Пилатусбан считается самой крутой железной дорогой в мире. Весь
маршрут от города Альпнахштадт до вершины горы Пилатус поезд проходит за
полчаса, делая пару остановок по пути. Самый опасный участок железной
дороги Пилатусбан начинается в конце, когда поезд въезжает в тоннели, а
туристы судорожно вжимаются в кресла.
Вот здесь начинается настоящий швейцарский экстрим.
Пилатус – это горный массив в швейцарских Альпах –
одно из тех мест, где «надо побывать». Добраться до вершины горы можно
тремя способами: по зубчатой железной дороге (из Alpnachstad), по
канатной дороге (из Kriens) или пешком. Любой из способов подъема
оставит незабываемые впечатления, главное — угадать с погодой. А она
здесь переменчива – дождь может сменить солнечную погоду без
предупреждения, и наоборот. И это порой по несколько раз за день.
Пилатусбан (Pilatusbahn) – это старая железная дорога, её открытие состоялось в 1889 году, в 1937 она была электрофицирована.
Существует несколько различных видов зубчатых железных дорог.
Распространенными конструкциями зубчатых прививок являются системы
Marsh, Абта, Locher, Riggenbach, Strub и Von Roll.
Строительство железной дороги осуществлялось по проекту инженера с
говорящей фамилией Эдуард Лохер. Интересен факт, что когда он предложил
проект конструкции с двумя горизонтально движущимися зубчатыми колёсами,
его назвали чудаком. Сегодня же система Locher – одна из
распространенных конструкций зубчатых зацеплений на железных дорогах.
Для справки, зубчатая железная дорога – рельсовый вид транспорта,
моторные вагоны (или локомотив) которого оснащены одним или несколькими
зубчатыми колесами. Они включаются во время движения. Между обычными
рельсами уложена зубчатая рейка, с которой сцепляется зубчатое колесо
локомотива (или вагонов). Такая технология обеспечивает лучшее сцепление
с рельсами при подъемах на уклонах до 16‰ и более (для сухих условий) и
до 14‰ (при влажных условиях).
В настоящее время в мире насчитывается более 150 зубчатых железных
дорог, в том числе эксплуатируемых постоянно (зимой и летом) – около 60
дорог. 50% всех действующих дорог приходится на Швейцарию. Эта страна
имеет самый продолжительный опыт эксплуатации таких дорог, самый
современный подвижной состав собственного производства и самые крутые
дороги (28‰ и 48‰ уклона). Кроме того, швейцарские дороги в большинстве
своем прибыльны и рентабельны.
Похвастаться зубчатыми дорогами также могут Австрия, Германия,
Венгрия и ряд латиноамериканских стран (Бразилия, Венесуэла, Чили).
Используют их как способ перемещения по туристическим маршрутам в
гористой местности или как городской пассажирский транспорт (например, в
Будапеште, Цюрихе или Штутгарте). На территории России зубчатые
железные дороги отсутствуют.
По маршруту Пилатусбан курсируют 10 вагонов, вместимостью 40 человек
каждый. Максимальная пропускная способность дороги 340 человек в час.
Средняя скорость движения – 9-12 км/ч. Внутри вагонов чистота и интерьер
в стиле 50-х годов прошлого века. В глаза сразу бросаются ручные
стеклоподъемники и надпись «не высовываться из окон». Это важно – есть
участки дороги, где вытянув руку из окна можно сорвать горные цветочки
или прикоснуться к скале.
Сидеть в вагоне нужно лицом к вершине Пилатус. С левой стороны
пейзажи гор, скал, лугов, лесов, а с правой к ним добавляется
потрясающий вид на озера и населенные пункты. Ну и вокруг, как и по всей
Швейцарии, слышен звон колокольчиков пасущихся коров. Кому интересен
процесс управления поездом, можно сесть в первый вагон и наблюдать за
работой машиниста.
30 минут в пути пролетают мигом. По маршруту поезд делает
непродолжительные остановки. Одна из них, на станции Amsigen, длится
пару минут – здесь у фермеров можно купить сыр. Но не как в России – из
окошка поезда или на перроне, а пройти в домик, продегустировать
сыр. Только поезд дегустаторов не ждет, им придется добираться на
следующем по расписанию поезде.
Завершающий отрезок маршрута самый захватывающий – это проезд через
тоннели, выдолбленные в скалах, это те самые уклоны в 48‰, это обрывы в
десятки метров высотой, в метре от поезда. В голове сразу
возникает вопрос: «Как долго мы будем лететь, если откажут тормоза?».
Шутка! Мысли о другом – не выронить бы фотокамеру и не сломать бы шею
при въезде в очередной тоннель. Единственный минус от поездки по дороге,
на который, впрочем, не обращаешь внимания – это шум зубчатых колес.
На вершине горы Пилатус Кульм чего только нет – отели, рестораны,
кафе, сувенирные магазинчики, открытые и крытые смотровые площадки и 5
пешеходных троп с перепадом высот до 60 м.
Чем заняться
Разглядывать пейзажи за окном и щелкать затвором фотоаппарата во время поездки на поезде по железной дороге Пилатусбан.
Как добраться
Альпнахштад находится у подножья горы Пилатус. Добраться до
Альпнахштадт можно на поезде из Люцерна (около 30 минут) или на пароме
от причала № 2 (1 час).
Экипировка
Несмотря на соблазн протянуть руку и сорвать альпийский цветок, из окна высовываться нельзя.
Инфраструктура
Поезд состоит из 10 вагончиков.
Как улучшить впечатления
Выйти на одной из промежуточных остановок и купить сыра у местных
фермеров. Правда, тогда придется задержаться и сесть уже на следующий
поезд.
Стоимость входа
68 швейцарских франков.
График работы
C 8:10 до 17:50.
Обратно последний поезд уходит в 18:45.
Где переночевать
В городе Люцерн или в отеле на вершине горы Пилатус.
Что привезти на память
Сыр от местных фермеров, множество фотографий и впечатлений.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+