Новые уловки продавцов, заставляющие делать ненужные покупки
— Есть Рогонос, Мыгайло и Хохаль. Нужны — Куль, Крутяк и Бульба...
Это не объявления детей и не какой-то шпионский шифр. Это пишут
вполне себе взрослые люди в специальных группах. Группы посвящены
резиновым фигуркам-прилипалам, которые одна из розничных сетей продает
со скидкой своим клиентам. Почему люди
«залипли» на прилипал, объяснили психологи и специалисты по маркетингу.
Не бесплатный подарок
В Украине с периодичностью в полгода-год в одной из крупных розничных
продуктовых сетей проводится акция: купи товара на определенную сумму и
получи веселую резиновую фигурку Stikeez за символическую цену. Если в
2014 году первые фигурки продавали по 10 копеек за штуку, то сейчас они
стоят 99 копеек и выдаются за каждые 99 грн. покупки. И хотя даже в этих
цифрах чувствуется макретинговый подвох, люди с удовольствием
приобретают фигурки для детей, а потом меняются ими в Сети.
Прилипалы со смешными именами вроде Жарик и Йорж продаются
запечатанными в непрозрачную индивидуальную упаковку, и вы никогда не
знаете заранее, какую из 24 фигурок коллекции вы получите в этот раз. У
каждой из 24 фигурок есть свое имя и небольшая история, которую можно
прочитать на специальном сайте. Для коллекционеров создали
«домики» прилипал и настольные игры. Таким образом, есть мотивация
собрать их всех. Эта цель оказалась настолько захватывающей, что для
обмена и покупки недостающих прилипал созданы сотни сообществ в
интернете.
— Если вы не азартны, то можете купить всю коллекцию из 24 фигурок на
сайтах бесплатных объявлений за 140-170 гривен,
— говорит киевлянка Мария. — Но мне интересней ходить с ребенком в
магазин. Для дочки каждую раз открыть упаковку
— как праздник. Да и игрушка так стоит около гривны, а в интернете за
нее просят около 5 гривен. Можно заказать все коллекции в Китае, но с
доставкой они выходят приблизительно по тем же ценам, что и в Украине
— около 7 грн. за штуку.
Магазину такой успех играет только на руку. Как говорят эксперты,
благодаря подобным акциям, средний чек в супермаркете растет, что на
фоне падения покупательского спроса повышает оборот торговых сетей.
Мировая практика
Правда, смешные резиновые чудики — это не украинское ноу-хау. Stikeez
уже несколько лет активно продаются в игрушечных магазинах Европы. Там
они называются Ickee Stikeez, или просто Stikeez. Производители говорят,
что это инопланетяне, каждый из которых чаще всего упакован в
индивидуальный прозрачный контейнер.
Украинская торговая сеть просто заказала для себя оптовую партию этих
игрушек, перекрасив некоторых из них в другие цвета и придумав каждому
забавные
«украинские» имена. В этом и был успех их маркетинговой кампании.
Подарок за покупку на определенную сумму — самая популярная уловка
маркетологов. Но не такая уж безобидная, как может показаться на первый
взгляд.
— Маркетинговые акции всегда пользовались популярностью у народа. Кто
ж откажется, когда тебе дают что-то бесплатно или в подарок?
— рассуждает эксперт потребительского рынка и ценовой политики Станислав
Черкасов.
— Чаще всего игрушка бьет по самой «доступной» аудитории — детям. Это
хорошо продуманный шаг. Редко кто может отказать ребенку в такой,
казалось бы, мелочи, как символическая игрушка. При этом многие
забывают, что для того, чтобы получить подобную мелочь, необходимо
оставить в магазине минимум 100 грн. Часто получается, что человек не
собирался тратить этих денег. И так получается из раза в раз. В итоге в
конце месяца может
«набежать» хорошая сумма. Подсчитав расход, не трудно понять, что
условно бесплатные игрушки получаются очень даже платными.
Родом из детства
Не сказать, что покупатели не догадываются о том, что их подталкивают
к дополнительным тратам. Но мыслить разумно в этот момент могут лишь
самые просветленные из нас. Почему? А все дело в глубинных
бессознательных механизмах!
