Я и раньше знала, что у современных людей ум очень беспокойный, но я
не думала, что это проблема всех «белых» то есть западных людей. Более
того, я предполагала, что это больше про женщин, но оказалось, что у
«европейских» мужчин эта особенность развита не меньше.
Сначала об этом обмолвился аюрведический доктор после тестирования,
мол, как у всех европейцев, слишком бурно работает мозг. А у азиатов (не
по национальности, а по среде) такого, мол, нет. Я удивилась. Решила
подумать об этом потом.
А потом одна знакомая рассказала о том, что знакомые индусы называют
наши беспокойные мозги «white people problem» — то есть проблемой
исключительно белых людей. Мол, мы сумасшедшие и вместо того чтобы
просто жить — думаем и придумываем, сами себя загоняя в угол. Она же
привела пример, который мне очень понравился. Хочу с вами поделиться.
Смотрите, как все просто. Ситуация — вам нужна помощь. Например, вы
идёте из магазина и несёте очень тяжёлую сумку с картошкой. Вам очень
нужна помощь. И рядом проходит, например, ваш сосед. Казалось бы —
попроси его помочь! Но нет!
В нашем мозгу начинается война: попросить или не попросить? А что он обо мне подумает? А вдруг откажет?
Неудобно как-то нагружать. Но и тащить слишком трудно. Скажет,
накупила сама и тащи. А вот в лекциях говорят просить надо. Может
попробовать? Или лучше в другой раз?
И если даже попросила, то война не заканчивается. Если он согласился,
можно свой мозг ломать на тему, хочет ли он за это что-то, почему он
согласился, может у него виды на меня какие, и что подумают другие
соседи, когда это увидят. А если он отказал, то переживать можно на
тему, как теперь в глаза ему смотреть, и о том, что он не такой и
хороший человек, каким казался.
У индусов все проще. И не только у них. Нужна помощь. Помоги мне? Да —
отлично. Нет — хорошо. И все. И никаких сложных конструкций, попыток
спрогнозировать мысли и действия других людей, оценок приличности и так
далее. Все просто.
Это меня всегда удивляло в Индии, насколько просто и легко они обращаются за помощью, и насколько просто обращаться к ним.
Возьмите любую другую ситуацию, которую можно было бы решить проще, и
увидите, как наш беспокойный ум способен простое сделать сложным.
Если, например, вам нравится другой человек. Нравится то, что он
делает, как он это делает, как он выглядит и так далее. Что у вас в
голове? Стоит ли ему об этом говорить? Насколько это уместно и
правильно? А что он подумает? А не загордится ли? А не посмеётся ли надо
мной? А вдруг он придумает себе больше, чем есть на самом деле? А если
кто-то узнает, что вам это нравится? И так далее. Казалось бы — нравится
– скажи и все. Человеку будет приятно, и тебе тоже. Но нет.
В Индии так и делают. Идёшь по улице, и незнакомые люди говорят тебе,
какое красивое сари, как здорово ты его намотала, какие красивые дети,
какая ты умница-мама. Они не хотят строить с тобой какие-то отношения,
они просто идут мимо и говорят то, что чувствуют. Сказали – и пошли
дальше, и скорее всего, уже тебя не помнят через пять метров.
А если вам не нравится то, что делает с вами другой человек? Здесь
ключевое — «с вами», мы говорим именно о ситуациях, когда человек по
отношению к вам действует так, что причиняет вам боль или неудобства.
Например, вам на ногу наступили и стоят. Вы внутренне кипите и ждёте,
когда у человека проснётся совесть, потому что он же специально так себя
ведёт! Чем дальше, тем больше вы способны придумать и про человека, и
про его отношение к вам. А человек просто не знает, что там ваша нога.
Не знает, не чувствует. Но вы себе уже что-то придумали и обиделись,
разозлились.
И так во всем, в любых наших отношениях голова способна все
усложнять, придумывать то, чего нет, нагнетать. Помните фильм, где
героиня рассказывала своему любимому о том, что у них когда-нибудь
родится сын, а потом с ним случится беда? Вот классический пример. Сын
ещё даже не родился. Может быть, вообще родится дочь. Или с этим
мужчиной не родится никто. А она уже переживает о человеке, которого ещё
нет.
Наш беспокойный ум способен нарисовать нам нечто и потом этого же
испугаться. И вместо здесь и сейчас мы живём непонятно где. Даже не в
прошлом, потому что мы и прошлое видим через призму своего беспокойного
ума. Даже не в будущем, потому что ум рисует нам картинки чаще всего
такие, которые не сбудутся никогда (и слава Богу!).
Мы живём в этих фантазиях своего воспалённого беспокойного ума.
