Каждый год в ДТП погибает больше 1350000 человек, но эта проблема не получает и близко такой огласки, как авиакатастрофы или катастрофы на море или железной дороге. Многие относятся к смертям на дорогах как к неизбежному и естественному злу. Но это совершенно неправильный подход.
Авторы подхода "Безопасная система" уделяют максимум внимания человеческой жизни и тому, насколько она уязвима. Они исходят из того, что даже самые сознательные люди совершают ошибки, и никто не должен расплачиваться за это жизнью. Важно помнить об этом, когда мы думаем о безопасности тех, кто передвигается по городу на велосипеде, мотоцикле или просто на своих двоих, поскольку эти люди особенно уязвимы и составляют более половины гибнущих на дорогах.
"Устойчивая и безопасная среда" — это доклад WRI Ross Center for Sustainable Cities и Всемирного банка, опубликованный в начале 2018 года. В нём предложены идеи относительно проектирования улиц, безопасных и удобных для всех участников движения. При полном использовании восьми ключевых пунктов удастся снизить основные риски, сделав жизнь в городе более безопасной.
1. Строительство компактных городов.
Грамотная застройка может сократить число машин на улицах и снизить риски для пешеходов. Город должен быть устроен так, чтобы людям не приходилось преодолевать огромные расстояния, и в любое место можно было добраться на общественном транспорте. Скоростные автомагистрали не должны проходить через жилые и смешанные районы.
Зачем это нужно? С увеличением компактности города на 1 % общее число летальных ДТП упадёт на 1,5 %, а с участием пешеходов — на 1,5—3,6 %.
Чтобы понять, как это работает, давайте сравним Барселону и Атланту. У этих городов примерно одинаковое население, но различаются плотность населения и основной вид используемого транспорта. Большая часть жителей Атланты пользуются личным авто, тогда как барселонцы отдают предпочтение общественному транспорту или ходят пешком. Вот результат: ежегодная смертность на дорогах Атланты в 18 раз выше, чем в Барселоне.
2. Проектирование "умных" улиц.
Дизайн улиц может сделать безопаснее передвижение по городу, увеличив заметность пешеходов, а также повысив доступность дорог для них.
Например, кольцевые развязки вынуждают водителей снижать скорость в местах пересечений и в других зонах, где есть немалый риск попасть в ДТП. Искусственные неровности снижают скорость машин рядом со школами или жилыми домами. А узкие улицы вынуждают водить аккуратнее, упрощая пересечение улицы для пешеходов. По собранной в Мехико статистике, каждый дополнительный метр в ширине перехода увеличивает частоту столкновений машин с пешеходами на 6 %.
3. Развитие общественного транспорта.
Ездить на общественном транспорте безопаснее, чем на автомобиле. В богатых странах ДТП с участием общественного транспорта составляют всего 10 % от всех. У жителей районов с хорошо развитым общественным транспортом шанс попасть в ДТП в пять раз меньше, чем у тех, кто живет в районах, ориентированных на личные автомобили. Качественная автобусная система может вдвое сократить число летальных ДТП.
Лучше всего, если в городе используются разные виды общественного транспорта. А экономические меры борьбы с загруженными дорогами, вроде платных парковок, позволяют не только улучшить здоровье горожан, но и сделать их ежедневный путь на работу или учёбу проще и безопаснее.
4. Снижение скорости до безопасного уровня.
Ключевым элементом системы является сопоставление скорости движения автотранспорта со скоростью других участников движения в конкретном районе. Пешеходы и велосипедисты не должны находиться под угрозой смертельного ДТП. Снижение максимальной скорости почти не влияет на среднее время в пути, которое зависит от других факторов, например, количества перекрёстков. Но высокая скорость играют ключевую роль в ДТП со смертельным исходом. Исследования показали, что с увеличением скорости на 1 % вероятность смертельного ДТП возрастает на 4 %.
Чтобы гарантировать снижение скорости, необходимо сужать полосы автодорог, расширять тротуары и выносить пешеходные переходы на проезжую часть.
5. Строгое соблюдение законов и правил.
Совершенствование правоприменения ПДД поможет добиться снижения смертности и травматизма на дорогах. Необходимо требовать от водителей соблюдать скоростной режим, пропускать пешеходов и велосипедистов, пользоваться ремнями безопасности, не пить за рулём и пользоваться детскими креслами. Строгое соблюдение этих требований может позитивно сказаться на безопасности движения. В Новом Южном Уэльсе увеличение штрафа за превышение скорости начинающим водителями помогло сократить смертность в ДТП с их участием на 30 %. С 2008 по 2012 годы ремни безопасности спасли порядка 63 тысяч человек в США. Столько людей помещается в 79 "Аэробусах" A380.
Наличие дорожных камер также может положительно влиять на поведение участников дорожного движения. В американских городах с камерами, фиксирующими проезд на красный сигнал светофора, с 2004 по 2008 годы зафиксировано на 24 процента меньше аварий, чем в городах, где таких камер нет. Также смертность в зонах с камерами на 17 процентов ниже, чем там, где их нет.
6. Совершенствование образования участников дорожного движения.
Невозможно добиться поставленных целей без водителей, которые знают правила. Образовательные программы в автошколах должны быть строго регламентированы и сконцентрированы на практике. Изучать правила надо как можно раньше — лучше уже в школьном возрасте.
Например, новозеландский трёхступенчатый формат получения водительских прав снизил госпитализацию 15—19-летних на 23 процента.
Но водители — не единственные, кому пойдут на пользу образовательные программы. Необходимо работать и с другими важными для дорожного движения людьми: проектировщиками, инженерами, медработниками, сотрудниками правоохранительных органов и так далее. Доказано, что подобные меры позволяют сократить количество ДТП на 10 %. А ещё информационные кампании в СМИ добиваются куда большего эффекта, если проходят совместно с образовательными и правоприменительными мероприятиями.
8. Совершенствование системы скорой помощи и ухода за пострадавшими.
Быстрые и эффективные службы спасения — ключевой элемент в уменьшении негативного влияния ДТП. Но в разных местах принципы их работы отличаются друг от друга. Часто несвоевременное реагирование на вызовы происходит из-за несогласованной связи между элементами системы.
Лучше всего совершенствовать медицинскую систему, создавая на государственном или региональном уровне мобильные бригады, обученные работе со скорой помощью, полицией и спасателями. В странах с низким и среднем уровнем дохода люди умирают, не попав в больницу чаще, чем в богатых странах. Это вызвано плохой организацией работы экстренных служб.
Каждый из пунктов "Безопасной системы" может показаться простым, но на деле почти нигде не применяются все восемь сразу. По данным Всемирной организации здравоохранения, не приняв уже сегодня срочных мер, к 2030 мы будем терять на дорогах почти два с половиной миллиона человек в год. Исследование Всемирного банка показало, что со снижением числа трудоспособного населения многие страны в ближайшие 24 года могут потерять от 7 до 22 процентов ВВП, если не будут инвестировать в безопасное движение.
Необходимо понимать, что устойчивый рост числа ДТП со смертельным исходом не является необратимым. Мы можем сделать наши улицы лучше и безопаснее.