуверенность, ощущение себя всезнайкой, везунчиком и гением (практически). Впрочем, это касается именно самоощущения, с внешними проявлениями здесь прямой связи нет (во всяком случае, такая связь есть не всегда).
17. Хорошим способом проверить себя, в плане интеллектуального прогресса, является прочтение собственных недавних текстов и изучение плодов прочих творческих усилий, если они не нравятся, хочется их исправить или выбросить, значит интеллект подрос, а если они кажутся гениальными и совершенными - упал.
18. Интеллект бывает разный, и эмоциональный, и физический, и социальный... Далеко не всегда у одного человека все виды интеллекта развиты в равной степени, чаще наоборот, какой-то один из видов развивается за счет и в ущерб всем остальным.
19. От общения с дураками (особенно, с целым коллективом умственно отсталых), интеллект однозначно снижается, а от общения с умными людьми - повышается. Причем, достаточно быстро (сразу же, даже в процессе такого общения) и сильно (что для меня, к примеру, было неожиданностью, я никогда ни о чем подобном не подозревал). При этом, внутренние ощущения могут говорить об обратном.
20. Групповой интеллект образуется не из суммы интеллектов его членов, а из их произведения. Т.е. каждый талант существенно поднимает интеллектуальный уровень всего коллектива в целом, а каждый идиот - заметно снижает.
21. В коллективе (настоящем, крепко спаянном), состоящем из умных людей, интеллект каждого из его членов будет существенно выше, чем их же, но поодиночке (причем, благоприобретенные качества, некоторое время сохраняются у бывших членов коллектива даже после его полного и окончательного распада).
22. Привычка к лжи (искажение или утрата моральных критериев), патологическая лживость (даже благоприобретенная), неизбежно приводят к интеллектуальной деградации, причем, довольно быстрой, но почти незаметной (особенно, для самого лжеца). Ложь - сильнейший наркотик для интеллекта, вызывает мгновенное привыкание, требует повторения и увеличения дозы, а отказ от лжи - приводит к тяжелым моральным страданиям (впрочем, этого почти никогда не происходит).
23. Лживость - является надежным симптомом дурака (или деградирующего интеллектуала), а вот честность (паррезия) - является неотъемлемым свойством умных людей. Хотя, нередко встречается и у истинных идиотов. Если от честного человека, с каждым прожитым годом, можно ожидать, что он поумнел, то лжец, с годами, всегда интеллектуально деградирует.
24. Практически любая ложная информация (принимаемая за истинную) приводит к снижению интеллекта (за счет формирования неустранимых ложных противоречий и маскировки устранимых истинных, т.е. портит мировоззренческую модель). С точки зрения сохранения и развития интеллекта, предварительная оценка достоверности, является важнейшим и неотъемлемым свойством любой информации (как правило, эта оценка всегда больше 0, и меньше 1, с одной стороны, никогда ни в чем нельзя быть уверенным на 100%, с другой - даже откровенная ложь может скрывать в себе крупицы истины (или нести ценную информацию о самом лжеце, его кругозоре и образе мыслей)).
25. Информационная перегрузка существенно (и негативно) влияет практически на все качества мышления. Причем, с возрастом способность к восприятию больших объемов информации значительно снижается. Практически с каждым годом запоминать что-то новое, никак не связанное с уже выстроенной пирамидой знаний, все труднее и труднее. С другой стороны, именно умеренная перегрузка памяти, является одной из самых эффективных ее тренировок (при регулярной нагрузке памяти близкой к предельной, ее возможности начинают расширяться). Разовая запредельная информационная перегрузка влияет на мышление примерно так же, как и стресс.
26. Недостаток информации, почти всегда влияет на мышление сугубо положительно, т.к. будит фантазию и требует большого объема аналитической работы. С другой стороны, дефицит исходных данных, часто приводит к прокрастинации и нерешительности в тех случаях, когда необходимо действовать. Особенно сложно приходится перфекционистам (для них невыносимо действовать, осознавая высокую вероятность ошибок, неизбежных в случае принятия решений при нехватке информации). Сейчас же, благодаря интернету и усилиям наемников капитала (копирастов, пропагандонов, троллей и прочих вредителей), сложилась парадоксальная ситуация, когда недостаток и недостоверность нужной информации, сочетается с избытком бессмысленной и лживой.
27. Развитию интеллекта сильно способствует наблюдательность (впрочем, здесь имеется и некоторая обратная зависимость, как правило, чем выше интеллект, тем лучше развита наблюдательность). Большинство людей не замечает того, что не понимает. Поэтому, важно обращать внимание именно на непонятное (непонятое), чтобы дать пищу для ума (кстати, религия - один из злейших врагов интеллекта, потому что дает простые ответы на любые вопросы, и легко (но заведомо неверно) объясняет все вообще).
28. Главные убийцы нашей жизни (отвлекающие нас от производительного мышления, заставляющие тратить время своей физической жизни зря): телевидение, работа (забота о хлебе насущном), общение (в развлекательных целях, в т.ч.: и в реале, и в социальных сетях, и по телефону...), видеоигры, кино (особенно, сериалы), секс, наркотики и рокенролл... Большинство явлений, которые воспринимаются нами, как потеря времени, на самом деле, таковыми не являются, потому что лишают нас впечатлений и возможности действовать, и таким образом оставляют наедине со своими мыслями. Собственно, с точки зрения развития интеллекта, именно ситуации вынужденного простоя, безделья, бессмысленного ожидания, одиночества и т.д. (в очередях, поездках или дома, но без телевизора), когда разум по настоящему свободен, являются наиболее полезными и производительными, вносят наибольший вклад в увеличение продолжительности нашей настоящей жизни.
29. Интеллект (его природные задатки) не передается по наследству, от слова совсем. Т.е. не только с генами, но и с воспитанием. Но, наличие родителей с высоким уровнем интеллектуального развития, значительно повышает вероятность того, что интеллектуальные способности их потомков будут развиты в полной мере (до более высокого уровня, чем в семьях, где у родителей интеллект недоразвитый).
30. Умение мыслить, это такой же навык, как и любой другой. Главная проблема здесь в том, что это умение практически не поддается формализации и единственный способ передать (получить) такой навык, это от учителя к ученику - лично, в процессе непосредственного общения. Или же можно просто создать свою собственную уникальную методологию мышления естественным путем, самостоятельно (в процессе чтения книг и настойчивых усилий в любых видах творчества), если учиться не у кого. Хотя, риск здесь выше. На этом пути можно легко потерпеть фиаско. Научиться всегда надежнее и проще, чем создать что-то самому, с другой стороны, самому можно добиться гораздо большего...
Кстати, если когда-нибудь трансгуманисты достигнут успеха и смогут создать искусственную среду для существования человеческого интеллекта, то может выйти так, что обычная человеческая жизнь (измеряемая в мыслях) может растянуться там на столетия, или уложиться в несколько секунд реального времени...