Как смартфоны и социальные медиа влияют на современных подростков
Рожденные после 1995 года дети «iПоколения» выросли со смартфонами в руках, имели аккаунт в Instagram еще до того, как пошли в старшие классы, и не помнят жизни без интернета. Они физически в большей безопасности, чем их предшественники, но их психическое здоровье под угрозой.
Поколение смартфонов не помнит жизнь без интернета, для него онлайн-медиа и социальные сети были всегда
Американский психолог, профессор университета в Сан-Диего Джейн Твендж (Jean Twenge) уже 25 лет исследует различия между поколениями (вот ее сайт). Три ее книги посвящены психологии современных молодых людей: «Эпидемия нарциссизма» (The Narcissism Epidemic), «Поколение я» (Generation Me) и «iПоколение» (iGen).
В своей статье «Смартфоны разрушают поколение?» (Have Smartphones Destroyed a Generation?) для издания The Atlantic она рассказала о результатах исследований влияния гаджетов и социальных сетей на современных подростков. Реферат статьи предлагается вашему вниманию.
Как правило, черты, характерные для определенного поколения, проявляются постепенно, пишет Твендж. Если они возникли у одного поколения, то будут появляться и в последующих. К примеру, «миллениалы» (рожденные в 1980-1994 годах) являются крайне индивидуалистическим поколением, но индивидуализм рос еще с того времени, когда появились «бэби-бумеры» (рожденные в 1946-1964 годах).
В 2012 году Джейн Твендж заметила внезапные изменения в поведении подростков и их эмоциональном состоянии. Многие определяющие черты «миллениалов» начали исчезать. Ранее, анализируя поколения начиная еще с 1930-х годов, она не видела ничего подобного.
Например, свобода и независимость, такая привлекательная для предыдущих поколений, значительно меньше интересует современных подростков. Главным отличием «миллениалов» от их предшественников — «поколения Х» (рожденные в 1965-1979) были взгляды на мир, а нынешних подростков от «миллениалов» отличает еще и поведение. Их повседневная жизнь совсем не такая, как у молодых людей старше всего лишь на несколько лет.
Что произошло в 2012 году, чтобы вызвать такие драматические изменения в поведении? Это было время после великой рецессии, которая официально продолжалась с 2007 по 2009 год и оказала колоссальное влияние на «миллениалов», пытавшихся найти себе место в стагнирующей экономике. Но именно в этот период доля американцев, имевших смартфоны, превысила 50%.
Классификация поколений: «Бэби-бумеры», «Поколение Х», «Миллениалы», «iПоколение». Внизу по горизонтали указано количество представителей каждого поколения в США и годовой доход их семей.
Твендж назвала новое поколение «iПоколением» (iGen), так как дальнейшие исследования доказали, что оно было сформировано именно смартфонами и социальными медиа.
«iПоколение»: кто они?
Рожденные между 1995 и 2012 годами выросли со смартфонами в руках, имели аккаунт в Instagram еще до того, как пошли в старшие классы, и не помнят доинтернетной эпохи.
«Миллениалы» также выросли с интернетом, но он не был у них с раннего детства — и днем, и ночью. Старшие представители «iПоколения» были подростками, когда в 2007 году появился iPhone. Исследование Джейн Твендж 2017 года, в котором приняли участие более 5 тысяч сегодняшних американских тинейджеров, показало, что три четверти из них ныне имеют этот гаджет.
Ранее масштабные события — войны или технологические революции — играли большую роль в формировании различных молодежных страт. Но ни один из факторов никогда не определял целое поколение. Оставался еще стиль воспитания, школьные программы и культура, и все они имели значение. Приход смартфонов и социальных сетей вызвал огромный тектонический сдвиг, который мы не видели очень давно, если он вообще когда-либо имел место в истории. Есть убедительные доказательства того, что устройства, которые вложили в руки молодых людей, оказывают очень глубокое воздействие на их жизнь — и делают их гораздо менее счастливыми.
Смартфоны и планшеты изменили каждый аспект жизни тинейджеров: от общения до психического здоровья. Это затронуло все регионы США и все типы семей: бедных и богатых, жителей городов и сел, людей любого этнического бэкграунда.
Одни изменения в поколениях положительные, другие — отрицательные, третьи — одновременно являются и теми, и другими. Так, современные подростки с меньшей вероятностью попадут в автомобильную аварию и менее уязвимы к алкоголю. Но психологически они в большей опасности, чем их предшественники.
