Память – забавная штука. Почти как тот корпоратив в прошлый уикенд. Вы отчётливо помните прекрасный шоколадный фонтан в самом начале вечеринки, а потом – как все степлеры в офисе почему-то оказались покрыты ровным слоем шоколада. Но в середине всё очень-очень смутно. Вот так, по большей части, память и работает – какой смысл запоминать в подробностях использование каждой канцелярской принадлежности не по назначению?
Первое впечатление, последнее впечатление
Феномен, о котором идёт речь, называется «позиционным эффектом» — и это один из самых хорошо задокументированных причуд человеческого мозга. Он, в сущности, сводится к одному очень простому правилу: из каждого более-менее длительного процесса человек лучше всего запоминает две части – начало и конец.
Впервые этот феномен был описан психологом Б.Б. Мердоком в 1962 году. Он провёл эксперимент, в котором просил участников запоминать ряды слов (от 10 до 40). Результаты оказались красноречивее некуда. При запоминании списка из 20 слов, к примеру, первое слово люди могли в точности воспроизвести в более чем 50% случаев, последнее — примерно в 75%. Однако в промежутке от 4 по 16 результаты резко снижались. Эти слова участники могли назвать не более чем в 25 процентах случаев. В результате чего весь график принимал вид улыбки от уха до уха.
По мнению Мердока, это явление связано с существованием двух типов памяти: кратковременной и долговременной. Первые слова память отправляет в долговременный ящик, поскольку у неё было время пережевать их и посчитать его важными. А последние пользуются преимуществом эффекта новизны – нет необходимости напрягаться, чтобы их воспроизвести, поскольку они ещё просто не успели выветриться из краткосрочной памяти. Проблема в том, что краткосрочные воспоминания вытесняют предыдущие краткосрочные воспоминания, поэтому у слов в середине так мало шансов задержаться в голове.
Заставьте память работать на вас
Так как же мы можем использовать позиционный эффект себе на пользу? Допустим, что в ближайшем будущем у вас намечается крупная презентация, и вам необходимо донести до своей аудитории её ключевые положения. Вы, конечно, можете сделать ставку на юмор и живость речи, рассказать пару анекдотов (если они к месту). Это действительно может помочь вам завоевать внимание аудитории, но удержать его может даже и помешать.
Скорее всего, ваши слушатели запомнят шутку, но начисто забудут, как она связана с тем, что вы пытались им донести. Поэтому лучше всего сразу взять быка за рога и выложить ваши ключевые положения, а затем перейти к аргументам и шуткам. А в самом конце ещё раз озвучить главные пункты вашего выступления.