Способны на многое
Как помочь ребенку раскрыть потенциал? Некоторые родители
задаются этим вопросом, когда дети еще совсем маленькие. Другие
озадачиваются им, глядя на своих подростков. Способности есть в каждом,
но они не всегда очевидны.
Новый учебный год, можно выбирать кружки по интересам… Но порой
непросто понять, насколько правильно сделан выбор. А если ребенка и
вовсе ничего не занимает? Чем трудней найти ответы, тем больше давит на
нас ответственность. «Я завидую сестре! – признается 32-летняя Мария. –
Для нее все ясно. Ее дочка тянулась к фортепиано, едва научилась ходить.
Сейчас ей 12, и она делает успехи как пианистка. А моему сыну почти 10,
и я не вижу в нем способностей. Как не упустить то, что надо было бы
развивать?!»
ПРОБУДИТЬ ИНТЕРЕС К МИРУ
Первое, что мы можем сделать, – чутко присматриваться к ребенку,
чтобы понять, что ему нравится. И пойти навстречу. «Главное – не
погасить его исследовательский интерес», – говорит детский психолог
Татьяна Бедник. Иногда нам, родителям, хочется побыть в тишине и покое –
и мы запрещаем детям бегать, трогать какие-то вещи или играть с ними.
Нам жаль сломанных игрушек – и мы ругаем ребенка за неаккуратность.
Между тем он ломает их из любознательности: чтобы понять, как они
устроены.
Не позволяя ему активно двигаться, мы тем самым блокируем творческую
энергию. Вещи, которыми мы дорожим, лучше сразу убрать подальше, а не
отнимать у ребенка. И это вовсе не мелочи. Развитие его способностей
будет напрямую зависеть от того, насколько свободно и азартно он
осваивает мир.
Мы можем помочь ему, стимулируя его фантазию, отвечать на все
бесконечные «почему?», что-то делать вместе с ним. «Особенно важно,
чтобы эти дела сопровождались общими яркими эмоциями, ожиданием чуда, –
подчеркивает детский психолог. – Тогда у ребенка и пробуждается интерес к
миру, который затем позволит проявиться его способностям».
Для ребенка связь с мамой и папой – это тот «клей», который соединяет и способности, данные ему природой, и его умения
У многих родителей есть иллюзия, что гораздо лучше с этой задачей
справятся специалисты. Но для детей, особенно до подросткового возраста,
самое ценное время – то, которое они проводят с родителями, отмечает
психотерапевт Галина Ицкович: «Для ребенка связь с мамой и папой – это
тот «клей», который соединяет и способности, данные ему природой, и его
умения. Их эмпатия, похвала стимулируют его мотивацию, помогают
удерживать интерес к тому или иному делу».
Иногда для него значимей даже не само занятие, а связанный с ним
ритуал: как они вместе с мамой или папой едут домой, а по пути
останавливаются и едят мороженое или играют на детской площадке. «Уже
ради одного этого он будет продолжать заниматься и получит ценный опыт,
даже если не станет потом выдающимся музыкантом или спортсменом».
ОТКРЫТЬ ВСЕ ДВЕРИ
Но что, если у ребенка ни в чем не видно успехов, да и увлечений не
наблюдается? Значит, у него нет способностей? Этот вопрос обычно
тревожит уже родителей школьников. Скорее всего, способности не раскрыты
или не развиты, считают наши эксперты.
«Огонек в глазах ребенка гаснет чаще всего с началом обучения в
школе, – говорит Татьяна Бедник. – Потому что родители ждут от него
хороших оценок, не заботясь, интересно ли ему. А разговаривают ли они с
ним? Не формально, про сделанные уроки, а про то, чем он был занят в
школе или в свободное время. Внимательно присмотревшись, мы всегда можем
разглядеть в нем хоть искорку интереса».
Многие родители и учителя порой слишком узко трактуют понятие
способностей, считает Галина Ицкович. «До сих пор для их выявления
используется разработанный в начале прошлого века тест Стэнфорд–Бине,
аналог современного IQ-теста, – рассказывает она. – Он выявляет прежде
всего способность к логике и абстрактному мышлению.
Но в 1980-х годах профессор Гарвардского университета Говард Гарднер
предложил гораздо более убедительную теорию множественного интеллекта.
Всего он выделяет 8 видов интеллекта, и логико-математический лишь один
из них. Наша задача – открыть ребенку разные двери: вот музыка, вот
математика, вот спорт, вот естественные науки… А дальше он уже сам
решит, в какую из дверей войти».
УЧИТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ
Поддерживая поиски, важно не забывать определять рамки этого
эксперимента. «Мы старались откликаться на все запросы сына, –
рассказывает 38-летняя Елизавета. – Захотел играть в шахматы – наняли
частного педагога. Потом была гитара, затем испанский. Ни одно увлечение
не продлилось дольше месяца. Мне каждый раз было так неловко отказывать
преподавателю! Теперь cын просит оплатить ему школу брейк-данса». В
таком случае получается, что обязательства берут на себя только
родители.
«В этом нет смысла, – комментирует Галина Ицкович. – Мы должны знать,
чего друг от друга ожидать. Для этого договариваемся на определенный
срок: мы создаем тебе условия для занятий, а ты занимаешься, скажем,
полгода». По крайней мере, ребенок будет учиться отвечать за свои
решения и доводить дело до конца.
Способности сами по себе мало что значат, если человек не умеет к чему-то стремиться, преодолевать трудности, добиваясь цели
Иногда трудности с самоопределением возникают у детей, которых в
школе считают способными. У них отличная память, они быстро и легко
усваивают материал, зачастую много читают и могут удивлять эрудицией.
