Грамотный шопинг как средство от стресса
Депрессивное состояние связано с ощущением потери.
Конкретной: человека, отношений, работы, или же утраты чего-то
неизмеримого: тонуса, вдохновения, смысла жизни. Нам кажется, что это
навсегда, перспективы «схлопываются». Главное в такой ситуации –
запустить механизм качельного мышления. Раз качели на стороне потери,
надо толкнуть их в сторону приобретения. И для этого лучше совершить
прямое действие. Проще всего – покупку. О том, как это сделать,
рассказывает психолог Елена Мкртычан.
Любая женщина знает, что старый добрый поход за покупками –
сильнодействующая антистрессовая терапия. Как экстренная, так и
постояннодействующая. Только не пробежка по слякотному рынку с авоськами
наперевес и не торжественное экскурсионное посещение дорогих бутиков с
фигой в кармане.
Не надо крайностей. Терапевтический шопинг – это когда со вкусом
идешь, с расстановкой выбираешь, быстренько расплачиваешься, а потом
дома еще рассматриваешь. После чего с удовольствием используешь по
назначению. Тогда – да. Тогда – получаешь релакс.
И не думайте, что нужна куча денег. Главное – не дать себе застрять в
своем унынии. Ослабить напряжение поможет даже мелочь. Иррациональному
правому полушарию, на которое мы и пытаемся воздействовать, абсолютно
наплевать на сумму покупки – оно не различает больших и малых
приобретений (так же, кстати, как больших и малых потерь). Именно
поэтому счастливыми нас иногда делает букетик фиалок, а несчастными –
стрелка на колготках.
Так что даже вечерняя прогулка за кефиром порой оказывается
спасительной сменой обстановки. Только подход нужен верный. Применить
его легче всего в супермаркете, где не надо тянуться через прилавок и
объяснять уставшему продавцу: «Дайте мне вон те грибы, но не в железной,
а в стеклянной банке. Нет, не в этой, поменьше. Не резаные, а целые.
Ой, ну ладно, давайте большую…»
Когда глаза разбегаются, рассеивается и внутреннее напряжение. Зрачки должны дрожать – это их естественное и здоровое состояние
Супермаркеты – это сосредоточение множества мирных возможностей
разогнать тоску, не впадая в крайность и не вступая в прямое общение
(последнее немаловажно: в подавленном состоянии не всегда хочется
разговаривать даже с самыми родными людьми). Во-первых, товаров в
супермаркетах много, что автоматически способствует применению верного
психотерапевтического приема – «растаскивания» взгляда.
Взгляд уставшего человека или человека, погруженного в свои невеселые
мысли, направлен как бы внутрь себя (то, что мы называем «глаза в
кучку»). Справедлива и обратная зависимость: когда глаза разбегаются,
рассеивается и внутреннее напряжение. Помните: зрачки должны дрожать!
Это их естественное и здоровое состояние.
Когда мы в депрессии, очень нелегко специально заставлять себя
смотреть по сторонам и приглядываться к мелким деталям, а в большом
магазине это происходит само собой. Бонус – возможность испытать
приятные тактильные ощущения. Пошуршать обертками, повертеть баночки,
коробочки, пакетики с продуктами. В магазине одежды можно пощелкать
застежкой сумки, пощупать фактуру тканей, прикоснуться к холодным
перламутровым пуговицам. И рассматривать, рассматривать!
Главное – делать это не спеша, сосредотачиваясь на том, что перед
глазами. Правильно говорят: «когда моешь чашку – думай о чашке». Когда
смотрите на яблоко или мармелад на полке – думайте о них!
Эти простые манипуляции возвращают и повышают чувствительность, а
значит, сохраняют наш контакт с внешним миром, не дают зарасти каналам,
по которым к нам поступает информация извне. Что тоже важно, ведь
депрессия заставляет от всего отгораживаться, уходить в себя.
У любого человека один из трех способов восприятия мира: обоняние,
осязание, зрение – превалирует над двумя другими. Кому-то важнее
увидеть, кому-то – пощупать, кому-то – понюхать. В супермаркете можно
задействовать все каналы восприятия.
И еще один важный момент. В магазине мы уверенно, как дома, лезем в
холодильник и привычным движением берем с полки йогурт, и в этом тоже
есть элемент психотерапии. Подсознание воспринимает обстановку большого
магазина так: всего много, все вкусно и доступно – а значит, в жизни
больше доступного, чем недоступного. И это правильно.
Поход в магазин как средство антистресса работает только в том случае, если вам стало плохо относительно недавно
Конечно, поход в магазин как средство антистресса работает только в
том случае, если вам стало грустно относительно недавно. Если же это
состояние длится месяцами, важно как можно скорее обратиться к
специалисту. Пытаться сбежать от проблем в «МЕГУ», годами проводить в
торговых центрах все выходные тоже опасно. Причем по тем же причинам.
Если человек не хочет уходить из магазина, где все действует на него
позитивно: освещение, дизайн, яркие краски, множество красивых вещей – у
него мегаломания. Это зависимость, подобная той, что возникает у
игроков казино и игральных залов.
И все же искушениям супермаркета надо поддаваться. Это не грозит
катастрофой и разорением. Будучи в трезвом уме и здравой памяти, не
стоит маниакально контролировать себя. Не хотите? Не покупайте. Но если
сильно захотелось – надо брать! Это точно.
А если сильно захотелось, но вам такое нельзя, – надо купить в
подарок кому-то, кому можно. Это хитрость через насыщение удовольствием
от покупки.
Купил, подарил, угостил – будто сам съел.
источник
Рейтинг публикации:
|