На дальние расстояния по служебной надобности езжу очень давно. Но в последние годы часто оказываюсь не только на наших, но и на западноевропейских шоссе. После очередного марш-броска по автобану в Германии и родилась идея небольшого ликбеза.
Именно на немецком автобане, где в правом ряду бюргеры держат темп около 100 км/ч, в среднем — 140–150 км/ч, а те, кто в левом, легко обходят всех остальных, в голову пришла следующая мысль. Население Германии, привыкшее передвигаться на таких скоростях, давно бы сократилось раза в два, если бы водители не придерживались строжайшей дисциплины в сочетании с вежливостью и взаимопониманием. Пересекаешь западную границу Родины и попадаешь в совсем другой мир…
Никаких нотаций — только несколько навеянных собственным опытом простых советов, особенно актуальных перед дачно-отпускным сезоном.
Совет первый: не экономьте на освещении
Правила не зря предписывают ездить днем с ближним светом фар или ходовыми огнями. А уж для передвижения в темноте с тусклыми, никогда не мытыми габаритами и вовсе трудно подобрать не нарушающий закон о нецензурщине в СМИ термин. А ведь такое видишь сплошь и рядом.
Оранжевые фонарики (поворотники), заботливо расставленные по углам и бокам автомобиля, тоже придуманы совсем не зря. Пользоваться ими при любом перестроении — не только хороший тон, но и забота о безопасности окружающих и собственной. Чем больше информации о намерениях вы сообщаете другим водителям, тем лучше. При обгоне по встречной полосе левую мигалку лучше держать включенной до момента, когда вы поравняетесь с обгоняемым, потом включить правую. Она должна работать до вашего возвращения на свою полосу. Благодарить пропустившего миганием аварийки — все больше распространяющаяся на наших дорогах хорошая привычка. Но аварийку полезно использовать и при аномально интенсивных замедлениях (при экстремальных на многих современных автомобилях она включается сама) — убережете едущего сзади, да и себя. И не ленитесь, пожалуйста, лишний раз остановиться и протереть фары и фонари.
Совет второй: не занимай левый ряд при свободном правом
В былые времена на дорогах даже были соответствующие информационные таблички. Просто, но верно! Езда по многополоске в соседних рядах со скоростями, различающимися на 1–2 км/ч (типичная сцена на МКАД и трассах, ведущих от Москвы) неприлична, как неумение пользоваться носовым платком. Кроме того, это провоцирует соседей на небезопасные маневры. Обгоняя справа и лавируя между едущими с меньшей скоростью, они, конечно, неправы. Но и провокаторы немногим лучше. Перестраиваясь влево, соразмерьте свою скорость со скоростью того, кто приближается к вам сзади по этой полосе. Успеете набрать такую же скорость или лучше пропустить?
Совет третий: обгоняйте быстро
Обгонять — особенно на узком шоссе с одной полосой в каждом направлении — нужно максимально быстро. Но сначала убедитесь, что разница в скорости между вами и тем, кого вы намерены обойти, стоит вашего маневра. Подготовьте себя и автомобиль к обгону: заранее глубже нажмите педаль газа для интенсивного ускорения или подоткните передачу пониже.
Часто случается, что обогнавший, вернувшись на полосу, едет с той же, а то и меньшей скоростью, чем тот, кого он обогнал. Зачем тогда было напрягаться? Возвращаясь на полосу, не делайте это слишком близко от того, кого обогнали. Может, вы и не нарочно, но такие действия порой сродни столь нелюбимым всеми нами подставам. А тот, кого обгоняют, должен быть готов при необходимости сбросить скорость. Да, обгоняющий, возможно, ошибся, не рассчитал свои силы, но убивать-то друг друга в связи с этим зачем?
Совет четвертый: старайтесь планировать дневные поездки
Разговоры из серии «я люблю ездить по ночам» всегда казались мне бравадой. Особенно по отношению к нашим дорогам с непредсказуемыми ямами и полинявшей разметкой. Может, и есть люди с кошачьими глазами, но их, думаю, немного. Увы, световой день в наших широтах большую часть года короток. Если уж ночной поездки не удалось избежать, следите за расположением автомобиля на дороге. Жаться к обочине почти столь же опасно, как и смещаться к середине дороги. Полезно почаще поглядывать в зеркала, контролируя положение машины относительно обочины или разметки (если, конечно, таковая есть). Кстати, этот немудреный прием очень помогает в предельно узких рядах, которые делают в Западной Европе при ремонте дорог. Там зазоры между ограждением и обгоняемыми грузовиками минимальны.
Разъезжаясь ночью со встречными машинами, старайтесь смотреть вперед, а не на слепящие встречные фары. Не забывайте, что у автомобиля есть дальний свет: на пустой дороге им очень полезно пользоваться. Главное, не забывать переходить на ближний, чтобы не слепить встречных. С точки зрения усталости худшие часы — рассветные (4–6 часов утра). Иногда лучше остановиться и подремать хотя бы минут двадцать или походить вокруг машины — в общем, сменить обстановку.
Совет пятый: двигайтесь равномерно
Быстро приезжает не тот, кто жмет педаль газа до упора, а потом и тормоза в пол, а тот, кто удерживает равномерную скорость. Не воспринимайте обгон как личное оскорбление. Выбирайте скорость сообразно своим и автомобиля возможностям. Может, вы и классный водитель, но в нужный момент вашему автомобилю может не хватить сил для необходимого ускорения или замедления. Всегда лучше иметь запас по динамике, не говоря уж о тормозах.
Совет шестой: запаситесь всем необходимым
Наконец, помимо стандартного набора: нормальная (не утильная!) запаска, домкрат, аптечка, огнетушитель, трос, компрессор для подкачки колес — неплохо иметь с собой в дальней поездке хотя бы простейший комплект гаечных ключей и отверток. Даже если вы не умеете этим пользоваться, инструмент может пригодиться тому, кто возьмется помочь вам в пути. Возите с собой небольшую емкость с водой. Пригодится не только для омывателя, жидкость в котором всегда кончается неожиданно, но и для мытья фар, стекол, рук.
Надеюсь, что эти нехитрые советы вас не сильно утомили, а, глядишь, еще и помогут. Счастливого пути!
Автор: Сергей Канунников