Из названия ясно, что система охлаждения нужна для того, чтобы двигатель не перегревался. Но что ещё нужно знать об этой системе?
В сервис или на обочину?
Ну, например, то, что система охлаждения двигателя одновременно служит источником тепла для салонной печки, и если в машине холодно, то, возможно, всё дело в ней. Если система охлаждения по какой-то причине перестала работать и двигатель начинает перегреваться, или же не догреваться до рабочей температуры, скорее всего, неисправен термостат.
Если машина недогревается, то можно ехать в сервис. Если машина перегревается, нужно немедленно останавливаться на обочине, открыть капот и включить на максимум печку в салоне. Но только не откручивайте пробку радиатора, жидкость там нагрета и, возможно, кипит, пар запросто ошпарит не только руки, но и лицо.
Объем системы охлаждения зависит от машины, но обычно около 6−8 литров, поэтому для полной смены антифриза в системе охлаждения нужно две 4-литровых канистры.
Менять антифриз нужно раз в пять лет, потому что через 3−4 года охлаждающая жидкость начинает терять свои свойства. И этот срок, кстати, никак не зависит от количества циклов охлаждения/нагревания и от пробега. Впрочем, многие автовладельцы задумываются о смене охлаждающей жидкости только тогда, когда двигатель начинает перегреваться. Чтобы не допускать перегрева, нужно хотя бы раз в полгода проверять уровень антифриза. На холодном двигателе он не должен быть ниже отметки Min.
Боремся с пухом и протечками
Одновременно со сменой антифриза хорошо бы мыть радиатор. За межсезонье он забивается грязью, пухом, листьями и теряет свою изначальную теплопроводность, что может привести к перегреву мотора даже в несильную жару, стоя в пробке (когда поток набегающего воздуха минимален). Правда, мыть радиатор мойкой высокого давления нельзя. Струя воды под давление на раз-два мнет соты, и тогда радиатор останется только выкинуть. Для мытья радиаторов есть специальная химия с высокой проницаемостью, которая смывается обычной струёй проточной воды. Кстати, моют радиаторы быстро и качественно там же, где заправляют кондиционеры.
Если видите, что охлаждающая жидкость постоянно куда-то уходит, нужно искать место протечки. Возможно, прохудился радиатор. Если течь небольшая, то устранить её можно без замены радиатора. Нужно залить в радиатор специальный состав (продается во всех автомагазинах) и он сам заделает небольшие отверстия, вступая в реакцию с кислородом.
А что если течь произошла в дороге и доливать в систему охлаждения нечего? В этом случае можно доливать воду. Только ездить так все время нельзя, при первой же возможности нужно слить её, заделать течь и залить нормальный антифриз.
Какой антифриз лить — красный, зеленый или голубой — все равно, главное, чтобы были одинаковые допуски, которые выглядят как сочетания букв и цифр, например, «G12++».
Теперь поговорим о том, можно ли ехать без антифриза вообще? На современных машинах категорически нельзя. Они слишком чувствительны к перегреву и тогда придется ремонтировать не только систему охлаждения, но и мотор. Старые двигатели более терпимы к температурным рекордам, но все равно поездка будет недолгой. Ну а вообще нужно помнить: если мотор не охлаждается жидкостью, его должен охлаждать поток воздуха, так что ехать лучше быстро.
Казус кондиционера
Частый вопрос, который задают люди про систему охлаждения: нормально ли, что вентилятор системы охлаждения включается даже на холодном двигателе?
Ответ — да, если при этом у вас включен кондиционер. Он работает в штатном режиме на первой скорости. Вторая скорость включается, когда двигатель начинает нагреваться до максимально допустимой температуры. После того, как температура двигателя падает на 10−20 градусов, вентилятор снова переключается на первую скорость.
Плохо, когда вентилятор работает постоянно на второй скорости, и даже тогда, когда кондиционер отключен. Как правило, это говорит о том, что вышел из строя датчик температуры, и вентилятор, чтобы сохранить мотор и точно его не перегреть, молотит на максимальной скорости постоянно. В том случае нужно ехать в сервис.
Под капотом может быть несколько радиаторов. Обычно два: первый для системы кондиционирования, второй — для двигателя. Так что, если у вас по какой-то причине перестал работать вентилятор, кондиционер лучше отключить, чтобы набегающий поток воздуха охлаждал только радиатор мотора.