На чем-то надо возить
По подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам июня рынок новых грузовых автомобилей в России показал прирост: всего в стране было продано 4,1 тыс. единиц грузовой техники, что на 2% больше, чем в июне прошлого года. И хотя прирост продаж сам по себе довольно небольшой, внушает оптимизм то, что он наблюдается третий месяц подряд: в апреле этого года увеличение реализации грузовиков в стране составило весомые 14%, в мае – 8,2% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.Во многом наблюдаемый прирост продаж грузовой техники связан с так называемым эффектом низкой базы – в прошлом году рынок грузовиков упал очень ощутимо: почти на 50%. Однако участники рынка говорят все же о явном оживлении потребительского спроса: коммерческие организации, являющиеся потребителями грузовой техники, уже больше не могут откладывать обновление своих автопарков, которые являются инструментом развития их бизнеса. «Многие предприятия приостановили обновление парка грузовых автомобилей в 2014 году, когда экономика показала существенные признаки рецессии. Совсем не приобретать автотранспорт несколько лет подряд компании не могут, поэтому на рынке сейчас происходит отскок, как реализация отложенного спроса», -- говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М».
Фантастика в В2С
Лидером грузового рынка по-прежнему остается российский КАМАЗ, на долю которого приходится 38% от общего объема продаж. У ведущего российского производителя грузовиков дела сейчас идут хорошо: в июне прирост продаж существенно обогнал среднерыночные показатели: КАМАЗ в первый летний месяц реализовал 1,6 тыс. авто, что на 15,5% больше, чем год назад (см. таблицу). «Перевозчики стали покупать конкурентоспособные машины, в том числе отечественного производства, взамен устаревшей техники, -- комментирует Важа Такидзе, заместитель генерального директора транспортного парка логистической компании «ПЭК». -- На мой взгляд, рост продаж КАМАЗа связан с появлением на рынке модели КАМАЗ-5490, которая собрана на агрегатах «Мерседеса». Цена, фактически, за грузовик иностранного производства, очень заманчивая».На втором месте в продажах грузовиков располагается другой отечественный бренд – ГАЗ, у которого динамика продаж развивается не столь удачно: по итогам июня производитель из Нижнего Новгорода продал 653 автомобиля, что на 17,3% ниже прошлогодних показателей. «ГАЗ пока ничем новым и конкурентоспособным в классе грузовиков не радует. Модель «Газон Некст» пока технически не может составить конкуренцию иностранным производителям, хотя цена и перевешивает чашу весов в его сторону, -- продолжает Важа Такидзе.
Замыкает тройку лидеров белорусский МАЗ (269 шт.; +1,1%). А из иностранных марок наиболее успешно сейчас развивается в России японская марка Isuzu: в июне она вырвалась четвертое место в рейтинге продаж (209 шт.), показав почти фантастический прирост в 90%. В общем рейтинге японцам удалось обогнать традиционно сильных на российском рынке шведов в лице марки Scania, которая, впрочем, тоже окончила месяц с неплохим приростом в почти 9% (188 шт.).
«На рынке услуг автоперевозок в настоящее время активно развивается так называемый сегмент В2С и, в частности, очень активны интернет-магазины. Именно для перевозки онлайн-заказов сейчас очень востребованы недорогие и надёжные иномарки. Isuzu с его моделями здесь приходится очень кстати, данная марка смотрится привлекательной по цене», -- комментирует Олег Коробкин, директор по операциям транспортно-логистической компании DPD в России.
От себя гребет только бульдозер
Дальнейшие перспективы развития российского рынка грузовиков наблюдатели оценивают оптимистично, но при этом осторожно. Пока о полном восстановлении рынка говорить рано. «О будущем рынка грузовиков говорить пока сложно. Крупные клиенты все еще очень осторожно относятся к закупкам новых автомобилей, так как в условиях экономического кризиса бизнес переходит в режим жесткой экономии. Скорее всего в ближайшее время наиболее активно покупать автомобили будет малый и средней бизнес», -- указывает Александр Дьяконов, директор по транспорту компании FM Logistic.Примечательно, что наряду с ростом продаж грузовиков начинают наблюдаются позитивные подвижки и на рынке спецтехники. «Оживление на рынке спецтехники заметно уже сейчас, -- констатирует Сергей Харитонов, директор по развитию JCB (крупного мирового производителя спецтехники) в России. – По некоторым продуктам уже наблюдается вполне ощутимый рост по результатам первого полугодия. Самым актуальным вопросом сегодня является финансирование строительной отрасли. Основным потребителем техники сегодня являются компании, так или иначе связанные с государственными инвестиционными проектами, они же будут оставаться главными потребителями спецтехники в ближайшем будущем».
Таблица. Объем продаж ведущих марок российского рынка грузовых автомобилей в июне 2016 г.
№ |
Марка |
Июнь 2016 |
Июнь 2015 |
Соотношение, % |
1. |
KAMAZ |
1 559 |
1 350 |
15,5 |
2. |
GAZ |
653 |
790 |
-17,3 |
3. |
MAZ |
269 |
266 |
1,1 |
4. |
ISUZU |
209 |
110 |
90,0 |
5. |
SCANIA |
188 |
173 |
8,7 |
6. |
URAL |
175 |
169 |
3,6 |
7. |
MERCEDES |
149 |
122 |
22,1 |
8. |
SAZ |
138 |
160 |
-13,8 |
9. |
NEFAZ |
132 |
85 |
55,3 |
10. |
MAN |
130 |
170 |
-23,5 |
|
ВСЕГО |
4 085 |
4 003 |
2,0 |
Источник: «Автостат»