Все вроде бы хорошо – но нет магистрального интереса. Такое впечатление,
что они способны ко всему – и ни к чему конкретно. И есть опасность,
что в будущем эти таланты уйдут в песок.
«В своей практике я видела немало таких детей, – подтверждает Татьяна
Бедник. – Проблема в том, что у них не сформирован волевой компонент.
Из-за того, что им все так легко дается, они не учатся прилагать усилия.
А ведь способности сами по себе мало что значат, если человек не умеет к
чему-то стремиться, преодолевать трудности, добиваясь цели. Здесь
родителям стоило бы ставить перед ребенком задачи посложнее: искать
более сильную школу, нагружать дополнительными занятиями».
ОТСТУПИТЬ И ПОДОЖДАТЬ
Иногда родители исходят из того, что способности не даются
изначально, а формируются, и поэтому выбирают для ребенка направление по
собственному вкусу, будь то спорт, музыка, рисование, хореография,
языки. Хорошо это или плохо?
«Критерий тут один: нравится ли это ребенку, – считает Татьяна
Бедник. – Если он не получает удовольствия от этих занятий, то все
бесполезно». И наоборот, если ребенок увлечен, занятия будут ему на
пользу, даже если вопреки надеждам родителей особых способностей у него
не обнаружится, – все равно полученные знания и умения так или иначе
пойдут в его актив.
Но бывает, что у ребенка есть и способности, и интерес к какому-то
делу, вот только не хватает усидчивости. Надо ли в таком случае
заставлять его заниматься? «В традиционных обществах, прежде всего на
Востоке, существует представление о том, что из детей надо
«выколачивать» таланты, – рассказывает Галина Ицкович. – В какой-то
степени оно свойственно и российскому стилю воспитания. Но такой подход
все больше противоречит современным представлениям о том, что необходимо
уважать волю ребенка».
Как же быть, столкнувшись с сопротивлением? «Лучше отступить и
подождать, – размышляет эксперт. – Если ребенок действительно способный,
то, возможно, у него пробудится серьезная мотивация и он сам
поинтересуется, почему его перестали заставлять».
ДАТЬ ПРАВО НА ОШИБКУ
«У Ларисы любимый предмет – литература, и сочинения она прекрасно
пишет. Но ни филологом, ни журналистом быть не хочет, – переживает
Лилия, мама одиннадцатиклассницы. – Куда поступать? Я в полной
растерянности». Даже если мы сумели поддержать способности ребенка, не
всегда очевидно, какую профессию ему выбрать.
«Многим детям старшего школьного возраста еще трудно понять и
сформулировать свои желания», – соглашается Татьяна Бедник. А как же
профориентация? По мнению детского психолога, она имеет смысл, только
если это личностное консультирование, позволяющее учитывать все
индивидуальные черты ребенка. И задача психолога – не просто составить
рекомендации, используя методики, но помочь ребенку лучше понять его
сильные и слабые стороны.
Некоторые способности, особенно к музыке, рисованию, могут проявиться
рано, в 2–4 года, и родители усиленно их развивают. Но было бы ошибкой
считать, что путь ребенка теперь предопределен. Со временем у него могут
открыться и другие дарования, будьте готовы к тому, что он изменит
траекторию. Даже если мы вложили много сил в наши мечты, ребенок не
обязан их воплощать.
Но как быть, если ребенок, на наш взгляд, принимает неверное решение?
«Мы можем только поделиться с ним опытом, – уверена Галина Ицкович. – А
дальше принять его выбор. Нам может быть страшно. Но вспомним, как мы
боялись за него, когда он учился ходить, – и все же отпускали его руку.
Иногда лучшее, что мы можем сделать, это бездействовать».
8 типов интеллекта
В 1983 году профессор Говард Гарднер выдвинул ставшую затем широко
известной теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не
один, а минимум 8 разных типов интеллекта, которые не зависят друг от
друга и работают как самостоятельные системы.
Пространственный. Связан с визуальным и
пространственным восприятием. Его обладатели любят читать и писать,
легко решают головоломки, интерпретируют изображения, любят
изобразительное искусство. Профессии: архитектор, художник, дизайнер,
инженер.
Вербальный. Связан с языками, речью и письмом. Его
обладатели хорошо владеют письменной речью, запоминают информацию, любят
читать, отличные ораторы, умеют доходчиво объяснять, склонны к юмору.
Профессии: журналист, писатель, юрист, учитель.
Логико-математический. Связан с аналитическими
процессами и математическими операциями. Обладатели этого типа
интеллекта любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями,
проводить научные эксперименты, сложные вычисления. Профессии:
математик, программист, бухгалтер, инженер.
Телесно-кинестетический. Связан с физической
активностью, контролем движений. Его обладатели пластичны, имеют хорошую
координацию, у них развита моторная память. Профессии: спортсмен,
танцор, строитель, скульптор, актер.
Музыкальный. Связан с музыкой. Его обладатели легко
запоминают песни и мелодии, распознают музыкальные тона, держат ритм.
Профессии: композитор, дирижер, певец, музыкант.
Межличностный. Связан с умением строить отношения.
Его обладатели коммуникабельны, способны урегулировать конфликты в
группах. Профессии: психолог, работа в сфере продаж, политик, философ.
Внутриличностный. Связан с самоанализом и
рефлексией. Обладатели этого интеллекта хорошо понимают свое
эмоциональное состояние и мотивы, любят анализировать теории и идеи.
Профессии: философ, писатель, теоретики в разных областях.
Натуралистический. Связан с умением находить контакт
с природой. Такие люди стремятся ее исследовать. Профессии: биолог,
защитник природы, садовник.
http://www.psychologies.ru/art...
Рейтинг публикации:
|