Тайны метро в Санкт-Петербурге
Самый глубокий, самый красивый, самый северный и самый западный метрополитен в России находится в Петербурге.
Строитель Дороги Жизни и первые станции метро.
Иван
Зубков (без которого не было бы Дороги жизни, которого незаслуженно
забыли, а теперь, к счастью, вспомнили и скоро назовут в его честь одну
из городских улиц) до войны возглавлял Строительство №5 Наркомата путей
сообщения, будущий Метрострой. Он участвовал в проектировании и создании
заделов для будущих станций первой очереди первой линии Ленинградского
метрополитена: от "Автово" до "Площади Восстания". Из-за начала войны
строительство пришлось прервать, возобновилось оно только в 1946 году,
но уже без Зубкова: строитель Дороги жизни погиб в авиакатастрофе за два
года до этого.
Размывы и аварии.
Строительство метро в
Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и
крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции,
удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство.
Самый знаменитый размыв случился между "Площадью Мужества" и "Лесной" в
1995 году, но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными
водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974
году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и
укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий. Через
12 лет про эту историю даже снимут фильм "Прорыв", где директора
Метростроя играет постаревший Олег Быков: там же один из героев
предлагает замораживать тоннели жидким азотом (новинка по тем временам),
так они и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике.
Другой герой фильма вспоминал аварию при строительстве метро "Автово".
Правда, в реальности там были не снаряды и бомбы времен Великой
отечественной, а воды речки Красненькой. Тогда тоннель удалось укрепить,
но в итоге станцию пришлось ремонтировать в конце нулевых.
Парк Победы, крематорий и горизонтальный лифт
Во
время войны на территории будущего Московского парка победы находился
крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов.
Осенью 1945 года тут заложили Парк победы, а потом и одноименную станцию
метро. Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами
там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название
"горизонтального лифта": таким образом не нужно было отдельно строить
вестибюль на платформе (тоннель все равно скрыт от пассажиров),
повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.
"Парк
Победы" был открыт 29 апреля 1961 года. В мировой практике это был
первый случай строительства станции с "горизонтальным лифтом". Всего в
Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала
"Звездная", открытая в 1972 году. Тогда уже выяснили, что эксплуатация
"горизонтальных лифтов" слишком дорога, для них нужны отдельные поезда
со специально обученными машинистами (которые и сейчас получают прибавку
к зарплате, если возят людей по линиям с "лифтами"). В итоге на смену
станциям закрытого типа пришли односводчатые (вроде "Площади Мужества"
или "Пионерской"). Сейчас власти Петербурга в какой-то мере решили
вернуться к идее "горизонтального лифта", обязав все новые станции
оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском
метрополитене. Но былого шарма у этого новодела, скорее всего, уже не
будет. Увы.
Станции, которые так и не появились.
Перспективный
план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это
связано с изменениями в потребностях города, кое-где - со сложной
геологической обстановкой.
Например, когда проектировали
Московско-Петроградскую ("синюю") линию, то была задумана станция в
районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя
что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз. Так
появились так называемые "американские горки" в петербургском
метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры
не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, который правильно
меняет скорость. Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции
метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.
И именно
из-за размывов и подземных вод поезд между "Московской" и "Звездной"
идет так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий
подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто.
Станций
"Адмиралтейская" должно было быть две. Вторую - на
Невско-Василеостровской линии - сейчас не представляется возможным
построить. Во-первых, потому что для этого придется останавливать
движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для
второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он
должен быть).
Не появились станции и на пересечении Литейного с
Невским, на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между
"Площадью Александра Невского" и "Елизаровской" (самый длинный перегон).
Станции-призраки и станции-мертвецы.
"Станциями-призраками"
обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была
долгое время "Адмиралтейская". Она является самой глубокой в России (89
метров), и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока
шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от "Садовой"
до "Спортивной" видели полутемный зал. Такой же долгое время была и
станция "Обводный Канал", для которой вестибюль строили слишком долго.
Есть
в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на
Кировско-Выборгской линии являлась станция "Дачное". Она была
единственной наземной открытой станцией в городе - климат появлению
подобных строений не очень способствовал - и изначально являлась
временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли
"Ленинского проспекта" и "Проспекта Ветеранов". В 13:00 5 октября 1977
года из "Дачного" ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть
вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
Маленькая Москва
Московский
метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его
станций, построенных в 1960 - 1970-е - это колонные неглубокого
заложения. В народе их прозвали "сороконожками". Это дети хрущевского
постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии
средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно
появились аккуратные залы немарких цветов с длинными рядами
геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько
похожи друг на друга, что их постоянно путают.
Но в Петербурге
тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато укращенная
"Автово" без эскалатора, находящаяся в районе, сплошь застроенном
сталинским ампиром. Прямо как в Москве. А также "Ленинский Проспект" и
"Проспект Ветеранов", такие же московского типа "сороконожки" с
множеством выходов и без вестибюлей.
Переходы.
Именно в
Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном
вестибюлей "Технологического института" (построен в 1961 году) поезда
двух линий едут на юг, в другом - на север. Переход намного удобнее, чем
где-либо еще.
Но это не все новации. В Петербурге есть
единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с
кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом
стиле "Спортивная". Правда, перехода пока тут нет. Два пустых пути - это
будущая Кольцевая линия. Правда, пока неизвестно, когда точно она
появится. В планах развития нет ни четких дат проектирования, ни четких
дат строительства. Говорят, что все будет после 2025 года.
Сталин и Пушкин.
Так
как ленинградский метрополитен проектировали еще при Сталине, то все
станции первой линии должны были быть снабжены его портретами. Потом
вождь умер, началась медленная борьба с культом личности и портреты
убрали (из-за чего некоторые вестибюли кажутся немного незавершенными).
Осталось только небольшое изображение Сталина на "Площади Восстания".
Зато
Пушкин стал единственным (после Ленина) историческим героем, которому в
Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба - работы
Аникушина. Тот, что на "Пушкинской" - молодой поэт в пиджачке, тот, что
на "Черной Речке" - уже зрелый литератор, который, по задумке
скульптора, "как бы ждет гостей на бал".
источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|