Почему современная система образования игнорирует талантливых детей?
Уже
во время обучения в первом классе между детьми начинает проявляться
неравенство, незаметное в дошкольном периоде. Одни ученики приходят в
школу с целым багажом знаний и навыков, умея бегло читать и неплохо
считать, а другие едва могут складывать буквы в слоги.
Разумеется,
на данном этапе уровень образованности детей полностью зависит от
усилий их родителей и других родственников. Кто-то тратит немало времени
и сил для того, чтобы дать дошкольнику как можно больше знаний и
привить интерес к учебе, а кто-то предпочитает не напрягаться, полагая,
что «в школе все равно научат».
В итоге, первые классы заполнены
детьми с разными уровнями подготовки, и в качестве одной из основных
задач для учителей начальной школы обозначено «выравнивание стартовых
возможностей» учеников с ориентацией на наименее подготовленных детей.
С
одной стороны, это справедливо: сами дети не повинны в лени своих
родителей, не пожелавших заниматься обучением своих чад в дошкольный
период. Школа нивелирует различия между детьми из разных семей, приводя
всех к одному уровню.
Но в этом случае страдают интересы детей,
вынужденных со скукой проходить то, что им и так уже знакомо – счет до
10, азбуку и т.п. Усилия родителей по их ранней подготовке пропадают,
таким образом, втуне, а дети теряют интерес к школьному образованию, не
получая новых знаний.
Разрешить эти противоречия могло бы
разделение детей по классам с базовой и с продвинутой программой по
итогам тестирования. Однако, пресловутые «экзамены в первый» класс часто
вызывают и негативную реакцию – многие считают такую практику чуть ли
не дискриминационной. По закону, проведение испытаний при зачислении в
первый класс запрещено, если вопрос зачисления в определенное учебное
заведение ставится в зависимость от их итогов.
В результате,
многие специализированные лицеи и гимназии и вовсе отказались от
начальной школы, оставив только старшие классы, перевестись в которые
можно лишь по итогам специальных экзаменов. Однако, для того, чтобы
ребенок мог успешно пройти эти испытания, его нужно специально готовить
во время обучения в начальной школе.
Кроме того, свою «лепту» в
уравнивание школьного образования внесло внедрение записи через портал
электронных госуслуг, осуществляемой в автоматическом режиме, и
объединение школ, осуществленное, например, в Москве. Сильные школы при
этом согнали в единые комплексы со слабыми – в большинстве случаев это
привело не к улучшению качества образования в отстающих, а, напротив, к
деградации лидеров.
У дифференциации детей по разным классам во
соответствии с уровнем их развития и подготовки есть как сторонники, так
и противники.
«Мне 35… я до сих пор не могу преодолеть тяжёлые
размышления о школьном детстве, даже понимая всю их бесполезность... кто
имел право решить, что я должна учиться в классе "д"?», пишет,
например, одна пользовательница на интернет-форуме, вспоминая
собственные школьные годы в «слабом» классе, где ей пришлось учиться в
компании детей из неблагополучных семей.
Но и у противоположной
точки зрения тоже немало сторонников. Например, один родитель делится
положительным опытом распределения детей по принципу успеваемости: «У
нас есть классы, где деление на группы для изучения языка было
осуществлено путем тестирования. Результаты замечательные! "Сильные"
группы идут более быстрым темпом, копают "глубже", а "слабые" в
комфортном для себя темпе спокойно занимаются, не мучаются от комплексов
и чувствуют себя прекрасно.
Учителя свободнее себя ощущают - как
он может поставить слабому ученику отличную оценку в сильной группе? А в
слабой - запросто! Вчера смог из десяти слов написать только три, а
сегодня семь? Молодец! А в сильной каждый раз все пишут правильно по
девять-десять, и как бы этот ребенок себя ощущал?» - сложно не
согласиться с такой аргументацией.
Как рассказал в интервью
«Русской Планете» заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук,
профессор РАЕН Александр Снегуров, в настоящее время практика
собеседований при приеме в школу местами существует, но это мало что
дает на практике – детей в итоге все равно распределяют по классам не в
соответствии с их способностями, а так, как это удобно руководству
учебного учреждения и департаменту образования.