В начале 1970-х годов фотограф Билл Йетс (Bill Yates) снял серию портретов на роллердроме в Тампе, штат Флорида. На одном фото подросток стоит без рубашки с большой бутылкой шнапса, заткнутой за пояс его джинсов. На другом — мальчик, который выглядит не старше 12 лет, позирует с сигаретой во рту. Тогда это считалось «круто». Роликовый каток был местом, куда дети могли убежать от родителей в свой мир, где они могли пить, курить и обниматься на задних сиденьях автомобилей. На черно-белых изображениях тинейджеры поколения «бэби-бумеров» пристально смотрят в камеру Йетса, пытаясь выглядеть взрослыми и независимыми.
Bill Yates: Sweetheart Roller Skating Rink in Tampa, Florida (1972-1973). Больше фото »»»
Пятнадцать лет спустя, у «поколения X», курение потеряло часть своей романтики, но независимость все еще была популярна.
Нынешние 12-классники ходят на улицу гулять реже восьмиклассников в недалеком 2009-м. Количество детей, которые регулярно проводят время с друзьями, упала более чем на 40% с 2000 по 2015 годы. Снижение особенно стремительно за последние несколько лет. Все, чего дети когда-то больше всего хотели: «ботаны» и «крутые», бедные и богатые, троечники и отличники, — роллердромы, баскетбольные площадки, бассейны и места для объятий — все это сегодня заменила виртуальная реальность.
Представители «iПоколения» также менее склонны начинать романтические отношения. Первый этап ухаживания, который ранее называли «симпатией» («liking» — «Ooh, he likes you!») они теперь называют «разговорами», «болтовней» («talking»). Для поколения, которое предпочитает общение онлайн, это довольно ироничное название. После того, как двое «поговорят» какое-то время в интернете, они могут начать встречаться. Только около 56% старшеклассников в 2015 году имели отношения, тогда как для «бэби-бумеров» и «поколения Х» этот показатель составлял 85%.
Эта тенденция привела к снижению сексуальной активности подростков на 40% по сравнению с 1991 годом. Теперь у среднестатистического американского подростка первый секс происходит в 11 классе — это на год позже представителя «поколения Х». Более позднее начало сексуальной жизни считается наиболее положительным трендом последних лет. Показатель беременности у девочек-подростков также достиг самого низкого уровня: в 2016 году он снизился на 67% в сравнении с пиком в 1991 году.
Ранее большинство подростков работали, чтобы иметь финансовую свободу от родителей — или же по инициативе последних, желавших, чтобы их дети с молодых лет понимали цену деньгам. «iПоколение» не работает и не является финансово независимым в такой степени. В конце 1970-х 77% учащихся выпускных классов имели работу, а в середине 2010-х — только 55%. Количество работающих учащихся 8 класса сократилось вдвое.
Традиционное бунтарство против старших также потеряло свою привлекательность для современных подростков. И даже вождение автомобиля — символ взрослости и свободы в американской культуре. Почти все «бэби-бумеры» имели водительские права еще до выпускного класса, а сейчас у каждого четвертого выпускника их нет. Многие молодые люди говорят, что не испытывают в этом потребности и сдали на права только под давлением родных.
Начиная с «миллениалов» подростковый возраст стал увеличиваться. Нынешние 18-летние больше похожи на бывших 15-летних, а 15-летние — на 13-летних. Детство теперь продолжается почти все время обучения в школе.
Смартфоны и социальные медиа усиливают одиночество, депрессию и суицидальные побуждения
В эпоху информационной экономики диплом о высшем образовании значит больше, чем опыт работы. Поэтому родители поощряют детей более добросовестно учиться. Подростки не протестуют, потому что не очень стремятся идти гулять на улицу — их социальная жизнь бурлит в онлайне.
Нынешние ученики 8, 10 и 12 классов тратят меньше времени на домашние задания, чем «поколение Х» в начале 1990-х. Так как они не работают, у них больше свободного времени. «iПоколение» проводит его со смартфоном, в одиночестве в своей комнате и нередко — в подавленном настроении.