— Интерес и привязанность к игрушкам заложены в человеческой психике
изначально,
— объясняет психолог Анна Туманова. — Практически у каждого из нас,
независимо от уровня достатка, когда-то была любимая игрушка. И даже
если ребенок рос в суровых обстоятельствах, с мишкой, самолетиком или
куклой у человека ассоциируются положительные эмоции. Эту закономерность
эксплуатируют маркетологи, предлагая покупателям в качестве подарка
игрушку. В этот момент у покупателя осуществляется перенос самых первых
положительных эмоций на купленный товар или место его приобретения. Я
знаю реальный случай, когда девушка, выбирая машину, согласилась взять
автомобиль
«не того» цвета. Потому что к нему в качестве бонуса прилагался плюшевый
щенок.
В общем, если вы набираете полную корзину покупок, чтобы вам достался
какой-нибудь милый трехсантиметровый Нюня, вам явно что-то не додарили в
детстве. Коварные маркетологи играют не только на наших ранних
воспоминаниях, но и на родственных чувствах.
— Подобные программы выстраивают таким образом, чтобы в процесс
покупки были вовлечены все члены семьи покупателей,
— рассказывает Юлия Джанибекова, руководитель студии маркетинговых
коммуникаций Santorini.
— Сначала фигурки «прилипалы» становятся объектом желания детей. Затем
уже и взрослые с удовольствием вовлекаются в этот процесс. Судя по
всему, стремление получить положительные эмоции и доставить радость
детям здесь являются дополнительным стимулом для совершения дальнейшей
покупки.
Еще одна правдоподобная версия необъяснимой любви к маленьким подарочкам от супермаркетов
— текущий кризис. И банальная нехватка радости.
— За последнее время из-за политической и экономической ситуации у
людей увеличилось количество стресса,
— констатирует стратег маркетинг-агентства Диана Созинова. — Многие
вынуждены экономить, отказывать себе в чем-то. Людям явно не хватает
веселья. А тут
— яркая, милая, забавная фигурка, которую ты можешь клеить везде.
Фигурка дается в темном пакете
— это интрига. Моментальная выдача подарка на кассе. Ничего не нужно
делать, нужно просто совершать свои привычные покупки
— это всегда порция эндорфинов.
Еще 5 популярных маркетинговых крючков
Маркетологи накопили внушительное количество гипнотических
«приемчиков». Поддаваясь им, мы вдруг обнаруживаем дома в пакетах из
магазина много ненужных и откровенно бесполезных вещей. Чтобы
сопротивляться порывам, нужно знать
«врага» в лицо.
- Самая известная уловка продавцов в супермаркетах называется
«товар на уровне глаз». На средних полках чаще всего выставляют
самые известные, а значит и самые дорогие бренды. Не спешите хватать их
со стеллажа, можно найти более дешевую альтернативу на стендах ниже или
выше.
- Другой популярный приемчик — «правило девяток». Например,
ценник 99 вместо 100 гривен. Тут дело в психологии и в природе человека.
Мы читаем слева направо, и поэтому мозг сначала обращает внимание на
первые цифры на ценнике. Покупатель бессознательно выберет товар за 99
грн., хотя разница в стоимости всего 1 грн.
- «Цветные ценники» — очередная сильная психологическая
уловка. Не все люди имеют хорошую память и помнят все цены на товары.
Ценник со скидкой действует как магнит для покупателя. Главным
становится не цена, а сама возможность получить скидку. Хотя рядом
вполне может стоять товар дешевле и без всяких акций.
- Перед праздниками рекламщики любят писать «Новогодняя акция»
или
«Осталось 5 дней». Намекая, что нужно поторопиться с покупкой.
Здесь идет давление на отголосок еще советского менталитета
— купить, пока не пропало с прилавков.
- И, наконец, приманка в виде мелких бонусов. Например,
«При покупке холодильника кастрюля в подарок». Слово
«подарок», как уже было сказано выше, завораживает покупателей.
Тут важно напоминать себе, что цена пресловутой кастрюли наверняка уже
заложена в стоимость этого холодильника.
Андрей Гаценко, Комсомольская правда в Украине
30.01.2017 Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|