Счастье работающего человека
Эксперт в области рекрутинга Алена Владимирская объясняет,
почему все больше людей предпочитает специальное образование высшему, и
рассказывает, в чем счастье работающего человека.
Чтобы разобраться в причинах популярности специального образования,
достаточно оглянуться назад и проанализировать кризисные тенденции в
нашей стране. Давайте честно ответим на вопрос: кто первым вылетел с
работы в кризис? Правильно – те, кто занимается стратегий, развитием,
новыми направлениями, инновациями. Вещами, безусловно, нужными, но в
понимании обывателя – бессмысленными и эфемерными.
Действительно – многие ли из случайных прохожих, подойди вы к ним на
улице и задай такой вопрос, смогут рассказать, чем занимается
специалист, отвечающий за развитие и новые направления? Представители
этих специальностей потеряли работу первыми.
Посмотрим с другой стороны. Чье положение в кризис было наиболее
стабильным? Тех, у кого есть реальная специальность, тех, кто делает
настоящее дело (и не обязательно это человек со специальным
образованием). Бухгалтеры, стоматологи, воспитатели частных детских
садов, простые рабочие, которые сейчас очень востребованы и зарабатывают
намного больше, чем те же самые маркетологи. Все эти люди в кризис
защищены куда лучше и остаются востребованными уже после всех кризисных
потрясений. Они редко теряют работу, а если и теряют, находят новую
достаточно быстро.
Люди наконец начали ценить и платить за реальную, понятную, а главное – хорошо сделанную работу.
Профессионализм снова в цене
Многие говорят, что малый бизнес в России загибается: дескать, не
сегодня, так завтра погибнет. Это не так. С малым бизнесом все в
порядке, просто он перешел в другой сегмент – из IT-технологий в более
«реальную» сферу. Растет число ферм, сетей мини-магазинов, частных
детских садов и школ с углубленным изучением английского языка. И везде
требуются люди, которые умеют работать руками, – потому что самими
основателями бизнеса сейчас становятся те, кто умеет работать руками. И
это закономерно. К счастью, мы возвращаемся обратно к тому сценарию,
который у нас когда-то был, а потом потерялся, но остался в Европе и
США. Этот сценарий – про ценность ручного труда и хорошей квалификации.
Я очень люблю рассказывать одну историю на эту тему. Она про счастье.
Как-то раз мы с мужем прилетели в США, вышли из аэропорта и решили
арендовать машину. Выбор был огромен: целая череда пунктов проката
автомобилей, самых разных. И самым нелепым нам показался тот, в котором
предлагали арендовать кадиллаки. С одной стороны, это здорово: ты в
Америке, садишься в кадиллак и с ветерком несешься по трассе 66 от
одного побережья до другого. Летишь в закат, и волосы твои развеваются
на ветру… Как в кино. С другой стороны, где мы, а где кадиллак? Это
совершенно нерационально, гораздо разумнее взять самую обычную машину.
И вот я вижу в огромной витрине проката розовый кадиллак. И говорю
мужу: мол, мы только прилетели, настроение отличное, зайдем, я
сфотографируюсь (девочка я или нет?). «Хорошо, давай, только арендовать
мы ее не будем», – отвечает муж. Я, естественно, соглашаюсь: женщина я
здравомыслящая, не будем арендовать, конечно. Заходим, а там продавец.
Лет, наверное, 56-58, огромный, пузатый и невероятно милый. Не помню,
как его звали, но пусть будет Джим.
Джим видит, как я фотографируюсь, и начинает рассказывать мне об этом
кадиллаке. Но не как о машине, нет. Он прекрасно понял, почему я зашла и
что я в этой машине вижу. Он начинает рисовать нам все эти картинки:
дорога, свобода, розовый кадиллак… Всю эту невероятную езду на машине из
фильмов. Это же мечта всей жизни, такое случается единожды, и именно в
этом – настоящая Америка.
Эксперт обладает знаниями в узкой сфере, и если продолжает повышать квалификацию, «возрастное проклятие» ему не грозит
Опомнились мы с мужем, только когда вышли из проката с подписанным
договором на аренду розового кадиллака. Как только я немного отошла от
произошедшего, я вернулась к Джиму с одним вопросом. «О'кей, – говорю, –
мы не будем возвращать машину обратно, раз уж арендовали. Но ведь мы
этого совершенно не хотели и не планировали, а вам удалось нас
переубедить. Джим, вы же настоящий гений! Вам столько лет – расскажите,
почему вы с таким талантом все еще рядовой продавец в прокате
автомобилей рядом с аэропортом?»
«Знаете, – отвечает Джим, – меня постоянно пытаются то конкуренты
переманить, то начальство – повысить до директора. А мне этого не нужно.
Я не хочу сидеть и перекладывать бумажки. Я люблю продавать. Так я
чувствую реальные деньги, реальных покупателей. И мне хорошо. Я знаю,
вся индустрия меня уважает. Все они, коллеги из соседних пунктов
проката, приходят ко мне, говорят, какой я крутой, и просят научить так
же продавать. И все это вместе составляет мое счастье. И другого мне не
нужно».
Надеюсь, мысль понятна.
А еще предлагаю задуматься о том, как строится карьера управленцев и
экспертов. Эксперт обладает глубокими знаниями в очень узкой сфере. И
если он продолжает повышать квалификацию, углублять экспертные знания,
то его востребованность с годами только растет, и «возрастное проклятие»
ему не грозит. А вот управленец с возрастом оказывается не у дел (если,
конечно, не переходит на уровень суперуправленца): его просто сбивают с
ног более молодые и «борзые члены стаи».
Классический случай – история известного гримера, которого из
Подмосковья возят на машине в крупнейшие театры и на киностудии. Возят
аккуратно, сдувая пылинки и вообще всячески его берегут. Человеку за 80,
и так делать исторический грим не умеет больше никто.
Это наглядный пример того, почему специальные знания дороже и ценнее
любых MBA. И хотя я не отрицаю важности высшего образования, мне
кажется, именно специальное образование будет гарантировать людям
стабильный кусок хлеба с маслом еще много лет.
http://www.psychologies.ru/sta...
Рейтинг публикации:
|