Проблемы с начальством. Трудный босс
Как часто мы слышим от знакомых фразы «меня раздражает начальство»
или «мой босс
— тиран»? Иногда несогласие с начальником становится основной причиной
увольнения. Не стоит торопиться. Важно разобраться, почему у человека
возникает желание поставить других людей в ситуацию дискомфорта, а
иногда попросту унизить. Скверное отношение не всегда означает, что
перед вами плохой руководитель. Может, кто-то из сотрудников не сходится
с боссом характерами или у начальника черная полоса в жизни. А может
быть, человек попросту находится не на своем месте. Как построить
здоровые и продуктивные отношения даже с самыми
«проблемными» боссами?
Хороший босс VS плохой босс
Профессор Стэнфордского университета Роберт Саттон в своей книге
«Хороший босс, плохой босс: как стать лучшим, научившись на ошибках
худших» определяет начальника, как человека с властью, который имеет
частый и прямой контакт с подчиненными, отвечает за инструктаж и
оценивает их работу.
Автор считает, что, независимо от размера компании, успех
менеджера обусловлен умением общаться с ближайшими сотрудниками
— теми, кто чувствует результаты его работы, кого он лично наставляет,
вдохновляет или заставляет соблюдать дисциплину. Саттон уверен, что
успехи и неудачи каждого начальника зависят от того, насколько успешно
он выстроит отношения с сотрудниками.
Откуда берутся плохие менеджеры
Трудные начальники создают вокруг себя тяжелую атмосферу, манипулируя
сотрудниками. Почему же одним боссам удается сплотить коллектив, а
других приходится терпеть, ставя в приоритеты работу и зарплату? Один из
ответов: не все могут использовать природные лидерские задатки. Лишь
оттачивая способности и создавая собственные законы, человек поведет за
собой других.
Старшие научные сотрудники Американского института общественного
мнения — Института Гэллапа
— Том Рат и Барри Конки в своем исследовании «Развитие сильных качеств —
основа лидерства» пришли к выводу, что эффективным руководителем станет
лишь человек с высоким уровнем самосознания. Продуктивное использование
талантов определяет поведение человека и в повседневной жизни, и на
работе. А где взять хороших руководителей, если большинство людей не
осознают свои сильные стороны, поддаются внутренним страхам и подражают
другим лидерам? По данным Института Гэллапа, большинство сотрудников на
работе не используют природные таланты: в США это 68% сотрудников, Китае
— 86%, Индии — 64%, Японии — 85%, Великобритании — 83%, Германии — 74%.
Ученые ставят в пример Уинстона Черчилля или Махатму Ганди. Эти
исторические персоны кардинально отличаются друг от друга, но им удалось
стать выдающимися руководителями в своих странах, используя и развивая
собственные особые таланты. Смелый и властный Черчилль не смог бы
мобилизовать разрушенную войной нацию, если бы подражал спокойному
подходу в управлении страной Ганди. Тем не менее руководство Ганди во
время борьбы Индии за независимость было эффективным. Он не подражал
властной линии поведения прошлого руководства.
Извините, вы — начальник-тиран?
Если у кого-то из сотрудников не сложились отношения с боссом и
последний всячески это подчеркивает, не спешите ставить на него клеймо
«тиран». Попробуйте рассмотреть поближе и познакомиться с его
уникальными чертами характера. У плохих начальников есть свой особый
стиль поведения. Например, для контроля над подчиненными и выражения
своих эмоций они используют конкретные слова, мимику, положение тела на
совещаниях или рабочем месте, походку. Они даже по-особому открывают
дверь в офис. С такими начальниками трудно общаться. Зачастую энергия,
затраченная на разговор с ними, не соответствует важности проблемы.
По запросу BBC, сайт Quora опросил своих респондентов на тему
того,
существуют ли плохие боссы. Большинство участников ответили: конечно да!
Один из
респондентов описал трудных начальников, как властолюбивых, агрессивных и
самоуверенных «альфа-вожаков». Для достижения своих целей они используют
либо силу, либо харизму. Другая цитата из отзывов опрашиваемых:
«Злые начальники существуют, потому что большинство людей не выдерживают
испытания властью, а некоторых из них нельзя подпускать к руководству
людьми
— они сразу превращаются в психов».
Люди определяли плохого руководителя как того, кто:
- не знает потенциала, сильных и слабых сторон коллектива;
- зациклен на себе и не слушает подчиненных;
- не любит брать на работу умных людей.
Среди ответов было и простое, но точное определение босса-тирана: «Злой начальник
— тот, с кем категорически не хочется работать (и скорее всего, он отвечает вам взаимностью)».
Интересно, что конкретные черты характера такого босса одним
кажутся неприемлемыми, а других совершенно не беспокоят. Некоторые
относятся к боссам-тиранам, как к хорошим руководителям, которые любым
способом добиваются от своих работников результата. И правда, они
устанавливают сжатые сроки работы, требуют от подчиненных выполнить
сложные задания, грозясь уволить. Иногда запугивание срабатывает, но
часто все заканчивается увольнением квалифицированного сотрудника.
Статистика. Как боссы-тираны влияют на своих подчиненных
Профессор Роберт Саттон отмечает, что плохих боссов в мире намного
больше, чем хороших. Его слова подтверждаются исследованиями. По данным
Американской психологической ассоциации, 75% сотрудников американских
компаний определяют отношения со своим начальством, как худшую и
наиболее стрессовую часть работы, а 60% ответили, что скорее выберут
нового руководителя, чем повышение зарплаты.
75% сотрудников американских компаний определяют отношения со
своим начальством, как худшую и наиболее стрессовую часть работы, а 60%
ответили, что скорее выберут нового руководителя, чем повышение
зарплаты.
Исследователи Гарвардской бизнес-школы и Стэнфордского университета в
результате анализа более 200 исследований пришли к выводу, что
ненадежная и требовательная среда, которую создает босс-тиран, влияет на
здоровье человека так же, как и вдыхание табачного дыма. Согласно
исследованию шведских ученых, которые на протяжении 4 лет следили за
сердечными показателями более 3 000 сотрудников компаний, скверное
поведение начальника ухудшает состояние подчиненных, из-за чего падает
их производительность. Ученые выяснили, что работа с боссом-тираном
увеличивает вероятность сердечного приступа у подчиненных на 50%.
По данным исследования эксперта по производительности труда Линн
Тейлор, 69% американцев сравнивают своих боссов с детьми ясельного
возраста, которым разрешили делать все и вся. Американские сотрудники
описывают своих начальников, как самоориентированных
— 60%, упрямых — 49% и чрезмерно требовательных — 43%. Среди опрошенных в
возрасте 18-34 лет 60% считают, что боссы чрезмерно требовательны,
среди респондентов старше 35 лет этот показатель всего 36%. Менеджерам
мешают эффективно управлять вспышки гнева, возникающие на фоне
невозможности повлиять на сложившуюся ситуацию, считают 27% мужчин и 19%
женщин.
Соавтор бестселлера «Эмоциональный интеллект 2.0» и один из
основателей компании TalentSmart доктор Трэвис Бредберри говорит, что
большинство менеджеров не удивляются такой статистике. По данным
исследования компании Development Dimensions International, 64%
менеджеров признали, что им нужно совершенствовать навыки управления.
27% людей, работающих на босса-тирана, бросают курить, как только
находят новую работу, и 11% бросают курить, просто увольняясь. А вот 59%
продолжают терпеть своих боссов.
По статистике 27% людей, работающих на босса-тирана, бросают курить, как
только находят новую работу, а 11% бросают курить, просто увольняясь. А
вот 59% продолжают терпеть своих боссов. Трэвис Бредберри считает, что
оставшиеся сотрудники живут в постоянном стрессе и в будущем это может
негативно сказаться на психическом и физическом здоровье.
Есть ли выход?
В любом случае психологи советуют не рубить с плеча. Лучше
попробовать распознать тип поведения начальника и использовать эту
информацию для достижения морального равновесия. Есть несколько
вариантов трудных руководителей. Если у вас нет шестого чувства или вы
не профи в составлении психологических портретов, вам будет сложно найти
с начальством общий язык. Чтобы упростить нам эту задачу, Трэвис
Бредберри выделил основные типы боссов и определил, какие подходы к ним
лучше использовать.
Тиран. Его главная задача — сохранить власть.
Для этого он принуждает и запугивает работников. Своих подчиненных он
рассматривает, как разбойную группировку, захватившую его корабль.
Мятежники
— хорошо работают и отстаивают свою точку зрения; правая рука —
добиваются своих целей с помощью лояльности; матросы
— плохие работники.
Чтобы справиться с тираном, сообщайте ему о своих идеях, но не
полностью. Дайте ему возможность дополнить их или уточнить. А главное
— контролируйте свои эмоции.
Микроменеджер — начальник типа «высоко сижу,
далеко гляжу». Он наблюдает за каждым вашим действием и уделяет много
внимания мелким деталям. Постоянное вмешательство в рабочий процесс злит
сотрудников и приносит им неудобства.
С микроменеджером будьте гибкими, компетентными и
дисциплинированными. Но не позволяйте зацикленному на деталях боссу
развить в вас чувство неполноценности. Главное правило
— чем больше общения, тем лучше.
Некомпетентный — такого руководителя назначили необдуманно и поспешно. Он не знает и не понимает, что от него хотят.
Расскажите ему специфику работы и поделитесь с ним знаниями.
Неадекватный приятель — слишком дружелюбный
босс. Он поддерживает неофициальное общение после работы и любит
посплетничать. Такой начальник разделяет сотрудников на
«любимчиков» и «нелюбимчиков». Ему трудно принимать жесткие решения,
например кого-то уволить.
С таким типом начальника нужно установить четкие границы: дружеские отношения только в течение рабочего дня.
Робот — в сознании робота вы сотрудник №72 с
производственным выходом 84% и уровнем опыта 91%. Таким боссам важна
статистика. Когда ему приходится принимать решение без соответствующих
данных, он самоликвидируется. Робот не налаживает связи в коллективе.
Ему важен только результат работы.
Чтобы добиться успеха у робота, научитесь говорить на его языке.
Есть идея
— подкрепите ее данными. Покажите, что вы поддерживаете его методы
работы и докажите свою ценность как сотрудника. Если вам это удалось,
попробуйте его вытолкнуть из антисоциальной зоны. Например, отвечайте на
электронные письма в разговоре и не давите на него. Вскоре такие
действия выделят вас из общего списка чисел.
Чайка — такие боссы выставляют себя напоказ,
принимают скоропостижные и опрометчивые решения. Они стремительно
бросаются выполнять поставленную задачу и при этом не советуются с
коллегами.
С таким типом боссов лучше всего работает групповой подход.
Подчиненные должны все вместе признаться чайке, что его стиль работы их
не устраивает и им трудно выполнять обязательства.
Дальновидный — такой босс постоянно генерирует
идеи. Но такой предпринимательский подход может быть опасным, когда
реализуется конкретная задача. Он попросту не может сосредоточиться на
задании.
Сосредоточьте его внимание на чем-то менее глобальном и заставьте
рационально подойти к решению задачи. Для этого задавайте ему наводящие
вопросы и рассматривайте возможные нюансы. Попробуйте не отвергать его
идеи, а спрашивайте, что конкретно он предлагает сделать для реализации
плана.
Источник:
ЛИГАБизнесИнформ Источник: psyfactor.org.
Рейтинг публикации:
|