Исследование испанских учёных показало, что предки
современных людей были гораздо более жестокими по отношению друг к
другу, чем остальные млекопитающие. Чем можно объяснить столь неприятные
выводы и какое влияние оказывает общество на моральные качества
человека — в материале RT.
Древний
мир и Средневековье представляются современным людям сплошной чередой
зверских обычаев, бесчеловечных законов и жесточайших пыток. Иногда
кажется, будто первые государства соревновались между собой в
изощрённости наказания. Так, по некоторым данным, финикийцы придумали
знаменитую на весь мир казнь через распятие на кресте. Цицерон назвал её
самой жестокой из всех, что придумали люди, — и не зря: приговорённые к
распятию могли умирать в течение нескольких дней от обезвоживания,
удушья или инфекции. Вероятно, прославленный оратор не принимал в расчёт
те зверства, что творили над своими жертвами персы. Этот народ карал
преступников, заливая расплавленный металл в рот или раны, сдирая кожу и
используя другие виды пыток.
Люди принимали мучительную смерть не
только за свои преступления, но и ради благословения небес. Можно
вспомнить огромное количество случаев, когда наши предки пытались
задобрить своих жестоких богов кровью ни в чём не повинных младенцев,
женщин, молодых людей. Очевидно, что невиданная жестокость людей того
времени не может объясняться сугубо практическими целями, поэтому
следует начать разговор о врождённой тяге человека к насилию.
То,
что люди склонны к жестокости, учёные заметили и попытались объяснить
довольно давно. Образовалось два лагеря: сторонники Томаса Гоббса
считали, что всему виной человеческая природа (генетическая
предрасположенность, как мы сказали бы сейчас). Вот что вышеозначенный
мыслитель пишет об этом в своём знаменитом труде «Левиафан, или Материя,
форма и власть государства церковного и гражданского»: «При отсутствии
гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда
видно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе,
они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в
состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или
военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно
сказывается воля к борьбе путём сражения».
Сторонники Жан-Жака
Руссо, в свою очередь, утверждали, что решающее значение имеет среда
обитания. Французский философ писал: «Сострадание — это естественное
чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия,
способствует взаимному сохранению всего рода. Первый, кто, огородив
участок земли, придумал заявить: «Это моё!» — и нашёл людей достаточно
простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем
гражданского общества. От скольких преступлений, войн, убийств,
несчастий и ужасов уберёг бы род человеческий тот, кто, выдернув колья
или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: «Остерегайтесь слушать этого
обманщика: вы погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама
она — ничья!»
Современные исследования наконец смогли разрешить этот многолетний спор.
Группа
испанских учёных во главе с Дж. М. Гомезом собрала информацию о случаях
насильственной смерти среди млекопитающих и всех предков человека (были
рассмотрены останки людей из палеолита, мезолита, неолита, бронзового и
железного веков). Исследование включило в себя анализы 4 млн смертей
особей из 137 семейств млекопитающих и 600 работ, в которых описывались
случаи насильственной гибели среди предков современных людей. В ходе
работы учёные пытались определить, сколько процентов особей, погибших
преждевременно, были убиты особями своего же вида, а затем сравнивали
эти показатели у разных видов млекопитающих. В итоге они пришли к
выводу, что человек в шесть раз более жесток по своей природе, чем его
собратья по биологическому классу. В среднем только одно млекопитающее
из 300 погибает по вине особей своего вида (примерно 0,3%), у наших же
далёких предков это значение доходило до 2%. Склонность к насилию
закладывается у представителей Homo sapiens генетически, потому что
процент особей, павших от лап (зубов, клыков) своих собратьев,
равномерно растёт по мере эволюционного приближения к человеку. Учёные
объясняют это адаптацией наших предков к жизни в больших группах на
территориях с ограниченными ресурсами.
Но Гоббсу рано праздновать
победу: исследователи обнаружили скачкообразное увеличение числа
внутривидовых насильственных смертей, которое никак нельзя объяснить
наследственностью. Примерно 3 тыс. лет назад наши предки перешли от
упомянутых 2% к 15—30%, что можно объяснить появлением иерархического
общества с классом воинов. Процент начал заметно снижаться только 100
лет назад, что опять же объясняется не генетикой, а построением нового
общества с развитым институтом права, отлаженной работой
правоохранительных органов и культурой, в которой насилие считается
неприемлемым. Человек наконец стал гуманнее животных — только одна
насильственная смерть из 10 тыс. происходит непосредственно от рук
другого человека.
Если наша генетическая склонность к насилию есть
результат адаптации, остаётся только надеяться, что теперь мутации идут
в другом направлении и в конце концов появится поколение с заповедью
«Не убий», записанной прямо в молекулах ДНК.
Юлия Попова