Понятие «клипового мышления» возникло еще в середине 1900-х годов с появлением практически в каждом доме телевизора. Оно означает восприятие мира не целостно, а как цепочку быстросменяющихся несвязанных между собой событий — совсем как в клипах. Реклама на телеэкранах сменяет одна другую, при этом блоки никак не взаимосвязаны между собой. Тоже самое относится и к новостям.
Сейчас, в эпоху повсеместного интернета, когда человек получил доступ к практически неограниченной информации, это развито еще сильнее. Мозг человека привыкает к постоянной смене событий, ему становится все сложнее и сложнее сосредоточиться на чем-то одном.
В этом и заключается основной минус такого способа мыслить: мы не можем сосредоточится на чем-то одном. Из-за этого снижается способность к анализу информации. Кроме того, нам сложно даже говорить долгое время об одном: мы постоянно перескакиваем с темы на тему.
Из этого вытекает и второй минус: снижение способности к восприятию информации. Если сравнить нынешних школьников с поколением 80-х, то можно заметить, что сейчас детям гораздо сложнее читать и, следовательно, усваивать информацию. Чтение представляет собой длительное сосредоточение на чем-то одном, тогда как обладателю клипового мышления крайне сложно делать это. Из-за этой проблемы снижается коэффициент усвоения информации.
Также из-за низкой способности к анализу человеком легче манипулировать: когда мы не способны проанализировать предлагаемые нам предложения, рекламу, маркетологам намного легче продать ненужную вещь.
Кроме того, клиповое мышление провоцирует многозадачность: на данный момент исследователями доказано, что делать несколько дел одновременно крайне вредно для мозга.
Как же с этим жить? Перебарывать себя. Стараться больше читать и анализировать. Участвовать в дискуссиях. Устраивать себе время от времени день отдыха от информации. Клиповое мышление — это бич современного общества, с которым каждый из нас должен бороться всеми силами.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Не согласен. Посмотрите на молодёжь которая родилась в 90:х, в нулевых, что она из себя представляет - порядочных граждан в своём абсолютном большинстве, как ни странно.
Системного мышления нехватало абсолютно всегда во всех странах, во всех эпохах. Это вообще глобальная государственная задача во всём мире. Дело не в "клиповом" мышлении. Вы его путаете с фрагментарным, когда человек "сам обманываться рад". Таких и в пенсионном возрасте хватает.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Проблема не в том,что у кого-то одно мышление,а у кого-то клиповое.Проблема в том,что поголовно младое племя мыслит мозаично.Нет практически молодых людей с системным целостным видением жизни.Просто процесс идет неравномерно и неодновременно.Но это неизбежно будет тотально,при сложившихся условиях.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Я не согласен с формулировкой проблемы.
Проблема не в том что у таких людей клиповое мышление (я таких знаю, опыт и выводы есть), а в том что у них "Концептуального" мышления нет от слова совсем. Крайняя противоположность тоже кстати резко отрицательная, когда человек не способен принять решение до исследования абсолютно всех аспектов задачи.
Эти виды мышления не взаимоисключающие. Не надо "клипов" демонизировать а учить думать концептуально. Не надо над медленными "концептами" насмехаться а учить искать и фильтрировать информацию.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Это просто вы не общались плотно с клипомыслителями.
Это когда у человека в голове уживаются взаимоисключающие понятия,просто потому что сложи он их в единую картинку,они не состыкуются.А так-все нормально,никакого логического дискомфорта и противоречий.
Эти люди скачут мыслями с одного на другое.
Ещё хуже их дети.Мало того,что оно уже у них в генах,так ещё и родители толком с ними не говорят,так,урывками и бессвязно.Плюс чрезмерный поток информации и дебильные мультики.
Формирование биороботов.Только и работу они выполнять не могут,нет усидчивости и самопринуждения.
Это не какие-то единичные экземпляры,это сейчас массово.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
"Качественная аналитика" - медленный и обработанный подход, это другая сторона монеты у которой совершенно другие применения. Это умение грамотно рассортировать и применить ограниченное количество высококачественной информации.
Те которые обладают обоими способами и являются кадрами будущей элиты.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Клиповое мышление - беда современного общества. Фрагментарность восприятия мира, невозможность построения целостной, непротиворечивой картины окружающей действительности. Люди читают ТОЛЬКО заголовки. Время концентрации 8 сек и бегут дальше.
"Люди с клиповым мышлением элитой не станут"
Тут
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 17
комментария 3532
Рейтинг поста:
Предполагаемые отрицательные стороны
Человек не может долго концентрироваться на информации, у него значительно снижается способность к анализу. Обладателю клипового мышления тяжело анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.
Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы.
Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию. Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет способность анализировать и чаще делает ненужные покупки.
Ослабляет чувство сопереживания. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других.
Предполагаемые положительные стороны
Защищает мозг от информационной перегрузки. Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий.
Развивает многозадачность. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.
Критичность мышления на низком уровне. С одной стороны это означает, что таким людьми легко манипулировать — грузят готовые образы себе в оперативную память , с другой — они быстро теряют интерес к теме , какой бы она интересной не была, если нет эскалации.
Систему образования надо менять. Если в СССР были единые учебники, экзаменационные (годовые) контрольные, то необходимости в введении единых требований к ЗУНам (знания-умения-навыки) и не было. А после 80-х, когда начали внедрять разные авторские программы и методики, разрушилась система межпредметных связей и опорных (базовых) знаний. Каждый учитель начал говорить и преподавать то, что ему нравилось - вот вам и результат: клиповое, шаблонное мышление .
Нужно повыкидывать часы по многим предметам (можно вместе с самими предметами) и включить курс "Логика" и объемный курс "Практическая психология", где будет всё — от аутогенной тренировки до противодействия рекламе, политтехнологиям и манипуляцией сознанием .
«...Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Оскар Пешель (1826—1875). Употребляется как напоминание о роли учителя в формировании нации, ее интеллектуального потенциала, морали, духа и пр.
Кстати, Сталинская система с обязательным общим образованием до 7 класса в этом смысле была лучшей. И именно это поколение дало то, чем Россия славилась, и они СССР сделали сверхдержавой. А сейчас школа уже давно НЕ УЧИТ ДУМАТЬ. Сразу бросается в глаза не мышление, а судорожный поиск правильного ответа на тест. Всё нынешнее образование сводится к запоминанию названий и стандартных решений . И это касается всех предметов без исключения. Я вижу АБСОЛЮТНУЮ неспособность первокурсников связать разные явления в рамках одного процесса.
Обратите внимание, как поставлены задачи тогда и сейчас.
В первом случае, они были ПРИКЛАДНЫЕ. Максимально приближённые к пониманию ученика.
Ребёнок представлял что он делает, каждым действием. И что во втором случае?
--------------------
Генри Джон Темпл Палмерстон, английский государственный деятель, 1848 г.
"Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит безсовестнейший захват чьей-либо чужой земли ."
Иван Сергеевич Аксаков, 1876 г.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
Уже сейчас далеко не все понимают смысл и суть происходящих вокруг нас событий.
Большой проблемы для общества в этом в принципе нет,хотя это конечно переход к авторитарному правлению в будущем.
Нет смысла давать существенную демократию(власть народа)толпе состоящей из индивидуумов,не способных увязать все клипы в одну картинку.Это будет власть дураков.
Поскольку элиты есть плоть от плоти,необходимо будет решить вопрос взращивания элит.
Кому-то ведь надо будет думать и решать за всех рядовых.
Вот уж сталинисты возрадуются реставрации.
Или монархисты.