Случалось ли вам когда-нибудь завидовать вниманию,
которое ваш партнер уделял кому-то другому? Возможно, вы ловили себя на
мысли, что ваша половинка наслаждается разговором с кем-то другим
намного больше, чем с вами, или вы видели, как сотрудник флиртует с
вашим бизнес-партнером на праздничной вечеринке.
Исследователь Сюнь Хуан, доктор философии, стремилась узнать, как
чувство ревности мотивирует людей покупать вещи, которые могли бы
вернуть к себе внимание своих партнеров. Вместе со своей командой она
провела серию экспериментов, и результаты показали, что чувство ревности
увеличивает желание покупать такие вещи, как яркие цветные пальто
вместо тусклых оттенков или футболку с огромным лейблом вместо
сдержанного дизайна. Результаты ее исследований были опубликованы в
журнале the Journal of Consumer Psychology.
«Мы считаем, что этот эффект не ограничивается только ревностью,
которая характерна для романтических отношений, - говорит Хуан,
профессор из Nanyang Technological University в Сингапуре, - Дети могут
быть также ревнивыми. Например, ревность к брату из-за отношения к нему
родителей, или работники могут ревновать своих коллег из-за близких
отношений с начальством».
Исследователи также обнаружили, что желание покупать яркие вещи
уменьшается, если существует мало шансов того, что продукт будет замечен
другими в общественных местах. В одном эксперименте, участники, которые
испытывали чувство ревности были более склонны покупать заметную
золотую лампу для своего офиса. Но если они покупали лампу для их
спальни, интерес к золотой лампе по сравнению с обычной серой был
одинаковый.
Исследователи были удивлены, обнаружив, что желание вернуть к себе
чье-то внимание с помощью выделяющихся вещей даже перевешивает риск
общественного смущения. В одном эксперименте участникам было предложено
представить, что они были приглашены на вечеринку. Одна группа была
приглашена на костюмированную вечеринку, организованную друзьями, а
другая группа была приглашена на официальную встречу для новых
сотрудников в их компании.
Затем их попросили выбрать, какие солнцезащитные очки они предпочтут:
обычные или уникальные и яркие. Исследователи обнаружили, что
участники, которые испытывали чувство ревности выбрали броские очки для
обоих мероприятий, несмотря на то, что они могли бы вызвать негативное
внимание со стороны руководства компании.