Камни в тундре очень многообразны, они могут быть удивительным образом похожи и на хребты древних чудовищ, и на окаменевших людей, и на вместилище духов.
Вайгач, Семиликий идол
Потому и нет ничего странного в том, что с ними связано много легенд и верований. Например,по якутским легендам, в далёкие времена, когда климат на планете был тёплым, люди жили, в основном, в горах. Однако в результате сильного похолодания люди стали продвигаться на юг и спускаться на равнины, где было не так холодно.
Переходя Кисиляхский хребет, многие из них замерзали на месте и оставались стоять замёрзшими столбами. С годами эти столбы всё больше обрастали камнем, их размеры увеличились, так и появились кисиляхи. Якуты считали, что кигиляхи являются местами силы, от них исходит положительная энергия.
Конечно, в реальности в этих останцах нет ничего волшебного. Это всего лишь высокие столбовидные скалы причудливой формы, образованные в результате криогенного выветривания. Но внешне камни немного похожи на человека, откуда и версии об их таинственном происхождении.
Хотя, останцам даже не надо иметь хоть какое-то сходство с людьми, чтобы их начали наделять волшебными свойствами. Язычники в принципе любые необычные камни и скалы считали священными.
Вот, например, как сейды. Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Но саамы наделяли их особыми свойствами.
По одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Были легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам.
А вообще, представьте, идет человек по ровной бескрайней тундре, и вдруг неожиданно видит вот такой причудливый камень, торчащий посреди нее, что он подумает? Конечно богатая фантазия язычника разыграется. Даже у нас останцы вызывают сильнейшие эмоции, что уж говорить про человека, в принципе обожествляющего природу и любые проявления стихии.
В Приуралье одинокие камни-останцы, похожие на фигуры людей, кстати, назывались «болванами»; у древних народов такие каменные образования считались священными и часто служили местами жертвоприношений. А вообще, болванами как раз принято называть идолов и прочие антропоморфные культовые сооружения.
На Вайгаче, к примеру, знаменитый Семиликий идол стоит именно на таком приметном останце. То есть изначально, возможно, ненцы выделяли этот камень как нечто необычное и соответственно – обожествляли (наделяли духом), ставили на нем деревянную или каменную фигурку, олицетворяющую посредника между духом и людьми; приносили в этом месте жертвы.
Ну и в принципе, кстати, на Вайгаче много необычных скал-останцов. И может быть в том числе и поэтому он считался священным островом.