Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
Что происходит в нашем мозге, когда мы смотрим на шедевры? Ответ на этот вопрос ищет нейроэстетика — быстро развивающаяся междисциплинарная область исследований, целью которой является понимание нейронных основ эстетического восприятия произведений искусства.
Хотя понимание эстетического опыта занимало философов и художников на протяжении веков, оно только недавно стало предметом изучения нейропсихологов.
Красота — не только перед глазами, но и в мозге. Ведь именно наш мыслительный орган определяет, станут ли эстетические раздражители причиной хорошего самочувствия или нет.
Недавнее исследование в области нейроэстетики показало ключевые аспекты динамики эстетического восприятия при просмотре произведений искусства. Применив сканирование мозга методом магнитно-резонансной томографии (МРТ), ученые обнаружили следующее. Когда мы что-то считаем хорошим, в нашем мозге активируются сразу несколько нейронных сетей. Также в это вовлечен центр вознаграждений (удовольствия), он провоцирует ощущение счастья.
Ранее исследования поведения и визуализации мозга показали, что критические аспекты эстетического опыта имеют медленную динамику, занимающую более нескольких секунд, что делает их пригодными для изучения с помощью МРТ.
Эстетический опыт со статическим визуальным искусством вовлекает визуальные сети, сеть вознаграждений и т.н. режим по умолчанию. Однако до сих пор было мало известно о временной динамике этих сетей во время эстетического восприятия.
Что происходит в мозге при таком восприятии искусства, подробно исследовала Эми Белфи (Amy Belfi) из Университета науки и технологий Миссури.
Взгляд на шедевры представляет собой динамическое впечатление. Оно меняется с продолжительностью созерцания. Представьте себя перед полотном Винсента ван Гога «Звездная ночь».
Винсент ван Гог, «Звездная ночь», 1889
Вероятно, сначала прежде всего вам бросится в глаза доминирование голубого цвета. Затем, присмотревшись, вы увидите звезды и цветные кольца вокруг них. В конце станет видно маленькое село и его детали. При этом голубое небо продолжает производить впечатление.
Ученые определили мозговую реакцию за различные периоды времени. Во время эксперимента испытуемых попросили смотреть на произведение искусства, демонстрируя его на экране в течение 15 секунд. За это время функциональная магнитно-резонансная томография записывала деятельность их мозга.
Оказалось, что изображения, которые мы считаем особенно впечатляющими, включают в мозге нейронную сеть, управляющую внутренним миром человека. Если картина нас не трогает, то эта сеть молчит.
Каждый раз, когда испытуемые считали определенную картину особенно трогательной или впечатляющей, в их мозгу активировалась так называемая сеть пассивной работы мозга. Обычно она активна, когда мы «летаем в облаках» — во время грез наяву, когда мы ментально отвлекаемся или слегка дремлем. Нам нужно ослаблять активность этой сети, чтобы увидеть определенную визуальную картину. Ведь в таком случае мозг обрабатывает внешние эстетические стимулы.
Когда участники исследования смотрели на произведение, которое их не привлекало, сеть пассивной работы оставалась немой.
Испытания состояли из 1-секундной фиксации с последующим предъявлением стимула в течение 1,5 или 15 секунд. В начале стимула участники должны были оценить свое удовольствие, используя мяч для нажатия (squeezeball). После смещения стимула участники продолжили оценивать свое удовольствие во время 14 секундного периода после предъявления стимула. По завершению этого периода после стимула у участников было 4 секунды, чтобы оценить общий рейтинг стимула между низким (L) и высоким (H) с помощью трекбола, удерживаемого в противоположной руке.
Все происходило иначе, когда произведение искусства особенно нравилось участникам: «Если мы считаем произведение эстетически привлекательным, часть сети пассивной работы мозга активируется, хотя фокус внимания находится во внешнем мире. Это и есть признак настоящего произведения искусства», — сообщил соавтор исследования, профессор Эдвард Вессель (Edward Vessel) из Института Макса Планка.
Таким образом, сеть пассивной работы мозга остается активной в течение всего времени созерцания шедевра. По мнению ученых, это доказывает: впечатление от произведения искусства активируется благодаря сочетанию внешних стимулов и внутренней реакции. Наше внимание, с одной стороны, направлено на окружающий мир, с другой — на наш внутренний мир. «Мы могли наблюдать, что такое состояние мозга наступает относительно редко и, вероятно, представляет собой признак динамического эстетического опыта», — говорит Эми Белфи.
Результаты исследования опубликованы в журнале NeuroImage:
Dynamics of aesthetic experience are reflected in the default-mode network Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|