Завтра суббота, значит затоплю баню, а баня это не пустяк
И по сей день по приезду в деревню, одним из главных удовольствий для
городского жителя остается настоящая, крепко протопленная деревенская
банька. Горячий пар и жар, запах свежезапаренного веника, бочка с
холодной водой или небольшой прудик рядом – все в деревенской бане
является настоящей отрадой для души и тела.
Кто из нас не слышал
слово "баня"...... Сразу рисуется образ парилки с сухим паром, самовар,
друзья... Но люди добрые, это же только одно из проявлений древнейшего
из обрядов - бани!
Главная польза бани –
помочь восстановить вам организм, привести его в порядок. И после этого
вы снова сможете на полную радоваться жизни, получая от нее только
удовольствие.
Вот и я, если не попарюсь в бане с
обязательным обливанием холодной водой, то не чувствую, что неделя
прошла. Это своего рода перезагрузка. После бани и цвета ярче, и слух
острее, и еда вкуснее..))
У каждого народа имеются свои традиции в строительстве бань и в пользовании ими.
Еще
древнегреческий историк Геродот описывал бани скифских племен. По его
описанию скифские бани напоминали юрты, обтянутые шерстяным войлоком, в
центре которой ставили котел с водой, в который бросали раскаленные
камни.
Некоторые индейские племена Америки до наших дней
пользуются баней, которая представляет собой низкий вигвам, внутри
которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней.
Камни нагревают на костре, затем их переносят в ямку в вигваме и
брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение
среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и
т. п.).
Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни,
когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе
или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и
от души похлестать себя ароматным веничком.
История русской бани
древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской
баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как
правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а
многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара
раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в
снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как
изощренное самоистязание.
Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И
не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают
щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из
камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В
доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся
очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих
ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух,
притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с
них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.
В
конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию
посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его
поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы,
скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый
веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще
зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый
хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими
московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник
предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает
проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по
всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они
делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты
имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с
головы до пят, и только после этого они готовы».
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей
очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами,
а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были
удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной
чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в
дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя
одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.
Иностранцев
поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не
обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший
Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В
это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со
спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную
баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли
покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с
первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не
заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне
нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и
разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому
надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и
ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо
того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать,
окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже
голыми бегают взад и вперед не стесняясь».
Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в
русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения
для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в
речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей
экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом
запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ
стали соблюдать, но только в крупных городах.
Немало удивляло
иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем
в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что
было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после
первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго
следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю
«было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где
мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по
этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга
явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.
К чести иностранцев, многие понимали, что
русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес,
бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк
ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный
безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо
сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так
часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню,
приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению
человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из
аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими
иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы
половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных
зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».
Ему вторит камерюнкер Берхольц,
познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он
подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия,
отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».
Стоит
отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по
своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к
русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато
обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро
превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве
такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет
российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.
Интересно, что иностранцы, долго жившие в России,
стали по возвращении на родину строить у себя бани, чем немало изумляли
соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь
этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко
вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему
восточному соседу».
Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
Народная мудрость гласит: «В бане веник – господин».
Поэтому отправляясь в баню, не забудьте взять с собой веник и устроить
традиционный русский массаж, который не только приятен, но и чрезвычайно
полезен.
Видеобонус: Марат Фахрутдинов - Банный день Песня Геннадия Балахнина)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: 1УШЕЛЕЦ1 (23 апреля 2017 04:27) Статус: |
Еще древнегреческий историк Геродот описывал бани скифских племен. По его описанию скифские бани напоминали юрты, обтянутые шерстяным войлоком, в центре которой ставили котел с водой, в который бросали раскаленные камни.
Бонгард-Левин Г., Грантовский Э. - От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история (1983)
Глава: КОНОПЛЯ, БЕЛЕНА, МУХОМОРЫ ... Интересное свидетельство об этом сохранил Геродот: скифы «ставят три шеста, наклоненные один к другому, натягивают на них шерстяные войлоки и как можно плотнее стягивают их между собой, затем бросают раскаленные докрасна камни в сосуд, стоящий между этими шестами и войлоками. В их земле растет конопля — растение, весьма похожее на лен, но гораздо толще и выше его; она там растет и в диком состоянии и засевается... Скифы берут семена конопли, подлезают под войлоки и там бросают семена на раскаленные камни; от этих семян поднимается такой дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не превзойдет этой. Скифы наслаждаются ею и громко воют... Геродот толковал этот скифский обычай как особый ритуал очищения после похорон. Но его описание отражает, видимо, обряд шаманского типа (такое мнение на основе большого этнографического и исторического материала было высказано в 1935 г. К.Мёйли). В этом случае «вой» находящегося в войлочной «юрте» — это пение «шамана», пребывающего в состоянии экстаза, которое достигнуто под воздействием одурманивающего дыма курящихся семян конопли. Сообщение Геродота и принадлежность описанного обычая к скифскому религиозному ритуалу подтверждаются материалами археологии — находками в скифских курганах Алтая V-IV вв. до н.э. (раскопки С.И.Руденко).»
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста: