Несмотря на то, что узаконивания телемедицины ждали давно, без решения очевидных проблем инициатива может оказаться провальной
Телемедицина — это направление медицины, которое использует
современные коммуникационные технологии для обмена медицинской
информацией и удаленное оказание медицинской помощи. По сути, есть два
вида телемедицины: первый — это «врач-врач» (врачебные консилиумы,
операции под руководством на расстоянии, которые практикуются уже много
лет); второй — врач-пациент, форма более молодая, но также активно
развивающаяся, несмотря на то, что до июля 2017 года считалась
незаконной.
Во всем мире телемедицина переживает бурный рост. Где-то причины
сугубо экономические, где-то — географические. Мировой рынок
телемедицины, согласно отчету Allied Market Research, оценивается
в 10,5 млрд долларов (данные 2014 г.). Ожидается, что в 2015–2020 гг.
отрасль будет развиваться усиленными темпами и вырастет на 33,5%. В свою
очередь потенциал российского рынка телемедицины, по оценкам компании
«Мобильные медицинские технологии», составляет 18 млрд рублей. Причем
основное количество запросов на возможность дистанционного
консультирования поступает из регионов — на их долю приходится около
85%.
Степень законности
Напомним, закон о телемедицине (точнее поправки к закону № 323) был
одобрен Советом Федерации в конце июля этого года и должен вступить
в силу с 1 января 2018 года. На текущий момент врачам разрешено
консультировать пациентов дистанционно посредством разных средств связи,
проводить консилиумы с другими врачами, в том числе из других стран,
а также наблюдать пациентов с хроническими болезнями, корректируя
лечение. А с 2019 года планируется разрешить выдачу рецептов и справок
в электронном виде. Предполагается, что в обозримом будущем российская
телемедицина должна обрести следующий принцип работы: если пациент
обращается к врачу в формате телеконсультации впервые, то ему должны
определить профильного врача и назначить время очной встречи. Только
после встречи со специалистом, постановки диагноза и назначения лечения
пациент может обращаться к нему с дополнительными вопросами уже
в заочной форме. При необходимости лечащий врач пациента сможет выписать
ему как обычный, так и электронный рецепт — в том числе и на препараты,
содержащие наркотические или психотропные вещества, а также справку.
По мнению министра здравоохранения Новосибирской области Олега
Иванинского, информатизация системы здравоохранения нацелена, прежде
всего, на повышение доступности медицинской помощи: для того, чтобы было
проще записаться на прием, проще получить консультацию того или иного
специалиста, например, в отдаленном населенном пункте, а также для
упрощения получения рецепта на льготный препарат.
Планируется, что государственная телемедицина будет работать
на единой информационной системе. Поддержание и развитие этой системы
с 2018 г. потребует порядка 750 млн рублей из средств федерального
бюджета ежегодно. Об этом сообщал ранее статс-секретарь, замминистра
здравоохранения Дмитрий Костенников. Он добавил также, что объем
денежных средств для каждого региона будет определяться индивидуально.
В тоже время по оценке директора департамента информационных технологий
и связи Минздрава России Елены Бойко, в среднем каждому субъекту
на сопровождение и поддержание новых информационных систем потребуется
от 100 млн до 300 млн рублей.
Врачи не готовы?
Как показал опрос, проведенный исследовательской компанией Mar
Consult в 50 регионах России, 35% врачей настороженно относятся
к телемедицине. 69% из них считают, что вырастет риск врачебных ошибок,
12% отмечают, что лично им такой формат неудобен. 3% врачей считают, что
пациенты не будут доверять подобного рода дистанционным приемам. Еще
одно опасение, которое высказывают многие врачи, — как изменится
загрузка специалистов, ведь невозможно, чтобы врач принимал звонки
и отвечал на электронные запросы круглосуточно семь дней в неделю.
На законодательном уровне это еще никак не решено и только предстоит
прописать в подзаконных документах. Тем временем Минздрав РФ заявляет,
что уже прорабатывается план мероприятий по обучению медицинских
работников и пациентов правилам взаимодействия при применении
телемедицинских технологий. Врачей будут обучать методикам дистанционной
диагностики и ведения пациентов, и для этого сейчас разрабатывается
программа для образовательных учреждений «Электронное здравоохранение».
«В настоящее время главное, что требуется для развития этой сферы, —
понимание общества, для чего и когда нужна телемедицина. И вот этого
понимания пока нет: телемедицину либо переоценивают, позиционируют чуть
ли ни как замену «живой» медицинской помощи, либо наоборот отвергают, —
рассказывает руководитель группы заочной консультации и телемедицины
НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина Ирина Беспаленко. — Принятый закон —
большой шаг для достижения верного понимания функций этого направления,
однако важно найти наиболее четкое определение оснований для оказания
телемедицинских услуг. Сейчас уровень осведомленности о возможностях
телемедицины, к сожалению, остается низким не только среди пациентов,
но и среди врачей».
«Любая инновация внедряется всегда тяжело, т.к. проходит несколько
этапов становления: сначала на уровне государства, а потом еще и на
уровне каждой организации, и это неизбежно, — считает исполнительный
директор Клиники восстановления здоровья ЦНМТ Екатерина Консевич. —
Однако, на мой взгляд, удаленный способ консультаций с учетом экономии
времени может сделать лечение более точным, адресным. Не секрет, что
в нынешней ситуации вечной нехватки времени люди редко ходят
корректировать курс лечения, даже если препарат не совсем подошел или
результат лечения не соответствует ожиданиям».
