Бегущий по лезвию 2049. Кино в поисках души
Не буду долго распинаться на тему значения оригинального "Бегущего по
лезвию" для кино-фантастики в целом и для жанра киберпанка в частности.
Фильм является очевидной классикой, которая уже десятилетия вдохновляет
авторов книг, фильмов, игр, графических работ, причем что удивительно,
выросла сия нетленка из не самого популярного произведение Филипа К.
Дика, превзойдя оригинал и став самостоятельным творением. И вот спустя
много-много лет, выходит прямое продолжение истории про детектива
Декарда. Не ремейк, ни спин-офф, а именно что прямое продолжение
оригинального "Бегущего по лезвию". Для нашего времени, ремейки
классических фильмов стали уже привычным делом, отражая затянувшийся
идейный кризис современного массового кинематографа, который с упорством
достойным лучшего применения, продолжает предлагать ностальгический
продукт паразитирующий на старой кино-классике.
В случае с "Бегущим", получилось вот что - режиссер Вильнев получил
возможность снять прямое продолжение культового фильма, который в свое
время провалился в прокате, но спустя годы вошел в число лучших
научно-фантастических фильмов XX века. На сей раз у фильма был огромный
бюджет, законченный сюжет оригинала, каноничные аудиовизуальные образы и
скромные посылы оригинального литературного первоисточника. Что сделал
Вильнев? Он по максимуму вложился в аудиовизуальный ряд, предложив по
сути тоже, что предлагал оригинальный "Бегущий по лезвию", только в разы
больше. Еще больше неона, еще больше нуара, еще больше медленных
растянутых кадров и глядений в мрачную пустоту цифрового
постапокалипсиса. И все это под давящую музыку Циммера, которая лишь
подчеркивает безысходность этого мира. С точки зрения стилистики
киберпанка, тут особо не к чему подкопаться - обязательную программу
Вильнев и Ко выполнили на ура. Оригинальная атмосфера достаточно
добротно и качественно воспроизведена.
Проблемы фильма кроются в сюжете, который оказался достаточно незамысловатым.
Далее, сюжетный спойлер.
Есть номерной "бегущий", который традиционно "отправляет в отставку"
предыдущие модели лазяя по различным помойкам и пустошам, где можно
встретить ангары с надписью "Целина" (здесь должна быть шутка про
Леонида Ильича).
Есть злодейский глава злодейской корпорации (вместо оторванного от людей
технократа Тайрела, играющего в шахматы с сотрудниками, здесь у нас
шаблонный психопат с комплексом бога), который штампует репликантов,
которые всем хороши, но не умеют рожать.
Главный герой и главный злодей узнают о том, что одна женщина-репликант
родила ребенка (почти сразу понятно, кто это - хотя если вы не смотрели
оригинал, то это может быть не очевидно).
Все ищут ребенка этой женщины, в процессе узнавая, что главный герой с
ней связан. Распрашивая престарелого Декарда, главный герой узнает
очевидное еще с первой трети фильма.
Когда правда всплывает, герой начинает рефликсировать на тему -
репликант я или человек и не избранный ли я? В этом ему помогает
искусственный интелект в виде голограммы.
Злодеи начинают охоту, зачем-то убивая полицейских, как будто у злодеев
нет более нормальных способов добиться желаемого. Но видимо без этого
для зрителей совсем было бы непонятно, а кто тут злодей. Если бы не Лав,
то зло в фильме получилось совсем уж обезличенным и абстрактным.
Тут случается единственный "вот это поворот" в фильме, когда молодому
"бегущему" объясняют, что ты вообще левый чувак и часть нашего ХПП, а
"мессия" который освободит репликантов у нас совсем другой и репликанты
готовят восстание против тирании сволочей людей. С учетом того, что
героев людей в фильме катастрофически мало, то сам конфликт между людьми
и репликантами дан ну очень общими и грубыми мазками. Почему надо
сочувствовать одной из сторон конфликта - неясно.
Главный герой по этому поводу всплакнул, порефлексировал на голую
голограмму размером с небоскреб, спас напоследок Декарда и умер. Конец.
Какое будущее ждет "мессию" и есть ли это будущее вообще, фильм
умалчивает. Готовящееся восстание репликантов выглядит скорее как повод
дать герою хоть какую-то мотивацию для финальной драки на кулачках.
Сюжетная линия главы злодейской корпорации так и вовсе заканчивается
ничем. Он просто ушел в одной из сцен из кадра с фразой в духе поручика
Дуба "Я вам покажу, вы меня еще не знаете, но вы меня еще узнаете" и
больше не появился.