Девушка, едва познакомившись с парнем, начинает мучиться сомнениями,
её это суженый или нет, нравится ли она ему так же или он хочет ей
воспользоваться, какими у них получатся дети, стоит ли брать его
фамилию, где они состарятся и как назвать внуков. Она за него мысленно
замуж уже вышла, там же успела поссориться и разойтись. А он просто
предложил ей выпить вместе чаю.
Я часто вспоминаю разные истории, которые рассказывали девочки,
исцелившие отношения с родителями. Как они через много лет смогли
проговорить свои обиды и обнаруживали, что мамы и папы ничего об их
мучениях не знали и не хотели причинять детям боль.
Например, у меня в детстве была жутко колючая шапка, которую я
ненавидела. Но мама просила её надевать, ведь на улице очень холодно. И
мой ум рисовал мне тогда разные сценарии о том, что мама специально меня
мучает. А пару лет назад мы вспомнили эту шапку, и оказалось, что мама о
моих страданиях ничего не знала, ведь я ей ничего не говорила. Для неё
это была просто тёплая шапка и все. Мы такими растём с самого детства,
нас этому учат – и люди, и среда обитания, и привычки.
Любой внешний сигнал мы всячески пытаемся как-то трактовать
применительно к себе. Хотя даже любимый многими Фрейд говорил, что
«иногда банан – это просто банан».
Например, если девушка сзади услышала свист, то часто она может это
истолковать, как обращение к легкодоступной женщине, спроецирует это на
себя, и как следствие обидится, разозлится, начнёт винить саму себя за
то, что она надела сегодня. Но скорее всего, свистят вообще не ей и
совсем с другими мыслями. Точно так же когда у вас за спиной кто-то
смеется, 90 процентов женщин решат, что смеются над ней и судорожно
начнёт проверять, ничего не забыла ли она надеть, не кривы ли ее ноги и
так далее.
И с одеждой такая же странная ситуация. Мы не носим то, что нам
нравится, потому что вдруг кто что подумает. Носим модное, как у всех,
даже если оно неудобное и не нравится. И постоянно у зеркала оцениваем
себя — как это выглядит? Какие сигналы посылает? Не стоит ли мне
похудеть под это платье? Или наоборот, потолстеть? Не старовата ли я для
таких шорт?
А такое платье матери троих детей надеть можно? А вдруг люди подумают
что я толстая? А вдруг я на подол этой юбки где-то наступлю? А вдруг я
встречу девушку в таком же платье? А вдруг меня осудят другие мамы на
площадке за выпендрёж? А вдруг мужу не понравится? Казалось бы — надень
то, что нравится, и будешь чувствовать себя иначе — и все. Но нет.
Вместо стимул-реакция у нас получается сложная цепочка стимул — долгие метания беспокойного ума — реакция — и снова муки ума.
Мы тратим на это слишком много сил, пытаясь понять, что о нас думают, как к нам относятся.
Мы усложняем собственную жизнь, вместо того чтобы просто жить, мы так много думаем, что на жизнь сил не остаётся.
В отношениях мы бесконечно воюем с несуществующими проблемами и
высасываем проблемы из пальца. Мы и правда страдаем по глупости больше,
чем по карме. Мы действительна похожи на сумасшедших.
Сколько в нашей жизни надуманных проблем! Из-за того, что мы хотим
быть хорошими, как все, идеальными, не принимаем своё прошлое и боимся
будущего. Мы даже не можем часто понять, чего мы хотим, где наши
желания, а где — чужие.
Слишком беспокойный ум, вскормленный телевизором, воспитанием и
правилами поведения, кучей бесполезных знаний, которыми мы не
пользуемся, образованием, которое для корочки, но потрепало нервы и
заполнило голову ерундой…
В этом месте нам есть чему поучиться у индусов или балийцев. Да, мы
иногда их оцениваем как слишком простых и не знающих приличий людей.
Зато они на эту тему не переживают и даже не думают о том, что мы о них
думаем. Продолжают жить так, как чувствуют и оставаться собой. А нам бы
наши беспокойные мозги научиться успокаивать, и это уже сможет
приблизить нас к ощущению счастья.
П.С. Как там шутят — Бог дал тебе мозги, чтобы думать, какое платье надеть, а ты о судьбах человечества. Не надо так!
П.П.С. И пожалуйста, расслабь свой нахмуренный лоб, под которым уже
началась война мыслей на тему, что совсем без мозгов жить невозможно,
что зато они все бедные, что я тут из всех дур делаю. Расслабься. Статья
не об этом.
Ольга Валяева
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментария 2364
Рейтинг поста:
Собственно, уже декларировали, строится глобальный, кастовый "человейник". Опыт Индии весьма кстати. Интересно, на каком социальном уровне, в новом мире, окажется автор сего опуса? Неприкасаемая.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1437
Рейтинг поста: