Мария поняла, что Рамон ей изменяет, когда он пришел домой и поцеловал ее в губы. Поцеловал, как в кино, прикусывая нижнюю губу. Она давно подозревала, но тот поцелуй стал окончательным доказательством. Он не целовал ее так много лет. С чего вдруг такая страсть? Почти 20 лет спустя все друзья Мигеля догадались, что он поддался на инсинуации своей бывшей, когда начал нервно размещать в «Инстаграмме» фотографии невесты со слащавыми подписями.
Притворство способно сыграть с нами злую шутку, и вместо того, чтобы остаться незамеченными, мы оказываемся практически голыми. А когда речь идет об измене, переборщить, изображая невинность — обычное дело. «Есть симптомы, которые заставляют насторожиться, указывая на неверность», — уверяет Ана Маркес (Ana Márquez), президент фонда «Секспол», специализирующаяся на сексуальной терапии и терапии пары. «Я делаю тебе неожиданный подарок или делаю интенсивнее нашу сексуальную жизнь, чтобы ты не заметила, что у меня есть любовница,…», — поясняет она.
Потому что, хотя основным пострадавшим при адюльтере является тот, кому изменяют, тот, кто изменяет, тоже несет наказание: «Тревожность, депрессия… Ты постоянно на взводе». Самый простой способ избежать подозрений — превратиться в идеальную пару напоказ. Пусть это будет только фасад.
Работы американского зоолога и психолога Дэвида Бараша (David Barash) о неверности многочисленны и всегда полемичны. Это ему принадлежат громкие фразы вроде: «У детей — детство, у взрослых — адюльтер». Для Бараша естественной является полигамия, а моногамию он считает мифом, который соответствует интересам очень далеким от нашей идиосинкразии как человеческих существ. В своих исследованиях он даже обнаружил генетическую предрасположенность к измене: «Люди, у которых дофаминовый рецептор DRD4 повторяется более семи раз, более склонны к внебрачным связям, — утверждает он, — хотя также они более склонны к парашютному спорту и иным способам получать новые и сильные ощущения».
«Моногамия в действительности есть подавление инстинктов, как говорил Фрейд, — утверждает биолог. — Но Фрейд говорил также, что именно это является необходимым условием существования цивилизации». Исторически брак основывался не на любви, а на практических преимуществах того факта, что мужчина абсолютно точно знал, что он является отцом ребенка, который станет его наследником. «Мамины творения, папины сомнения», — шутит автор относительно нынешней ситуации в этом вопросе.
Бараш считает возможным любить нескольких человек одновременно, «хотя это непросто». С биологической точки зрения, любовь — это механизм, который повышает возможности продолжительного союза с целью произведения потомства, особенно у таких видов, как человек, детеныши которого зависят от родителей в течение длительного времени.
Анализируя причины неверности, мы обычно ищем их в отношениях пары, но Маркес считает, что ответ обычно находится в голове того, кто изменяет: «Проблемы на работе, рождение ребенка, смерть близкого человека… Есть внешние факторы, которые могут подтолкнуть нас к поиску внимания вне дома». Ключевое слово — самоуважение: изменник может очень сильно любить своего супруга и совсем не любить себя.
Особо тяжелым случаем является «серийная неверность», как ее окрестили эксперты клинической психологии Денверского университета. В прошлом году они опубликовали результаты исследования, в ходе которого было проанализировано поведение в паре на протяжении пяти лет 484 человек, которые за это время имели, по меньшей мере, двух партнеров. Заключение экспертов впечатляет: 44% участников признались в неверности, и почти половина из них повторили измену в нескольких отношениях.
Имея за плечами более чем 30-летний опыт семейной терапии, Маркес вычисляет «серийных изменников», как только они открывают рот, и обычно это мужчины, хотя женщины постепенно завоевывают позиции: «Это заметно по манере говорить, по использованию уничижительной лексики по отношению к другому. Они мнят о себе невесть что, а в глубине души им нужно прикрыть собственные недостатки. Они не испытывают чувства вины».
Последнее крупное испанское исследование на тему адюльтера было проведено Центром социологических исследований 10 лет назад. Тогда 28% мужчин и 8% женщин признавались в неверности, а 29% мужчин и 14% женщин не видели в адюльтере причины для распада пары. Более недавний опрос, проведенный производителем презервативов «Дюрекс» (Durex) и основными интернет-сайтами знакомств для людей, состоящих в браке, поставил Испанию на первое место по количеству измен в Европе и на восьмое в мире с показателем в 39%. Для любопытных: первое место занимает Таиланд.
Институт семейных исследований США заключил на основании собственного исследования, что, в целом, мужской адюльтер вызван сексуальными причинами, а женский — эмоциональными. «На биологическом уровне он стремится увеличить свое потомство; она ищет другого — от доступа к большим ресурсам до возможности удовлетворить гнев или рассеять скуку. Но при этом — и это мне кажется наиболее важным — она испытывает бессознательное влечение к спорадическим отношениям в поисках лучших генов», — объясняет Бараш.
Отсюда и реакция на измену у представителей разных полов разная. Заведующий кафедрой Социальной психологии университета Малаги, Хесус Мария Канто (Jesús María Canto) прибегает к народной культуре, чтобы проиллюстрировать результаты своих изысканий о «ревности и эмоциях»: «В фильме "Близость", когда Клайв Оуэн узнает, что Джулия Робертс переспала с Джудом Лоу, его первый вопрос: "Тебе понравилось?" А вот когда Натали Портман обнаруживает предательство, ее реакция абсолютно эмоциональная: она спрашивает изменника, влюблен ли он в ее соперницу».
«Помоги себе сам» в соцсетях
От 18% до 25% пользователей «Тиндера» (Tinder) состоят в отношениях. Некоторые говорят об этом открыто, другие скрывают. Полистав предложения, всего за два часа автор этой статьи нашла четыре аккаунта семейных людей в поисках внебрачной связи. «Я не хочу серьезных отношений… да, я женат», — так заканчивает свою презентацию Хави, 43-летний мадридец, «топ-менеджер крупной компании», получивший образование в Католическом университете бизнеса и управления. Разумеется, на фотографии хорошо виден торс, а лицо плохо. Те, кто скрывают свое семейное положение, являются наиболее активными пользователями приложения, как утверждает исследование Роттердамского университета. Оно заключает также, что основной мотивацией лукавых пользователей является самоутверждение, и они проявляют черты психопатического и макиавеллиевского типа личности.
Большинство измен, в которых клиенты признаются в кабинете у Аны Маркес, рождаются в Интернете. За 30 лет работы Ана смогла наблюдать, как новые способы коммуникации трансформировали отношения — узаконенные и скрываемые: «Сначала ты заходишь из скуки, полагая, что на самом деле то, что ты делаешь, это совсем не измена. Болтаешь с кем-нибудь, потом еще и еще и, не отдавая себе в этом отчета, оказываешься на крючке. Некоторые на этом останавливаются, кто-то договаривается о встрече, но механизм одинаков, он не требует особых навыков общения. В такого рода приложениях все пользователи предрасположены к общению определенного толка».
Услуга, помогающая организовать похождение на стороне, — это многомиллионный бизнес, и поэтому родились такие платформы как Gleeden, которая является по отношению к канадской сети Ashley Madison тем же, чем испанская служба знакомств Adopta Un Tío (Усынови мужика) по отношению к Tinder: здесь командуют женщины… а мужчины платят. Если другие сайты продают просто секс, на Gleeden главное — ухаживания. «Когда посторонний человек говорит тебе: "Какие красивые глаза", у тебя кровь снова начинает бежать по жилам. Мне нравится чувствовать себя желанной», — заключает Ана, пользовательница Gleeden.
Ей 53 года и она «мноооого лет замужем», а вот Наталии — 32, но она уже почувствовала зов адюльтера: «Это желание и секс, и точка. И я возвращаюсь домой в хорошем настроении, — признается она, — и не потому, что там меня ожидает что-то плохое. Просто когда ешь каждый день отбивную, время от времени хочется салатика». Оставляя в стороне кулинарные метафоры, Наталия признается, что нашла на этой платформе огромное разнообразие предложений: «От полицейского в форме, который позволяет пристегивать его наручниками, до уборщика, который по стечению обстоятельств работает со мной в одном здании, не считая менеджеров в стиле "50 оттенков серого"… — рассказывает она, — Некоторым из них начинаешь поверять свои секреты, ни разу их не видев, другие уходят от жен, потому что понимают, что понапрасну растрачивают свою жизнь».
Когда Сильвия Рубиес начала работать в Gleeden, она не очень понимала, в чем изюминка: «Велика наука — наставить рога!» Но оказавшись внутри этого «мира», Сильвия изменила мнение, хотя и не видит в нем места себе: «Я вижу по пользовательницам, что это лучше любого лифтинга». На этой платформе внебрачных связей зарегистрированы 600 000 испанцев, из которых 60% — мужчины: «Женщинам сложнее решиться, потому что до сих пор эта тема табуирована, но очевидно, что это как похоронные бюро — бизнес, у которого всегда будут клиенты».
Так или иначе, хотя научное сообщество и признает, что неверность всегда существовала и будет существовать, оно утверждает одновременно, что это не значит, что ее нельзя избежать. По мнению Бараша: «Если что-то не является естественным, это не значит, что оно невозможно. Научились же мы ходить в туалет, не правда ли?»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.