«Как правило,
усилия родителей по дошкольной подготовке детей все равно пропадают,
если говорить не об общем развитии, а о школьном образовании.
Рассчитывать на правильное распределение по классам не следует, даже в
лицеях и гимназиях, где вступительные испытания проводятся.
Распространившаяся в последние годы практика зачисления детей в школу
через электронный портал госуслуг я считаю неправильной.
После
объединения школ в комплексы родители и дети часто даже не знают, как
выглядит директор их школы, имея дело лишь с руководителем
подразделений. Правильный подход – разделение детей по классам в
соответствии с уровнем их подготовки, но, к сожалению, сегодня школа
опирается на иные начала – в первую очередь, финансово-экономические.
Зарплата
учителей зависит от «душевого набора», поэтому школы стремятся
заполнить классы исходя из этих факторов. Школы не могут позволить себе
более сложные программы для отдельных классов в силу финансовых
соображений. Формально отбор проводится, но он зачастую имеет фиктивный
характер, и в «продвинутые» классы попадают дети, не наделенные
способностями, малоразвитые», - рассказал эксперт.
По словам
Снегурова, школам сегодня невыгодно отделение более талантливых и
целеустремленных детей в отдельные классы, мало того, страдают и
спецшколы, традиционно проводившие отбор в результате объединения с
заурядными учебными заведениями.
«Приведу пример: математический
лицей №1557, известный своими выпускниками и уровнем подготовки, был
включен в новый объединенный комплекс с обычными школами. И теперь
уровень образования в этом лицее снизился. Чего уж ждать от рядовых
школ, если даже такие учебные учреждения нивелируются до низкого уровня.
Что
касается разделения детей на классы с расширенной и базовой программой,
то надо понимать, что никакой обиды в этом нет, и не нужно называть
базовые классы слабыми или отстающими. Понятно, что дети могут
обзываться, да и родители не всегда корректны в своих высказываниях, но
это не может быть основанием для отказа от такой дифференциации»,
подчеркнул педагог, добавив, что обязательно должны существовать и
классы с углубленной программой, и базовой, и коррекционные классы – это
совершенно нормально», подчеркнул педагог.
Эксперт дал свою
оценку и активно внедряемому в последнее время инклюзивному образованию,
когда детей-инвалидов отправляют учиться в обычные классы – в первую
очередь, это ставит в неудобное положение самого инвалида и его семью,
хотя чиновники уверяют, что такая система, якобы, призвана помочь этим
детям социализироваться, а также воспитать милосердие у других детей.
Однако,
на практике все оборачивается совсем по-другому, к сожалению. В
действительности, это придумано в первую очередь в целях экономии –
финансирование коррекционных школ и школ для детей-инвалидов
сокращается, а их просто раскидывают по обычным учебным учреждениям.
«Конечно,
всегда будут и противники, и сторонники дифференциации школьников -
мнения родителей всегда разделяются: те, у кого проблемный ребенок, или
малообразованный, естественно, настаивают на ущербности самой идеи
дифференциации, а те, чьи дети развиты и опережают программу, являются
сторонниками разделения.
Но если мыслить педагогически, все-таки
неизбежно приходишь к выводу, что дифференциация нужна. Понятно, что
проводится она должна деликатно, без обид и грубостей», подытожил
Александр Снегуров.
Хотя в определенной степени практика
разделения школьников по сильным и базовым классам сохраняется, она
постепенно вытесняется «уравниловкой», когда дети с совершенно разным
уровнем способностей вынуждены учиться в одних классах. Одной из
основных причин этого является «оптимизация» школьного образования,
проведенная с целью урезания финансирования учебных учреждений, которые
порой просто не обладают ресурсами для обучения способных детей по
углубленной и расширенной программе.
В итоге, страна может
недополучить множество талантливых специалистов высокого уровня, чьи
способности будут теряться, не находя нужной поддержки в условиях
деградирующей системы образования. Это недальновидное стремление
государства сэкономить на поддержке сильных школ и спецклассов приведет в
будущем к гораздо большим потерям. Источник: politikus.ru.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Сибуми (12 октября 2016 13:14) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 269
Рейтинг поста:
Полностью с Вами согласен. ИлИта, дальше нецензурно, для своих будущих управленцев деньги найдет.
--------------------