Электрические автомобили на самом деле не такие уж экологически чистые
Может ли Китай, крупнейший автомобильный рынок в мире, помочь устранить угрозу глобального потепления, если он станет полностью электрическим? Ответ не так очевиден, как кажется.
Китай добился больших успехов в области электрификации. Продажи электромобилей растут: в прошлом году продано более 300 тыс штук. К 2020 году этот показатель, как ожидается, превысит 5 млн. Правительство объявило о планах по открытию новых заводов по производству батарей для электрокаров.
Миф о экологической чистоте электромобилей
Однако, поощряя эти усилия, следует понимать, что переход от обычных автомобилей и грузовиков не приведет к немедленному сокращению выбросов углерода в стране.
Напротив, производство и эксплуатация электромобилей в Китае фактически приводит к увеличению объемов парниковых газов.
Электрические транспортные средства кажутся экологически чистыми — они легкие, энергоэффективные и потенциально более экологичные, чем обычные аналоги, но на практике все несколько сложнее.
Производство электромобилей требует энергоемкой добычи редких элементов, таких как литий, необходимый для батарей. Их экономичность и экологичность в использовании может быть обеспечена лишь в том случае, если электричество добыто из относительно «чистых» источников.
Развитые страны получают лучшие результаты, поскольку они, как правило, генерируют электроэнергию с использованием более чистых источников.
По одной из оценок, электрический автомобиль в США обеспечивает вдвое меньший выброс парникового газа по сравнению с обычным автомобилем в рамках жизненного цикла.
Этот показатель еще меньше в западной, южной и северо-восточной частях страны, где активнее используются возобновляемые источники энергии. Аналогичную оценку дает Аргоннская национальная лаборатория.
Европа также демонстрирует хорошие результаты. Норвежские исследователи, глядя на процессы, связанные с производством, использованием и утилизацией электрических и обычных транспортных средств, пришли к выводу, что электромобили предлагают по меньшей мере 10-процентное сокращение выбросов парниковых газов (при условии, что они рассчитаны на 150 тыс. км).
Разумеется, батареи электромобилей предполагают множество других экологических издержек, связанных с добычей редких металлов, но по выбросам углекислого газа они выигрывают.
Реальная проблема сокращения выбросов парниковых газов стоит в развивающихся странах, особенно в Китае, который, вероятно, будет доминировать на мировом автомобильном рынке в ближайшие десятилетия.
К сожалению, структура промышленной экономики страны осложнит ситуацию. Одно из недавних исследований китайских инженеров показало, что электромобили приводят к примерно 50% увеличению как выбросов парниковых газов, так и общего потребления энергии.
Только на производство литий-ионной батареи приходится 13% потребления энергии и 20% выбросов.
Наиболее перспективные способы улучшения электромобилей имеют мало общего с самими транспортными средствами: энергетическая инфраструктура имеет решающее значение.
В Китае производство электроэнергии по-прежнему в значительной степени зависит от «грязного» топлива, включая уголь. Следовательно, как производство батарей, так и эксплуатация транспортного средства, сопряжены с большим загрязнением.
Плюс в Китае недостаточно развита перерабатывающая промышленность. Так, американская сталь перерабатывается на 70% по сравнению с 11% в Китае.
Электрические транспортные средства могут помочь Китаю сократить выбросы парниковых газов только в контексте глубокого сдвига в сторону возобновляемых источников энергии и повышения эффективности.
Ни одна технология не может создать «зеленую революцию» в одиночку.
Автор: Алексей Свищёв Источник: marketsignal.ru.
Рейтинг публикации:
|