Совместное чтение сказок на ночь – это не единственный способ, с помощью которого родители могут развить речь и грамотность ребёнка.
Исследователи из Университета штата Мичиган выяснили, что способность детей к самоконтролю – это ключевой фактор развития речи и грамотности в детстве, и чем раньше ребёнок обретёт этот навык, тем быстрее в дальнейшем будет развиваться его речь и грамотность.
«Под самоконтролем понимается умение ребёнка хранить информацию в кратковременной памяти, уделять внимание выполнению заданий и даже исключать поведение, которое может помешать справиться с какой-либо задачей», – рассказывает профессор кафедры психологии развития и изучения семьи Лорри Скибби.
В ходе исследования Скибби обнаружила, что дети, научившиеся самоконтролю раньше, обладали более развитой речьи и способностью к обучению, как минимум будучи второклассниками.
«Известно, что самоконтроль связан с речью и грамотностью, но наше исследование доказывает продолжительность этого влияния. Благодаря способности к самоконтролю, обретённой в раннем возрасте, дети раньше и быстрее получают важнейшие навыки речи и грамотности, что способствует получению других навыков», – утверждает Скибби.
Исследователи дважды в год анализировали поведение 351 ребёнка на предмет самоконтроля, речи и грамотности, когда дети проходили обучение в дошкольных учреждениях и в школах до второго класса.
Для проверки самоконтроля детям предлагали сыграть в игру, по правилам которой необходимо следовать указаниям ведущего.
Во время игры, похожей на «Море волнуется раз», учёные чередовали команды и проверяли способность детей выполнять задания.
Оценивая образовательное развитие, Скибби обращала внимание на четыре фактора, связанные с речью и грамотностью: способность к пониманию слов, объём словарного запаса, способность по буквам читать незнакомые короткие слова, а также понимание звуковой структуры языка.
Скибби говорит, что некоторые дети предрасположены к раннему развитию самоконтроля, но родители могут помочь своему ребёнку в обретении этого навыка.
«Люди от рождения не отличаются способностью выполнять множество задач одновременно, и детям требуется время, чтобы сконцентрироваться на одном задании», – полагает Скибби.
«Родителям следует понимать, что дети могут контролировать своё поведение, опираясь на происходящее вокруг, – отмечает Скибби. – Родители в силах организовать обстановку и жизнь в доме таким образом, чтобы оказать детям поддержку. Спокойный сон по ночам, игры с детьми и отсутствие отвлекающих факторов на заднем фоне помогут развить речь и грамотность ребёнка».