На прошлой неделе Россия и Вьетнам подписали межправительственное соглашение, которое, как было объявлено, призвано содействовать сотрудничеству с целью производства гражданских и военных грузовиков, а также транспортных средств специального назначения в этой южно-азиатской стране. Протокол пролил свет на состояние многолетних связей между Россией и Вьетнамом, а также на попытки российских производителей грузовых автомобилей расширить свое влияние на рынках Юго-Восточной Азии, несмотря на прежние проблемы.
Вьетнам и Россию связывают отношения в оборонной сфере, которые начались еще в эпоху холодной войны и продолжаются сегодня, когда Ханой активно занимается модернизацией своих вооруженных сил, а Москва стремится к более заметному военному присутствию в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. И этот процесс продвигается, несмотря на то, что внимание международных средств массовой информации к оборонным контрактам между Вьетнамом и Россией имеет тенденцию ограничиваться отдельными материалам или заголовками, идет ли речь о реальных сделках или о выдумках, как в октябрьской истории с «российской военной базой на территории Вьетнама».
В последние годы российские производители грузовых автомобилей, которые десятилетиями работают во Вьетнаме, стремятся наращивать экспорт своих грузовиков в Юго-Восточную Азию в рамках более общих амбиций, направленных на расширение своего присутствия на других рынках АСЕАН. Следует подчеркнуть, что этот процесс происходит на фоне определенных проблем, с которыми столкнулись российские производители в других регионах.
Так, например, в прошлом году генеральный директор ПАО «Камаз», крупнейшего в России производителя грузовых автомобилей, заявил, что его компания планирует нарастить свое присутствие во Вьетнаме, увеличив производственные мощности. Затем «Камаз» планирует осуществлять поставки своей продукции в соседние страны, такие как Лаос и Камбоджа.
Как уже было сказано, на прошлой неделе произошло важное событие в этой сфере: Вьетнам и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в области производства грузовых автомобилей. Местные СМИ отметили, что межправительственное соглашение, подписанное представителями министерства торговли Вьетнама и посольства России в Ханое, будет служить стимулом для развития совместных предприятий с крупными российскими производителями, такими как «Камаз», «ГаЗ» и «Уаз», а также стимулировать рост внутреннего промышленного потенциала Вьетнама.
Упомянутый документ предусматривает создание совместных предприятий между российскими компаниями и вьетнамскими партнерами для производства на территории Вьетнама грузовых автомобилей и некоторых видов автомобильной техники специального назначения с повышением уровня локализации сборки до 35% в период до 2020 года и до 45% к 2026 году (прим, mixednews).
Хотя эти материалы в основном были посвящены последствиям для рынка коммерческих перевозок в своей стране, российские компании также выпускают отдельные модели автомобилей для военного применения. Так, например, в 2016 году из 1885 грузовиков, которые, согласно сообщениям «Камаза», были направлены на экспорт во Вьетнам, составив пятую часть общего объема экспорта этой страны, чуть менее третьей части было предназначено для вьетнамских военных.
Поскольку за исключением упомянутого, не было опубликовано практически никаких конкретных деталей, связанных подписанным на днях соглашением, эксперты затрудняются высказывать прогнозы и оценивать значение новой сделки.
Ранее уже отмечалось, что российские производители стремятся к созданию совместных предприятий во Вьетнаме, но прогресс был крайне медленным, а предпринятые в прошлом меры по дальнейшей активизации этого процесса были встречены с явным разочарованием. Это происходило не только из-за условий, в которых работает вьетнамская экономика, но также в связи с присутствием других конкурентов в некоторых сегментах рынка. Эксперты указывают, что этим реалиям следует уделить особое внимание на фоне многочисленных материалов в СМИ, посвященных подписанию нового межправительственного договора.