Несмотря на то, что поколение iGen проводит гораздо больше времени под одной крышей с семьей, чем поколение их родителей, вряд ли можно сказать, что сегодняшние подростки ближе к своим матерям и отцам, чем их предшественники. Скорее наоборот. «Я видела своих друзей со своими семьями, они не разговаривают с ними, — Джейн Твендж приводит слова одной девушки. — Они просто говорят «Хорошо, хорошо, мама...», или же что угодно, пока пишут в своих смартфонах. Они не обращают внимания на свою семью».
Депрессия и суицид
С 2011 года показатели подростковой депрессии и самоубийств существенно выросли. «iПоколение» оказалось на грани наихудшего кризиса психического здоровья за несколько десятилетий.
В этом виноваты различные причины. Меняется стиль родительского воспитания, школьная программа и культура в целом. Но ключевым фактором стало распространение смартфонов и популярность социальных сетей.
В рамках исследования «Мониторинг будущего» (Monitoring the Future) Национального института наркологии США (National Institute on Drug Abuse) ученикам 8, 10 и 12 классов задают более 1000 вопросов ежегодно. Социологи спрашивают, счастливы ли они и сколько времени уделяют различным занятиям: личному общению, спорту, а также «экранным активностям» — использованию соцсетей, «зависанию» на сайтах.
Результаты показали, что подростки, которые проводят в интернете 6-10 часов в неделю, чувствуют себя менее счастливыми, чем те, кто предпочитает «неэкранные активности».
Конечно, этот опрос не доказывает наверняка, что именно технологии вызывают у детей симптомы депрессии. Можно предположить, что изначально более несчастные дети более склонны к таким активностям. Но дальнейшие исследования убеждают, что это не так.
В рамках одного из них опрашивали студентов колледжей, которые имели страницы в Facebook. В течение двух недель им пять раз в день приходили сообщения с вопросами, какое у них сейчас настроение и сколько времени они провели в Facebook. Оказалось, что чем дольше студенты «зависали» в соцсети, тем хуже они себя чувствовали.
Хотя социальные сети обещают объединить людей, современные подростки — это одинокое, дезориентированное поколение, которое часто чувствует себя отстраненным от многих вещей. Чувство одиночества у подростков только возросло с 2013 года. И продолжает расти.
Профессор Джейн Твендж (Jean Twenge) из университета Сан-Диего уже 25 лет исследует различия между поколениями.
Риск появления депрессии у восьмиклассников, которые много времени проводят в соцсетях, вырос на 27%. Подростки, которые проводят более 3 часов в день с гаджетами в руках, на 35% более склонны к суицидальному поведению.
Вот только один статистический факт, демонстрирующий одиночество и изолированность современных подростков: с 2007 года уровень смертности среди них уменьшился, однако уровень самоубийств увеличился. Поскольку дети начали проводить меньше времени вместе, они реже убивают друг друга, но чаще совершают суицид.
Соцсети обостряют извечные страхи подростков: остаться в одиночестве, быть отлученным от компании, стать изгоем среди сверстников. Вместо улиц и спортивных площадок дети теперь «гуляют» в Snapchat, Instagram и Facebook. Когда они видят, что их одноклассники там общаются, а их не приглашают, это вызывает острые переживания.
Подростки с тревогой ждут комментарии и лайки их публикаций и признаются, что расстраиваются, когда их оказывается меньше, чем они ожидали.
Кибербуллинг
Количество подростков, которые чувствуют себя брошенными, достигло самых высоких показателей среди всех возрастных групп. Этот тренд преобладает среди девушек, которые используют соцсети чаще. В 2015 году на 48% больше девушек испытывали такие ощущения, чем в 2010-м. Юношей — на 27% больше.
Симптомы депрессии у юношей выросли на 21% с 2012 по 2015 годы, а у девушек — на 50%. Количество самоубийств возросло для обоих полов. Однако в 2015 году 12-14-летние девушки втрое чаще накладывали на себя руки, чем в 2007-м. Тогда как юноши — вдвое. Однако количество мальчиков-самоубийц до сих пор выше, так как они используют более смертоносные методы.
Юноши склонны издеваться друг над другом физически, а девушки — психологически. Поэтому девушки чаще становятся жертвами кибербуллинга. Социальные медиа стали для них платформой, на которой можно днем и ночью безнаказанно проявлять агрессию и подвергать других девушек остракизму.