В общем, для большого хронометража с сюжетными наполнением тут не очень
густо. При желании, можно углубиться в очередные религиозные подтексты
(наличие Ридли Скотта в титрах как бы намекает), где Уоллес в своем
пирамиде аки фараон играет в бога и штампует "ангелов" без души
(убивающих людей без каких-то сожалений с аллюзией на идею бога,
которому в общем то плевать на свои творения и то, чего они там творят),
но поскольку его "ангелы" не могут себя воспроизводить, Уоллес -
фальшивый бог, а настоящий "мессия", это дитя от половой связи человека и
репликанта, секретом чего и хочет завладеть завистливое "божество". Но к
чему в итоге все приходит? Уоллес как сидел в начале фильма в своем
комнате с водой, так и сидит. "Мессия" как сидела в своей стерильной
камере, так и сидит. Никакого развития этой "религиозной составляющей"
не происходит. Все остается максимльно статичным. Религиозные подтексты
просто ради религиозных подтекстов, дело весьма сомнительное, что хорошо
было видно в недавнем "Чужом" Ридли Скотта, где все тайны местной
вселенной свели к банальщине про спятившего андроида с комплексом бога. В
данном случае, рассуждения о том, что есть человек, душа и жизнь, свели
к достаточно банальным вещам и вторичным религиозным аллюзиям, которые
вы могли уже не раз видеть в фильмах на тему проблем искусственного
интеллекта и искусственной жизни.
По сути, зритель вместе с главным героем должен узнать его предысторию,
полубоваться/ужаснутся образами мира 2049 года, посмотреть драку с
подручным злодея и порадоваться за Декарда, который выжил. По сути, мир
никак не изменился - умер главный герой, папа встретился с дочкой.
Единственное оправдание всего происходящего - это жанровая
принадлежность. Раз у нас тут киберпанк и тотальная безысходность, то
вполне логично, что нет никакого развития - сколько как рыба о лед не
бейся, основы этого мрачного мира останутся незыблемыми. Кто-то всегда
будет сидеть в пирамиде и играть в бога, а кто-то будет бомжевать по
местным свалкам и трущобам. Полиция это просто механизм из бессмысленных
шестеренок существующих в виде сферического коня в вакууме. Обрывки
идей о справедливом устройстве общества и борьбы против рабства
репликантов, тонут в мрачной технологоческой какофонии образов и звуков.
И если посмотреть на это как на судороги умирающего мира, то часть
претензий вполне можно снять, хотя в этом случае сам смысл создания
фильма теряется - про то. что в киберпанке все мрачно, нуарно и
безысходно, мы знали и без этого фильма. Так что главная проблема фильма
- его идейная пустота или недосказанность.
С технической же точки зрения фильм великолепный. Мрачно-притягательная
картинка, которая подавляет человека и все живое что ненадолго
появляется в кадре, фактурные образы главных героев плавающих в этом
визуальном пиршестве для глаз, рваная электронная музыка перерастающая в
технологические завывания, мастерская операторская работа, которая
выхватывает необычные образы даже в достаточно банальных сценах. На фоне
"Бегущего по лезвию 2049", недавний "Призрак в доспехах" также
выступавший в жанре киберпанка, выглядит совсем уж никаким в плане
визуала, да и в целом, это пожалуй один из самых зрелищных фильмов
последних лет, причем тут зрелищность статично-образная, без особого
экшена, которого в фильме практически нет.
Помимо образов и звука, фильм тянут актеры, которые играют в целом
хорошо, хотя порой им особого и нечего играть. Тем не менее, главный
герой, старина Форд, виртуальный интеллект, Лав и даже Мадам, вполне
себе отрабатывают свой хлеб, иначе фильм совсем уж рисковал свалится в
тягомотину. Но это тот случай, когда хорошая актерская игра может
частично сгладить сценарные шероховатости.
В итоге, получилось достаточно неплохое научно-фантастическое кино с
красивым визуалом и вторичным идейным содержанием, которому суждено
остаться в тени великого первоисточника. Фильм 2017 года нельзя назвать
плохим фильмом, просто ему кроме более технологичных образов, которые
безусловно порадуют любителей фантастики и киберпанка, особо нечего
предложить. Станет ли продолжение такой же классикой как оригинальный
"Бегущий по лезвию"? Сильно сомневаюсь.
Как и "ангелы" Уоллеса, фильм искренне пытался найти свою душу, но в
этих поисках он постоянно натыкался на технологическую пустоту
совершенного, но искусственного изделия с порядковым номером 2049,
выглядящего также хорошо, как изделие 1982.
Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|