Нейропсихология: почему мы понимаем других?
Поставить себя на место других людей — это не врожденная, а
приобретенная психологическая способность, которой маленькие дети должны
научиться. Какие отделы мозга при этом играют важнейшую роль, недавно
выяснили исследователи. Согласно результатам исследований, главную роль
играет специальное сочетание волокон, которое соединяет две части мозга.
Только тогда, когда появляется этот «путь» для передачи данных между
этими двумя частями мозга, люди могут отличить свое «я» и проекцию
других.
Только тогда, когда волокна нервов Fasciculus Arcuatus (зеленый) достаточно развиты, дети могут сочувствовать другим.
Поставить себя на место другого человека — это базовая предпосылка
для социального взаимодействия. Взрослые обычно без труда различают свои
и не свои мысли и чувства, но маленькие дети изначально не имеют этой
возможности. Лишь в возрасте 3-4 лет они вдруг начинают понимать
— другие могут думать иначе, чем они. Сначала детям кажется, что
убеждения не существуют вне их непосредственного опыта. Но после
третьего года жизни они делают большой шаг в развитии.
Шарлотте Гроссе-Висманн (Charlotte Grosse-Wiesmann) и ее коллеги
из Института когнитивных и нейрологических исследований имени Макса
Планка (Лейпциг) недавно выяснили, с чем это связано.
Шоколад или карандаши?
Ученые хотели узнать, какие изменения в мозге позволяют маленьким
детям приписывать определенные утверждения другим. С помощью
магнитно-резонансной томографии (МРТ) ученые исследовали, как
распределено белое вещество в различных участках мозга и как эти участки
между собой связаны. Подопытными были 43 ребенка в возрасте от трех до
четырех лет.
Полученные данные исследователи сравнили с результатами
поведенческого эксперимента — теста на ложные убеждения. Они проверяли,
способны ли дети осознать: другие люди порой убеждены в том, что на
самом деле не соответствует действительности.
Испытуемым показывали пачку от батончиков, внутри которой были
карандаши. Затем их спрашивали, о чем подумает другой ребенок, когда
увидит коробку. Дети, которые еще не научились отличать мнения других
людей, на этот вопрос отвечали: «карандаши».
Они не учитывали то, что другой ребенок не знает о содержании коробки.
Дугообразный
пучок волокон Fasciculus Arcuatus (зеленый) примерно в возрасте четырех
лет объединяет два участка мозга. Изображение: MPI CBS
Решающее звено
Сканирование мозга и результаты эксперимента показали корреляцию.
Чтобы различать «я» и проекцию другого, самым важным является
образование специального сочетания волокон — Fasciculus arcuatus. В
какой-то момент в возрасте от трех до четырех лет волокна этой структуры
так сильно развиваются, что она как информационная магистраль (своего
рода "супершоссе") соединяет две важных участка мозга: область в задней
височной доле (он помогает думать о других людях и их убеждениях) с
участком в лобной доле (через нее мы воспринимаем вещи на разных уровнях
абстракции), благодаря этому можем отличить мнения других и реальный
мир.
Соединение волокон способствует эмпатии
Только тогда, когда эти участки соединены Fasciculus arcuatus, дети
начинают делать правильные предположения о взглядах других и понимать,
что другой ребенок может надеяться на шоколадки в упаковке, а не думать о
карандашах. Интересно, что новое образование в мозгу поддерживает эту
способность независимо от того, насколько хорошо развиты другие
умственные способности ребенка, в частности сообразительность, понимание
речи, контроль над импульсами.
«Сильно развитый Fasciculus Arcuatus может также быть причиной
того, почему людям как нельзя лучше удается понять других и их реакции, —
говорит Гроссе-Висманн. — Ведь и приматы могут поставить себя на место
другого, однако в значительно меньшей степени. Это, вероятно, можно
объяснить существованием менее выраженной связи этих волокон»,
— предполагает она.
Источник: Was uns andere verstehen lasst Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|