Российские нейробиологи обнаружили, что травмирующий опыт, пережитый лабораторными мышами в первую неделю их жизни, будет сказываться не только на их дальнейшем поведении, но и на поведение их потомства. Результаты опытов, опубликованные в международном журнале Genes, Brain and Behavior, помогут понять, насколько негативные детские переживания влияют на развитие мозга млекопитающих.
Причиной стресса подопытных животных становилось разлучение с матерью на раннем этапе жизни. Было установлено, что мыши и крысы, лишенные контактов с матерью в первые недели жизни, ведут себя более беспокойно и проявляют меньше способностей к труднее осваивают новые навыки. Хотя влияние подобного травмирующего опыта на поведенческие механизмы уже достаточно хорошо изучено, по-прежнему остается неизвестным, к каким молекулярным и структурным изменениям в мозге это может привести.
Нейробиологи из России выдвинули гипотезу, что ухудшение памяти и снижение обучаемости в данной ситуации связано с нарушением развития гиппокампа. Этот отдел мозга ответственен за формирование памяти и играет важную роль при реакции на стресс и регуляции уровня возбуждения. В одной из структур гиппокампа — зубчатой извилине — даже у взрослых животных продолжают формироваться новые нейроны. Таким образом, нарушение развития гиппокампа становится причиной многих поведенческих и когнитивных отклонений.
В целях подтверждения своей гипотезы ученые провели ряд успешных опытов на самках мышей. В ходе первого этапа опытов новорожденные мыши были разделены на три группы. Грызуны из первой группы в течение первых двух недель жизни ежедневно разлучались с матерями на три часа, из второй — на 15 минут. Третья группа подопытных не подвергалась разлучению. Далее все три группы прошли тесты на обучаемость и память. Наконец, у некоторых мышей из каждой группы были исследованы мозговые ткани, в то время как остальным позволили обзавестись потомством. Появившееся в результате новое поколение грызунов также подверглось поведенческим тестам.
Тесты на поведение показали, что уровень обучаемости у мышей всех трех групп одинаков. Однако у мышей из первой группы, сильнее всего пострадавших от отсутствия контактов с матерями, были выявлены заметные нарушения пространственной памяти. Кроме того, эти мыши при встрече с незнакомым объектом в гораздо меньшей степени демонстрировали исследовательское поведение. Их гиппокамп содержал на 12 процентов нейронов меньше. Наконец, ученые констатировали ощутимую разницу в уровне материнской заботы у мышей разных групп. Это серьезным образом сказалось на развитии их потомства.
«Результаты исследования подтверждают, что лишение контактов с матерью в первые две недели жизни отрицательно сказывается на развитии детеныша. Помимо нарушений памяти и способности к обучению, страдает и материнское поведение, — говорит Наталья Бондарь, один из авторов исследования, старший научный сотрудник в лаборатории по регуляции генной экспрессии при Институте цитологии и генетики Сибирского отделения Академии наук. — Наиболее сильно эксперимент сказался на втором поколении мышей, причем эффект различался в зависимости от пола. Пока еще не установлены механизмы, меняющие поведение потомства. Изменения, вызванные травмирующим опытом раннего детства, важно изучать как на поведенческом, так и на молекулярном уровне, поскольку это позволит найти способы снизить негативное воздействие этого опыта».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+