Даже
если бы она спела только «Пусть всегда будет Солнце» - то уже была бы
достойна того, чтобы почтить ее память на сайте. Поскольку эта песня
стала фактически антивоенным гимном как советского времени, так и
нынешнего. Ее очень любят петь на сражающемся Донбассе, детей которого
лишают права видеть солнце над головой. Ее исполняют и сирийские
школьники в освобожденном Алеппо. Им тоже хочется, чтобы вокруг были
небо, мама и все то, что мы называем мирной жизнью. Этот гимн миру
переведен на многие языки.
Да, у песни есть авторы – композитор и
поэт (в данном случае – Аркадий Островский и Лев Ошанин). Но многое
зависит и от того, в чьем исполнении ее слушали люди. А самой известной
исполнительницей данной песни была недавно ушедшая от нас Тамара
Григорьевна Миансарова.
Эту певицу можно смело назвать одним из символов ушедшей Советской
эпохи. К сожалению, ее последние годы были омрачены полунищенским
существованием, в то время как с экранов звучали – и продолжают звучать –
«шлягеры»-однодневки.
Тамара Миансарова (Ремнева) родилась на
Украине, в городе, который тогда назывался Зиновьевск, затем –
Кировоград (ныне майданная хунта «декоммунизировала» город, назвав его
«Кропивницкий») 5 марта 1931 года. Музыкальное образование получала
сначала в Минской консерватории, затем – в Московской, на фортепианном
отделении и параллельно – на вокальном. Таким образом, она неотрывно
связана с тремя славянскими Республиками Советского Союза – и с
Украиной, и с Белоруссией, и с Россией. В те времена и в страшном сне не
могло присниться, что между Республиками-сестрами однажды появятся
искусственные границы и даже дойдет дело до вражды…
После учебы
Тамара Григорьевна трудилась концертмейстером в ГИТИС. Однако вскоре она
пробила себе путь на эстраду. В 1962 году выступала на VIII Всемирном
фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, где завоевала первое место и
золотую медаль.
В 1963 году певица исполнила свою «коронную»
песню – «Пусть всегда будет солнце» - на Международном Фестивале песни в
Сопоте (Польша). Песня обрела всемирную популярность, став протестом
всех честных людей Планеты против тех, кто искусственно развязывает
войны. Против тех, из-за чьих узких, корыстных интересов «люди пугаются
взрывов».
Интересна и история рождения самой песни. Художник
Николай Чарухин нарисовал плакат с простым и наивным, но таким нужным
четверостишием «
Пусть всегда будет солнце, / Пусть всегда будет небо, / Пусть всегда будет мама, / Пусть всегда буду я».
Сами эти слова ранее произнес четырехлетний мальчик Костя Баранников.
Четверостишие было процитировано сперва в журнале «Родной язык и
литература в трудовой школе», а затем попало в книгу Корнея Чуковского
«От двух до пяти». Именно последняя книга и попала в руки художнику, а
нарисованный им плакат увидел знаменитый советский поэт Лев Ошанин. Вот
таким длинным, извилистым путем прошли эти простые слова, прежде чем
стать всемирно известной песней.
Вернемся, однако, к Тамаре
Миансаровой. В 1966 она победила на конкурсе «Дружба», который проходил
среди эстрадных певцов СССР, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии и
ГДР. В 1972 году получила звание Заслуженной артистки Украинской
Советской Социалистической Республики. В 1996 году стала Народной
артисткой России.
И пусть не всегда были ровными ее отношения с
партийным руководством, все равно она была дочерью той великой Страны,
для граждан которой трудилась. В новое же, «демократическое» время
певица оказалась почти невостребованной, как и многие другие, не
сумевшие «вписаться в рынок».
В ее исполнении звучали не только
лирические песни, такие как «Черный кот», «Летка Енка», «Последний
звонок», «Давай никогда не ссориться», но и гражданские, патриотические
(хотя порой тут трудно провести разделение): «Баллада о красных
трубачах», «Где-то багульник на сопках цветет», «Мальчишки играют в
войну», тревожный «Вальс расставания»… А пронзительная до слез «Баллада о
матери» (музыка Евгения Мартынова, слова Андрея Дементьева)… Это –
история о женщине, которая безнадежно ждала сына, ждала много лет после
войны, а затем увидела его в кинохронике:
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:
«Алексей, Алешенька, сынок!»
Словно сын ее услышать мог.
Эту песню исполняли многие певицы, но, пожалуй, в исполнении Тамары Григорьевны она звучала особо драматично и эмоционально...
Тамара
Миансарова и сама была автором музыки, например – к песне «Моя Россия»
на стихи И. Хлебникова. Сейчас ее за одну эту песню могли бы внести в
«черный список» на ее малой родине…
Последние годы жизни певицы
были омрачены проблемами со здоровьем, она практически была прикована к
постели после сложного перелома. 6 июля 2017 года она была
госпитализирована с воспалением легких, 12 июля скончалась. 17 июля
страна простилась с Миансаровой. Похоронили звезду советской эстрады на
Троекуровском кладбище.
К сожалению, с похоронами возникли
определенные трудности. Не было соболезнований, выраженных на
правительственном уровне. Хотя, например, по знаменитому
либерал-блоггеру Антону Носику с ником, который неприлично упоминать,
скорбела вся либеральная тусовка и премьер-министр Д.Медведев выразил
соболезнования по поводу его смерти. Правда, если говорить о смерти
этого одиозного деятеля, то можно процитировать его самого: «Мартышка
отдуплилась» (так Носик в свое время высказался о трагической кончине
Президента Венесуэлы Уго Чавеса). Кроме того, церемония прощания с
Носиком прошла аж в Центральном доме литераторов и была пышнее, чем
прощание с выдающимся художником Ильей Глазуновым, который скончался в
один день с ним.
Между прочим, Илью Глазунова, при всех его
православно-монархических взглядах, можно назвать одним из символов той
же самой Эпохи, к которой принадлежала и Тамара Миансарова. Эти люди
были воспитаны при Советской власти и на ее ценностях, получили при ней
образование, состоялись как творцы. И их наследие просто дышит памятью
именно этого Времени – когда был разбит фашизм, когда Москва стояла на
страже мира, когда нелюди не могли вершить свой беспредел на глазах у
всей планеты… Почтим же память тех, кто своим искусством внес бесценный
вклад в Эпоху, в ее борьбу и в ее мирную жизнь.