Владельцы социальных сетей осознают эти проблемы и пытаются обуздать кибербуллинг. Однако они имеют свои, мягко говоря, неоднозначные мотивы. Так, из одного документа Facebook стало известно, что компания продвигает среди рекламодателей свою возможность определять эмоциональное состояние подростков на основе их поведения в сети и фиксировать те моменты, «когда молодежи требуется повышение уверенности». Facebook признал, что документ был реальным, но отрицал, что он предлагал «инструменты для ориентации людей на их эмоциональное состояние» с целью извлечения коммерческой выгоды.
Недосыпание
Молодые люди имеют привычку спать рядом со своими смартфонами. Смартфон является последней вещью, которую они видят перед сном и первой при пробуждении. Если же они просыпаются ночью, то первым делом смотрят на светящийся в темноте экран.
Использование смартфона перед сном и сразу после пробуждения вредит здоровью
Такие привычки сокращают сон подростков. В 2015 году на 57% больше детей испытывали истощение от недосыпания, чем в 1991-м. Американские исследования подтверждают, что это связано со смартфонами. Тинейджеры, которые проводят более 3 часов в день с гаджетами, на 28% вероятнее спят менее семи часов ночью. Тогда как специалисты советуют спать девять.
Люди, которые пользуются смартфонами непосредственно перед сном, спят не только меньше, но и хуже. Гаджеты и социальные сети имеют более сильную способность нарушать сон, чем чтение или просмотр телевидения.
Недосыпание чревато многочисленными проблемами, в частности ухудшением мышления, увеличением веса, высоким кровяным давлением и болезнями. Люди, которые не высыпаются, более склонны к депрессии и тревоге.
Корреляции между депрессией и использованием смартфонов достаточно сильны, чтобы родители все больше убеждали своих детей в том, что нужно ограничить пользование смартфонами. Сегодня данного мнения придерживаются даже некоторые руководители Силиконовой долины. Даже Стив Джобс ограничил своим детям использование тех устройств, которые он сам создал.
Что делать?
Согласно данным исследований гаджеты существенно влияют на психическое здоровье и сон, если дети и подростки пользуются ими более 2 часов в день. Согласно статистике для большинства подростков время использования сейчас составляет в среднем 2,5 часа в сутки. Поэтому выход есть только один: чтобы минимизировать вред, нужно ограничивать время, которое дети проводят в своем смартфоне.
Присутствие смартфонов влияет не только на процесс взросления, но и на всю последующую жизнь. По статистике у половины из тех, кто хотя бы раз пережил депрессию, она повторится.
Взросление — это также ключевой период для развития социальных навыков. Поэтому дети, которые проводят мало времени с друзьями, не смогут как следует их развить. И уже в следующее десятилетие мы увидим огромное количество людей, которые знают, какой соответствующий ситуации смайлик надо вставить в сообщение, но не понимают выражение лица своего собеседника.
Полученных результатов уже вполне достаточно, чтобы родители начали убеждать своих детей меньше пользоваться гаджетами. Конечно, это может оказаться глупым и нереалистичным требованием к поколению, которое не знает жизни без интернета. Когда любой малыш, едва научившийся ходить, уже уверенно пользуется iPad-ом. Забрать смартфон из рук современного подростка еще труднее, чем было заставить поколение его родителей выключить MTV и пойти на улицу. Еще труднее убедить тинейджеров умеренно и ответственно пользоваться современными технологиями.
Однако общение с детьми вселяет надежду. «Они сами чувствуют связь между своими проблемами и постоянно присутствующим в их жизни смартфоном, и обращаются за помощью», — подытоживает статью Джейн Твендж.
Приложение. Поколение смартфонов: статистический портрет
Перевод и адаптация Psyfactor.Org, 2017 г. Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментариев 440
Рейтинг поста:
Несколько коротких замечаний:
1) деление на поколения -- штука все-таки довольно условная. Это усреднение и стереотипизация поведенческих моделей, которая игнорирует ряд факторов (социальные условия, круг общения и т.д.). Удобно для анализа, но упрощает и обедняет реальность.
2) исследование проводилось в США, выводы, в нем сделанные, справедливы для других обществ в той части, насколько данное конкретное общество по социально-экономическим и потребленческим параметрам близко к обществу США.
--------------------
Коль нет у человека замыслов далеких, то близкие невзгоды станут вмиг ему грозить
He who gives no thought to far-flung problems soon finds suffering nearby