Несмотря на статистику, отражающую настороженность врачей к внедрению
телемедицины, некоторые медучреждения давно развивают это направление,
например, в краевом перинатальном центре «ДАР» (Алтайский край)
разработана и внедрена в практику методика дистанционного
консультирования и мониторинга. «Благодаря видеосвязи, специалисты
перинатального центра в онлайн-режиме проводят консультации по ведению
беременных с коллегами из районных больниц, а в
консультативно-диагностическом отделении за восемь месяцев работы уже
было осуществлено 21 190 дистанционных консультации», — делится опытом
главный врач Алтайского краевого клинического перинатального центра
«ДАР» Ирина Молчанова.
Не для всех
Пациенты в свою очередь, с одной стороны, одобряют нововведение
и готовы пользоваться возможностями телемедицины, с другой стороны,
демонстрируют высокий уровень скепсиса.
«Запрос на быстрый контакт с врачом, на оперативность получения
информации однозначно есть, особенно среди молодых людей. Однако
ожидания пока превышают существующие возможности, — рассказывает
управляющий поликлиники «Смитра» Петр Смиренко. — При этом не вижу
в этом ничего плохого, так как это подтолкнет к развитию технологии
мобильной диагностики, передачи информации и т.п.».
«В целом нововведение нужное, значительно сокращающее время
на посещение врачей. Однако есть сомнения, что на уровне государственных
поликлиник и больниц это будет работать, — сомневается директор ООО
«Крокус» Эллада Нелюбова. — Реальность такова, что даже сервис
«электронная очередь» до сих пор не отлажен, записаться через Интернет
к врачу практически невозможно, особенно к узкому специалисту, что
уж говорить об адекватной работе более сложных систем».
Ирина Беспаленко уточняет: «Основные трудности, с которыми
мы сталкиваемся, кроме непонимания задач и функций телемедицины, —
плохая техническая оснащенность. Также бывают ситуации, когда трудности
связаны с низким уровнем технической подготовки специалистов при наличии
отличной дорогостоящей техники для осуществления телеконсультаций».
По задумке, с введением телемедицины помощь врача должна стать
доступнее. Особенно нововведение актуально для хронических больных,
инвалидов, пожилых и малоподвижных пациентов, а также для жителей
отдаленных районов. Им не нужно будет регулярно сидеть в очереди, чтобы,
к примеру, скорректировать лечение или получить рецепт на лекарство.
Однако если разобраться, ни для одной из этих социальных групп появление
телемедицины не поможет. Если брать пожилых людей, они зачастую
невосприимчивы к новым технологиям. А для отдаленных населенных пунктов
нововведение и вовсе может быть бесполезно. С одной стороны, ни для кого
не секрет, что во многих деревнях просто нет врачей, и чтобы поставить
диагноз, нужно будет в любом случае ехать за много километров. Вот,
казалось бы, потом можно пользоваться благами телемедицины, но нет!
Нынешний уровень Интернет-покрытия, компьютеризации и уровень
компьютерной грамотности в селах и деревнях делают телемедицину просто
пустым звуком.
«Без решения вопросов повышения уровня медицинской помощи
в отдаленных районах, а именно — на местах — должны находиться
квалифицированные медицинские работники, и повышения интернет-
и телефонной связи, телемедицина не сможет выполнить поставленные перед
ней задачи, и для отдаленных районов нововведение, к сожалению, будет
абсолютно бесполезно», — считает директор ООО «Центр медико-страхового
права» Юлия Стибикина.
Право знать
Как уже говорилось, с развитием телемедицины все больницы,
поликлиники органы управления здравоохранения страны будут связаны
в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.
Система должна будет охватывать все аспекты взаимодействия врача
и пациента — электронная запись к врачу, консультирование, выписка
рецептов и многое другое. Все это предполагает, что у каждого пациента
будет постепенно сформирована электронная история болезни, к которой
будет доступ независимо от того, куда пациент попал на лечение. С одной
стороны, это отличная перспектива, например, в экстренных случаях можно
оперативно изучить историю болезни человека и назначить лечение,
учитывая все особенности хода болезни. С другой — возникают большие
опасения по поводу безопасности данных и, соответственно, соблюдения
врачебной тайны.
«Для развития направления телемедицины в нашей стране нужно
совершенствовать взаимодействие внутри системы здравоохранения,
отлаживать технологии хранения и передачи информации, которые
бы позволяли, с одной стороны, оперативно получать информацию
о состоянии здоровья человека, с другой — надежно ее защитить», —
считает Петр Смиренко. «В любом случае телемедицина должна
соответствовать медицинским стандартам, и на информацию, полученную
в ходе таких консультаций, распространяется врачебная тайна и законы
о персональных данных. Первичный прием необходим еще и для того, чтобы
получить разрешение на обработку и хранение личных данных», — дополняет
Екатерина Консевич.
В свою очередь Юлия Стибикина считает, что создание единой
информационной базы с историями болезней пациентов — очень полезная
инициатива. «Сейчас у нас нет преемственности между лечебными
учреждениями, и в некоторых случаях это очень плохо, так как иногда нет
возможности быстро собрать анализы и информацию о пациенте для того,
чтобы оказать помощь быстро и наиболее компетентно, единая база поможет
получить быстро нужные сведения, так как в некоторых случаях каждая
секунда на счету, — говорит эксперт. — Что касается утечек, они и сейчас
есть. Думаю, с внедрением единой базы ситуация не усугубится».
Как рассказал Олег Иванинский, в Новосибирской области на сегодня уже
реализованы элементы телемедицинских решений, которые предстоит
развивать, создавая целую систему. Однако для достижения этой цели еще
предстоит сформировать нормативно-правовую базу: урегулирование вопросов
защиты персональных данных пациентов при использовании телемедицинских
технологий, формирование стандарта оказания консультации,
протоколирования ее результатов, а также разработка тарифа на оплату
консультации.